Закон об осаго независимая экспертиза

Содержание

Обновленный закон

Закон об осаго независимая экспертиза

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Нововведения будут вступать в силу поэтапно. Сегодня речь пойдет об изменениях, вступающих в силу с 4 июля 2021 года и с 1 сентября 2021 года. Изменения от 1 января 2021 года будут рассмотрены в отдельной статье на pddmaster.ru. Приступим.

Осмотр поврежденного в ДТП автомобиля с 4 июля 2021 года

11.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.

11.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.

До 4 июля 2021 года страховщик должен был осмотреть поврежденный автомобиль в течение 5 дней с момента предоставления этого автомобиля. Т.е. получалось, что автомобиль мог остаться у страховщика на 5 дней. Это довольно существенный срок, т.к. в случае небольших повреждений (царапин) автомобиль может эксплуатироваться в течение этого срока.

Начиная с 4 июля 2021 года 5 дней отсчитываются с момента подачи документов о ДТП в страховую компанию.

Запрет прохождения независимой экспертизы без экспертизы страховщика

Федеральный закон “Об ОСАГО” дополнен следующими новыми абзацами:

В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку) на основании абзаца второго пункта 13 настоящей статьи, а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страховой выплаты в случае, если потерпевший не представил поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованные со страховщиком даты в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта.

В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховой выплате исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Рассмотрим нововведения по порядку:

1. Если владелец поврежденного автомобиля не предоставил его на экспертизу страховщика, то поданные ранее документы будут ему возвращены. Соответственно, никаких выплат на ремонт водитель не получит.

2. Если владелец пропустил экспертизу страховщика, то страховая компания не будет принимать результаты экспертизы, которую он провел у независимых экспертов.

3. Если пострадавший в ДТП пропустил экспертизу страховщика и ему были возвращены документы, то он может подать заявление в страховую повторно. Однако в этом случае сроки выплат будут исчисляться с момента повторной подачи заявления.

Данный пункт в первую очередь направлен на то, чтобы автовладельцы не пытались обмануть страховщиков, проводя независимую экспертизу у знакомых экспертов и завышая таким образом сумму выплат.

Увеличение срока рассмотрения претензий страховщиками

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

Срок рассмотрения претензии, направленной водителем страховой компании из-за недостаточной суммы выплат, увеличен с пяти календарных дней до десяти. На практике это приведет к тому, что получение страховых выплат будет занимать на 5 дней больше.

Предъявление электронного полиса ОСАГО сотрудникам ГИБДД

1.

Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Напомню, возможность заключения договоров ОСАГО через интернет была введена с 1 июля 2021 года. Однако при покупке электронного полиса ОСАГО водитель не получает специальный бланк (зеленый). Он получает электронный документ, который должен самостоятельно распечатать.

Приведенное выше изменение ОСАГО регламентирует тот факт, что водитель может передать для проверки сотруднику ГИБДД как полис ОСАГО, так и распечатанную информацию о заключении договора в электронном виде.

Срок действия тарифов на ОСАГО с 1 сентября 2021 года

3. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее одного года.

3. Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.

Данный пункт закона “Об ОСАГО” претерпел лишь “косметические” изменения. Обновленный пункт текста более подробно расшифровывает ту же самую информацию.

Суть его сводится к тому, что Банк России не может менять стоимость ОСАГО чаще, чем 1 раз в год.

На этом рассмотрение изменений от 4 июля и 1 сентября 2021 года завершено. Изменения от 1 января 2021 года будут рассмотрены в одной из следующих статей. Забегая вперед, отмечу, что они будут более важными для водителей.

Удачи на дорогах!

Как делать независимую экспертизу по ОСАГО после ДТП

Закон об осаго независимая экспертиза

Post Views: 11

Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП для точного определения ущерба – это законное право владельца транспортного средства.

На текущий момент в Российской Федерации, согласно действующим законодательным требованиям, каждый автовладелец обязан оформлять страховку ОСАГО, которая позволяет получить выплату ущерба после дорожно-транспортного происшествия.

Однако оценка стоимости ремонта, представленная страховщиком, может существенно отличаться от реальной не в пользу владельца транспортного средства.

Единственный вариант увеличить выплаты – доказать, что нанесенный ущерб и последующие восстановительные работы обойдутся в большую сумму.

И основой для решения такого спора как раз и является выполнение независимой экспертизы и осмотра автомобиля после ДТП с последующей выдачей официального заключения.

В каком порядке она проводится? Какие документы для этого необходимо предоставить специалисту? Какими правами на этот счет обладает автовладелец?

Нормативная база для независимой экспертизы

Деятельность страховых компаний, которые и представляют свои услуги для автовладельцев, описана в законе «об ОСАГО» №40-Ф3, изданном ещё в 2002 году.

Согласно ему, независимая экспертиза по оценке нанесенного ущерба проводится в том случае, если между страховой компанией и заявителем (то есть, владельцем поврежденного ТС) возник спор на фоне размера выплачиваемой страховки по факту ДТП.

Из-за чего может развиться спор? Из-за того, что в проведенной самим страховщиком экспертизе будет указана конечная стоимость нанесенного ущерба существенно ниже реального. По закону, к ней компания может привлекать только независимого эксперта, но на практике часто оказывается, что страховщик и специалист по оценке ущерба сотрудничают.

Соответственно, такой эксперт заинтересован в том, чтобы в заключении указать как можно более низкую стоимость необходимой страховой выплаты. За это он получает определенное вознаграждение, а страховая компания – экономит на своих прямых обязанностях. Единственный, кто пострадает от всего этого – это владелец транспортного средства.

Независимая экспертиза – это единственный вариант отстаивания своих прав и востребования полной компенсации не только за ремонт автомобиля, но и за потерю его товарной стоимости.

Ведь после ДТП продать авто по среднестатистической цене уже не представляется возможным. Его стоимость снижается, как минимум, на 20-30%.

И эти средства также можно потребовать выплатить от страховой компании!

Право на дополнительную независимую экспертизу четко указано в пунктах 11 и 12 закона «об ОСАГО». Единственный нюанс – её нельзя проводить до того момента, пока её не проведет сама страховая компания в установленном законом порядке.

Нормативная база для независимых экспертов

Кто вправе проводить экспертизу для установления размера компенсации? Все требования к страховым и иным экспертам полностью прописаны в законе №135-Ф3 (издан в 1998 году и действующий сейчас в своей первой редакции). Основные его положения:

  • эксперт обязан быть членом экспертного совета СРО (саморегулирующейся организации);
  • эксперт обязан иметь высшее образование и соответствующую квалификации;
  • деятельность специалиста и данные, которые он укажет в заключении, обязательно должны быть застрахованными;
  • между заказчиком экспертизы и специалистом обязательно заключается договор;
  • итогом экспертизы является выдача отчета-заключения эксперта.

Сам специалист-оценщик обязан отвечать следующим квалификациям:

  • эксперт-техник в направлении «страхование ОСАГО»;
  • эксперт по расследованию причин ДТП;
  • эксперт по диагностированию, техническому контролю транспортных средств.

Важно: специалист должен иметь действующую государственную сертификацию на свою деятельность. Только в этом случае выданные им документы могут иметь юридическую силу.

Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП

Однозначного ответа на данный вопрос нет. Автовладелец вправе согласиться с решением экспертной комиссии, представленной самим страховщиком. И в этом случае компенсацию ущерба он получает максимально быстро.

Но даже после этого он имеет право сперва провести независимую экспертизу, а далее обратиться за помощью в суд, если итоговая сумма компенсации получится выше изначально указанной страховщиком. На все это владельцу ТС дается 30 дней.

Если за этот период он не подаст заявление к страховую компанию, то выплату по полису засчитывают как выполненной и не допустимой к обжалованию. При этом стоит учитывать, что сама экспертиза может занимать до 7 рабочих дней (в зависимости от степени и характера повреждений, а также факта установленного виновника ДТП).

Во всем этом необходимо учесть следующие нюансы:

  • независимую экспертизу оплачивает заказчик (впоследствии эту плату можно востребовать в общую сумму ущерба, что было законодательно обосновано в июне 2021 года указом Госдумы);
  • при независимой экспертизе страховая компания имеет право быть в качестве присутствующей стороны (она предложит для этого своего штатного эксперта-оценщика);
  • до проведения всех экспертиз и выдачи заключений по ним автомобиль запрещено ремонтировать даже частично – это позволит страховщику вовсе отказать в выплате компенсации.

Средняя стоимость экспертизы колеблется в диапазоне от 2 до 15 тысяч рублей (в зависимости от региона, включения юридического сопровождения в список услуг и финансовой политики экспертной компании).

Это не такая уж и большая сумма в сравнении с ущербом, полученном во время ДТП, так что повторная экспертиза, как минимум, защитит от большой разницы в компенсации и реальной стоимости ремонта автомобиля.

Средняя цена в Москве – от 4 тысяч рублей, в других городах – от 2 тысяч рублей.

Более простой вариант – это присутствие независимого эксперта во время экспертизы, проводимой страховой компанией. Многие агентства предоставляют такую услугу, однако стоит учесть, что специалист в этом случае никак не сможет повлиять на результаты.

Он лишь вправе представить свое экспертное мнение касательно правдивости составленного отчета.

Такая услуга обойдется примерно в 1-4 тысячи рублей и позволит заблаговременно узнать, стоит ли проводить дополнительную экспертизу и на какую примерную доплату в этом случае можно рассчитывать.

Какие уловки используют страховые компании?

Каким образом страховые компании занижают сумму компенсации? Как показывает практика, для этого эксперты в отчете:

  • делают акцент на том, что изначально комплектующие были в изношенном состоянии;
  • указывают, что большинство деталей можно реставрировать, а не заменить;
  • не указывают некоторые повреждения, ссылаясь на то, что они не связаны с ДТП;
  • занижают среднестатистическую стоимость часа работы в автосервисе;
  • занижают стоимость деталей, которые подлежат замене (часто ссылаясь на прайсы, представленные производителями ещё за несколько лет до ДТП).

Некоторые такие «уловки» являются прямым нарушением законодательства, но только если с ними не согласен заявитель.

В свою очередь, порядок расходов должен опираться на следующие нормативы:

  • размер стоимости замены комплектующих привязывается к дате происшествия (соответственно, прайсы тоже должны быть «свежими»), а также к региональным факторам (например, в Москве запчасти обойдутся чуть дороже, нежели в провинциальных городах);
  • текущий износ деталей (если ранее автомобиль уже был в ремонте, то автовладельцу следует предоставить на рассмотрение сканы чеков, выданных автосервисами или реализаторами комплектующих);
  • стоимость модернизации авто не может быть включена в страховую выплату – её покрывает владелец (если он захочет, например, вместо старой магнитолы поставить более современную дорогостоящую);
  • список ремонтных работ должен в полной мере соответствовать рекомендациям производителя транспортного средства.

Документы для проведения экспертизы

Заказчик независимого экспертного исследования, помимо заявки, должен предоставить следующие документы (экспертной команде):

  • справка о дорожно-транспортном происшествии;
  • копию свидетельства о регистрации ТС;
  • справки и заявления (скан-копии), которые были представлены страховой компании (для того, чтобы условия экспертизы были идентичными как со стороны страховщика, так и независимой экспертной команды);
  • дополнения, описывающие факт дорожно-транспортного происшествия (их можно затребовать у правоохранительных органах).

Стоит заметить, что некоторые из указанных документов заранее должны были быть переданы страховщику, причем в форме оригиналов. Именно поэтому предварительно следует делать скан-копии – это уже обязанность заявителя. Чем больше будет представлено информации о ДТП, а также о предварительном состоянии транспортного средства – тем более точную сумму компенсации укажет эксперт.

Что включает в себя экспертиза?

Во время экспертизы специалист выполняет осмотр автомобиля в том состоянии, в котором он был на момент ДТП. Разборку при этом делать категорически запрещается. Допускается исключительно визуальный осмотр, на основе которого и делается итоговое экспертное заявление.

Задача эксперта:

  • провести анализ документов по факту ДТП с установлением виновного;
  • определение условно-предварительного состояния транспортного средства (то есть, его технический износ и наличие иных дефектов до аварии);
  • установление списка дефектов, полученных вследствие аварии (и исключение тех, которые образовались ещё до неё);
  • сопоставление повреждений с экспертными отчетами по другим автомобилям, также участвовавшим в ДТП;
  • проверка на скрытые дефекты кузова и комплектующих;
  • составление технологической карты по проведению ремонтных и восстановительных работ (согласно рекомендаций завода-изготовителя транспортного средства);
  • вычисление конечной сметы стоимости работ и комплектующих.

Технологическая карта определяет не только список необходимых работ, но ещё указывает на их трудоемкость, очередность выполнения, а также нужный для этого инструментарий. Цены устанавливаются по факту прайса концерна-производителя или сервисного центра, с которым у него составлен договор.

Выбор экспертной компании

При выборе экспертной компании, которой впоследствии будет доверено проведение независимой экспертизы, следует учитывать следующие факторы:

  1. и репутация. Сведения на этот счет можно найти на тематических форумах или местных (региональных) ресурсах.
  2. Период существования компании. Чем дольше – тем и лучше.
  3. Специализация команды. Идеальный вариант – это когда компания занимается исключительно проведением экспертиз. Если они также занимаются ремонтом, а то и вовсе предлагают страховые услуги, то от сотрудничества с ними стоит воздержаться. Вполне возможно, что они будут больше заинтересованы не в результате, а в своей выгоде из всего дела.
  4. Пакет услуг. Намного удобней и экономней в плане времени то, если компания также предлагает юридическое сопровождение для клиента – это упростит составление и подачу документов в судебные органы.

В некоторых случаях играют роль и субъективные факторы, то есть, мнение и рекомендации знакомых. Но полагаться только на них все же не стоит. Экспертную компанию лучше выбирать с учетом всего комплекса характеристик.

Обращение для проведения экспертизы

Сам договор для проведения независимой экспертизы должен быть подписан после того, как её проведет страховая компания. До этого момента она вправе отказать в приеме документов, если экспертиза проводилась без их уведомления. То есть, договариваться со сторонней командой экспертов можно и заранее, но договор следует подписывать после представления результатов самим страховщиком.

Первичная консультация с командой экспертов подразумевает:

  • определение полиса (ОСАГО, КАСКО);
  • определение характера полученных повреждений;
  • установление размера компенсации, ранее указанной страховщиком;
  • предварительное определение места и времени проведения экспертизы.

Сам договор подписывается уже непосредственно перед осмотром автомобиля. Список документов, которые потребуется предоставить специалисту – указан выше.

Важно: уведомить о намерении провести экспертизу необходимо и страховую компанию (подать заявление, образец выдадут на месте). Только с его предварительным согласием результаты будут иметь юридическую силу (а страховщик обязан принять заявление).

В итоге заявитель на руки получает копию договора на проведение экспертизы, квитанцию об оплате услуг специалиста (большинство компаний допускают как наличный, так и безналичный расчет), его заключение (оригинал).

С этими документами впоследствии можно обратиться в страховую компанию и, если необходимо, в судовую инстанцию.

Квитанцию об оплате к заявлению следует обязательно присоединять, чтобы иметь возможность востребовать у страховщика все понесенные растраты в связи с возникшим спором.

Итого, каждый автовладелец имеет право на проведение независимой экспертной оценки для расчета полученного убытка и размера утраты транспортным средством своей оценочной стоимости. На организацию всего этого дается 30 дней с момента получения результатов экспертизы от страховой компании. При возникновении спорных моментов конечное решение по размеру выплат принимает суд.

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

Закон об осаго независимая экспертиза

Независимая экспертиза (далее по тексту НЭ) — вынужденная процедура, к которой прибегают автовладельцы, недовольные суммой выплаты по ОСАГО. Учитывая, что страховые компании практически всегда занижают объем компенсации, НЭ, чаще всего, приводит выплату к стоимости ущерба. По данным РСА, правозащитники и независимые эксперты отсудили в 2021 году свыше 10 млрд руб.

Важно понимать: страховщики и рекомендованные ими техники-эксперты действуют в рамках договорных отношений, и их общая задача — снизить сумму выплаты. А поскольку сотрудники НЭ, действуя в интересах автовладельца, сумму стремятся повысить, возникает конфликт интересов. Дошло до того, что члены Российского союза автостраховщиков называют независимые структуры мошенниками!

Условия применения НЭ

Суть, цели и задачи независимой экспертизы указаны в ст. 12.1 Федерального закона № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, НЭ ведется для объективного расчета стоимости полученных повреждений, и проводят ее незаинтересованные специалисты. В своей работе они исследуют:

  • стоимость материалов, работ и запчастей;
  • износ комплектующих и деталей;
  • среднегодовой пробег машин по региону;
  • повышающий или понижающий региональный коэффициент;
  • цену остатков при гибели ТС.

Подход к НЭ между сотрудниками, рекомендованными СК и сторонними, кардинально различается. В первом случае техники сознательно занижают сумму выплаты, поскольку экономят деньги СК, во втором — целенаправленно завышают, поскольку действуют в интересах автовладельца. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, белых пятен в законодательстве много.

Какими законами регулируется НЭ?

Порядок и методика проведения независимой экспертизы после ДТП регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Об ОСАГО»);
  • Положением Банка России № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Положением Банка России № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» от 22 сентября 2021 года.

Когда нужна НЭ после ДТП по ОСАГО

Считается, что независимая экспертиза применяется только для определения стоимости ущерба с целью рассчитать размер выплаты. Однако специалисты, в чьем распоряжении есть методика трасологических, динамических, баллистических исследований, нередко привлекаются для подготовки заключения в суд, Российский союз автостраховщиков, в рамках гражданского производства.

Если между участниками ДТП нет согласия об обстоятельствах аварии, и каждый озвучивает версию невиновности (стоял, двигался по правилам, не превышал скорость), специалист установит реального виновника.

Во внимание примут размер повреждений, их глубину, остатки краски и грунта от другой машины, возможность получения ущерба при конкретной скорости и направлении движения.

В этом случае эксперт даст заключение о:

  • динамике движения обоих транспортных средств;
  • направлении движения на момент ДТП;
  • степени вины каждого участника аварии;
  • возможности избежания аварии;
  • скрытых повреждениях и их тяжести.

В Екатеринбурге один из скандальных правозащитников, допустивший наезд на впереди идущее транспортное средство, подал в суд на его водителя. Невиновному вменили нарушение п.

8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», касающегося знака «Шипы».

Проведенная параллельно независимая экспертиза показала: если бы на передней машине стояла «липучка» (с более длинным тормозным путем), аварии удалось бы избежать.

Отметим, что осмотр поврежденного транспортного средства, фотографирование и видеосъемка – это лишь часть работы независимого эксперта. Его главная задача и цель – подготовить документы, которые объективно отразят стоимость ремонта и приведения автомобиля к первозданному виду. Для этих целей специалист обратится к открытой информации по:

  • стоимости автомобиля на момент ДТП;
  • цене деталей с учетом износа или без него;
  • объему и уровню работ по восстановлению авто;
  • стоимости среднестатистических деталей в вашем регионе.

Итогом экспертизы является конкретика в том, как много денег необходимо потратить на восстановление транспортного средства, либо, если оно конструктивно погибло, можно выручить за товарные остатки. Это особо важно, когда автомобиль очень редок в нынешних широтах, и заказ запчастей из-за границы сопряжен с серьезными временными и финансовыми затратами.

Если в ДТП попадет, скажем, очень редкий автомобиль, которых нет в России, СК попытается выплатить сумму, сопоставимую с другими моделями этой же марки.

То, что цена запчастей эксклюзива в десятки раз превышает доступные модификации, СК вряд ли заинтересует.

Независимый представитель может помочь хотя бы тем, что сумеет найти реальную стоимость элемента, где бы он ни продавался – в США, Японии или Европе.  

Требования, предъявляемые к экспертам-техникам

Вот перечень основных требований, которые предъявляются к независимым экспертам:

  • прохождение регулярной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • знание методик, требований и иных законодательных актов;
  • проведение всех действий, связанных с экспертизой – осмотр, фиксация, составление отчетов;
  • профильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Исходя из вышесказанного, специалист должен не только иметь профильное образование, но и пройти аттестацию. Этим подтверждается его профессионализм, актуальность и адекватность проводимых расчетов.

Обращаясь в любую НЭ и познакомившись со «своим» мастером, обязательно следует проверить информацию о нем на сайте государственного реестра.

В противном случае результаты его экспертизы могут быть признаны ничтожными.

Договор на проведение независимой экспертизы

Составляя договор на проведение НЭ, специалисту необходимо передать следующую информацию:

  • документы на транспортное средство;
  • документы, подтверждающие права на ТС;
  • материалы, относящиеся к ДТП;
  • акт калькуляции повреждений, выданный СК;
  • акт о страховом случае, выданный СК.

Обратите внимание! Вся процедура ведется в рамках Положения ЦБ РФ «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», устанавливающего очень жесткие требования.

В частности, и заявитель, и СК обязаны быть уведомлены письмом о проведении мероприятия с указанием даты и времени.

Кроме того, лицо, проводящее НЭ, имеет право запрашивать у сторон объяснения и сведения.

При заказе независимой экспертизы чрезвычайно важно самому присутствовать на ней и постараться привлечь виновника аварии и представителя СК. Поскольку результаты скрепляются синей печатью, прошиваются и подписываются всеми сторонами, и присутствие, и отсутствие сотрудника СК является согласием с результатами исследования.

В договоре на оказание услуг указывается место и время проведения экспертизы, порядковый номер, основание к проведению (включая реквизиты актов калькуляции и о страховом случае), характеристики транспортного средства, описание ДТП и способствовавших ему условий, личности участников, компания, реализовавшая «автогражданку» и стоимость услуги.

Шаги независимой экспертизы по ОСАГО

Проведение независимой экспертизы техником состоит из следующих шагов:

  • осмотр поврежденных элементов;
  • проведение фото- и видеофиксации с описанием;
  • подготовка калькуляции восстановительного ремонта;
  • написание экспертного заключения по проведенной НЭ;
  • подготовка иных сопутствующих документов.

В приведенном перечне стоит обратить внимание на фразу «иные сопутствующие документы». Дело в том, что СК, пытаясь оспорить результаты, требуют акт независимой экспертизы и калькуляцию. Однако приведенное выше Положение ЦБ РФ четко оговаривает: по результатам НЭ готовится только экспертное заключение, полностью описывающее процесс в форме «вопрос-ответ»!

Поскольку в законодательство введена норма досудебного порядка урегулирования спора, сразу после получения на руки всех документов из экспертной организации необходимо обратиться в компанию с требованием доплаты. Если в течение 20 дней с момента получения заявления она отказывается от возмещения, можно подавать в суд в порядке гражданского производства.

Подводя итог

Средняя стоимость независимой процедуры – от 2 тыс. руб. за осмотр одного кузовного элемента до 15 тыс. руб. за все транспортное средство. Учитывая, что расхождения между первичной (проводимой СК) и вторичной НЭ может исчисляться сотнями тысяч, цена за объективность не так высока. При этом нужно помнить, что затраты на проведение исследования могут быть вменены для оплаты!

Пункт 3.12 Правил ОСАГО гласит: стоимость независимой ТЭ, ставшей основанием для страховых выплат, включается в состав убытков. Таким образом, затраты могут быть включены в заявление на досудебное урегулирование спора или гражданский иск.

Независимая экспертиза ОСАГО

Закон об осаго независимая экспертиза

Автомобиль пострадал в ДТП? Считаете, что сумма, в которую оценён ущерб, не покроет стоимость восстановления?

Согласно законодательству в спорных ситуациях страховщик обязан за свой счёт привлекать к исследованиям квалифицированных специалистов, прошедших профессиональную аттестацию и числящихся в государственном реестре.

Нормативная база

Чтобы установить наличие оснований для осуществления страхового возмещения и его размер нужно провести независимую экспертизу.

ОСАГО ставит несколько задач, которые должны быть решены с помощью этого мероприятия:

  • выявление факторов причинения вреда ТС и наличие непосредственной связи устройства с происшествием;
  • обнаружение повреждений автомобиля;
  • объяснение причин возникновения неисправностей;
  • выбор технологии восстановительного ремонта;
  • расчёт стоимости приведения объекта в доаварийное состояние.

В процессе обследования специалист выполняет действия согласно списку, приведённому ниже:

  • анализирует сведения из документов о ДТП (Справка о ДТП, Извещение о ДТП, протоколов, объяснительных записок) и сравнивает их с дефектами, зафиксированными при осмотре машины;
  • сопоставляет повреждения ТС потерпевшего с изъянами автомобилей других участников, причём, если это нельзя сделать в действительности, помогут компьютерные технологии построения графических моделей;
  • в некоторых случаях проводятся дополнительные исследования, например, пожаротехническое, металловедческое, экспертиза лакокрасочного покрытия и другие комплексные мероприятия;
  • осуществляет проверку на скрытые дефекты деталей, узлов и агрегатов с использованием средств технического диагностирования;
  • устанавливает обстоятельства, которые помогают идентифицировать транспортное средство, попавшее в аварию.

Связь повреждения и рассматриваемого происшествия подтверждает:

  • изменение первоначальной формы отдельных деталей, наличие вмятин, направленных внутрь, образовавшихся в местах приложения усилий;
  • сквозное разрушение поверхности (пробоина, царапина), характеризующееся сосредоточением следообразующей силы на небольшой площади;
  • отпечаток на корпусе одного ТС, оставленный выступающими деталями другого;
  • вторичная деформация, например, когда поломка лонжеронов приводит к перекосу кузова.

Восстановление автомобиля после ДТП должно производиться с учётом следующих правил:

  • необходимо строгое соблюдение технологии завода-производителя;
  • для каждого вида работ составляется технологическая карта с указанием названия операции, перечня манипуляций, инструментов, трудоёмкости, исполнителей, очерёдности и места проведения.

Ремонт транспортного средства включает приведённые ниже действия:

  • уборочные;
  • диагностические;
  • крепёжные;
  • регулировочные;
  • разборочно-сборочные;
  • шиномонтажные;
  • медницкие;
  • жестяницкие;
  • сварочные;
  • кузнечные;
  • слесарные;
  • электромонтажные;
  • столярные;
  • арматурные;
  • молярные;
  • обойные.

Кроме того, восстановительные мероприятия делятся на три класса:

  • текущий (только замена деталей);
  • средний (предполагающий частичную разборку устройства);
  • капитальный (включающий полный демонтаж и ротацию всех изношенных элементов).

Для расчёта объёма денежных средств, необходимого, чтобы привести пострадавший автомобиль к доаварийному виду, учитывают стоимость услуг и материалов, согласно списку:

  • восстановление;
  • окраска,
  • контроль;
  • диагностика;
  • регулировка;
  • сопутствующие работы;
  • детали;
  • узлы;
  • агрегаты.

Определяя порядок расходов, опираются на нормы, установленные законом:

  • размер привязывается к дате происшествия;
  • учитывается конъюнктура и рамки региональных рынков запчастей в регионе, где произошло ДТП;
  • принимается во внимание факт износа деталей, подлежащих замене;
  • в общую сумму не включаются затраты на модернизацию, временный или вспомогательный ремонт.

Обзор практики

В июне 2021 года принят новый закон, который изменил действующие акты, в том числе, относительно независимой экспертизы. В частности если потерпевшему пришлось лично организовать оценку ущерба, несмотря на то, что это обязанность страховщика, затраты должны быть компенсированы в составе убытков.

Приведённую норму одобряют и судебные власти, указывая порядок возмещения в соответствии с положениями ГК РФ. Компания несёт расходы на проведение исследований в процессе своей хозяйственной деятельности. А неисполнение возложенных на неё функций создаёт препятствия для реализации прав клиента и финансовым потерям с его стороны.

Иное толкование новшеств 40-ФЗ ведёт к тому, что сумма страховой выплаты, направленная на ремонт повреждённого ТС, будет уменьшена на стоимость услуг независимого специалиста.

А между тем должнику предписывается осуществить покрытие обязательств в полном объёме, если законом не оговорено обратное, и компенсировать потери, причинённые посредством своей халатности.

Кроме того, существует ряд устойчивых позиций судебных властей в отношении некоторых особенностей проведения рассматриваемого мероприятия:

  • запрещается использовать сведения о скрытых повреждениях из акта осмотра без экспертизы объекта;
  • отсутствие технологической карты, которая предусматривает определённый вид восстановительных действий, даёт основания для оспаривания правомерности покрытия таких затрат.

Правила проведения независимой экспертизы по ОСАГО

Выполнение процедуры независимого исследования осуществляется в соответствии с Положением, утверждённым ЦБ РФ.

В большинстве случаев, для организации таких работ придерживаются следующего алгоритма:

  • заказчик передаёт исполнителю заявку;
  • стороны заключают договор на оказание услуги;
  • выполняются обязательства по соглашению;
  • составляется экспертное заключение, которое подписывается непосредственным исполнителем, его руководителем и заверяется печатью, затем оно прошивается и вручается инициатору под расписку либо отправляется по почте с уведомлением.

В качестве объекта экспертизы может быть представлено:

  • ТС пострадавшего или остатки автомобиля;
  • иные устройства и предметы, причастные к аварии.

Основанием для выполнения работ являются:

  • регистрационные бумаги на машину;
  • документы о происшествии, переданные компании потерпевшим;
  • справка о ДТП;
  • направление на экспертизу (если заключён долгосрочный контракт).

Можно выделить несколько видов оценки:

  • первичная — проводится аккредитованным специалистом по заявлению одной из сторон;
  • повторная — осуществляется другим экспертом-техником, не задействованным в первой процедуре, если один из участников не согласен с полученными результатами;
  • дополнительная, то есть необходимая для изучения обстоятельств, не рассмотренных изначально.

Установление наличия и характера повреждений включает осмотр ТС, по результату которого составляется акт, а также ознакомление с фотоматериалами, видеосъёмкой.

При этом обследование автомобиля состоит из нескольких этапов:

  • визуальная идентификация с установлением модели;
  • определение индивидуальных признаков;
  • оценка внешнего состояния, технических параметров и функциональных характеристик;
  • выяснение вида, особенности, объёма и местоположения каждого дефекта (для вывода о рентабельности ремонта либо замены отдельных узлов).

Обычно результаты фиксируются без проведения демонтажа.

Вместе с тем при необходимости используют инструментальные и технические средства измерения, диагностическое оборудование и осуществляют разборку объекта исследований.

Если осмотр невозможен по объективным причинам, то с письменного разрешения обеих сторон, заключение выдаётся на основании представленных материалов с указанием способа принятия решения.

В отношении заказчика эксперт-техник наделён следующими правами:

  • запрашивать необходимую информацию;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения;
  • привлекать других специалистов.

Обязанности независимого оценщика включают:

  • своевременное извещение заказчика о возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению процедуры, например, личная заинтересованность в её результатах;
  • обеспечение сохранности представленных бумаг и устройств;
  • соблюдение правил работы с информацией личного характера.

Порядок расчёта страховки и суммы, необходимой на оплату ремонта

Нормативными актами зафиксировано право потерпевшего на выбор способа компенсации. Это может быть натуральная форма либо денежный эквивалент. Чтобы вычислить сумму покрытия используют Единую методику, разработанную Банком России.

Она включает способы расчёта затрат в отношении:

  • материалов;
  • запасных частей;
  • восстановительных мероприятий.

Кроме того, рассматриваемый документ содержит формулы для вычислений некоторых вспомогательных значений, таких как уровень износа комплектующих деталей, который уменьшает цену ремонта, и стоимость исправных, годных к дальнейшему использованию агрегатов, оставшихся после полной гибели ТС.

Методика включает справочную информацию следующего вида:

  • данные о среднегодовых пробегах различных марок автомобилей;
  • порядок формирования справочников стоимости запчастей, материалов и нормо-часа восстановительных процедур.

Требования к эксперту-технику

Исследование машины невозможно без профильных знаний. В связи с этим его вправе проводить физическое лицо, прошедшее аттестацию либо организация, в составе которой есть хотя бы один такой сотрудник.

Законом определено, что специалист должен быть компетентен в перечисленных ниже сферах:

  • нормативные акты по ОСАГО;
  • исследовательская деятельность на транспорте;
  • методы, устанавливающие наличие, происхождение, вид дефекта ТС;
  • расчёт стоимости ремонта с помощью программно-технических комплексов;
  • типы, классификация, особенности конструкции автомобилей, способы их идентификации;
  • группы повреждений, полученных в ДТП;
  • санитарные нормы;
  • правила охраны труда и техники безопасности;
  • противопожарная защита.

Ответственность

К эксперту-технику могут быть применены установленные законом санкции в зависимости от характера нарушения:

  • составление заведомо ложного заключения карается административным либо уголовным наказанием (по типу производства);
  • причинение убытков в результате представления недостоверных результатов процедуры грозит привлечением к гражданской ответственности и взысканием полного возмещения нанесённого вреда, а также упущенной выгоды.

На практике нередко возникают ситуации, когда страховщик проводит независимую экспертизу силами компании, с которой у него заключено соглашение. Результаты таких исследований, как правило, не радуют пострадавшего.

Для получения возмещения в необходимом объёме можно предпринять следующие шаги:

  • дождаться перечисления назначенной суммы;
  • самостоятельно организовать повторную экспертизу, стоимость которой будет включена в состав убытков и компенсирована в дальнейшем;
  • ознакомиться с выводами специалиста;
  • направить страховщику требование доплаты;
  • обратиться в суд, если претензия не будет удовлетворена в добровольном порядке.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСАГО задним числом Срок обращения по ОСАГО после ДТП

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.