Закон о получении жилья детям сиротам

Содержание

Жильё детям-сиротам по новому закону 2021 года

Закон о получении жилья детям сиротам

Предоставление жилья для осиротевших детей (или изначально являющихся сиротами) в 2021 году регулируется на основании Федерального закона №159. Поправки в него были внесены 25.12.2021 г., а юридическую силу они обрели сразу же в начале 2021 года.

pixabay.com

Кто относится к сиротам?

По закону, сиротами считаются дети, лишившиеся родителей (умерли оба или один родитель при любых обстоятельствах). При официальном подтверждении смерти указанных граждан, дети получают этот статус сразу же – те, кому не исполнилось и 18-ти.

С этого момента сирота имеет право получить жильё от государства – в его лице выступают муниципальные службы по месту жительства указанного ребёнка или подростка.

Жильё детям-сиротам по новому закону 2021 года выдаётся, если не нарушаются нормы и условия этого самого закона.

Правами сирот наделяются также следующие категории детей и подростков, чьи родители:

  • Пропали без вести;
  • Сели в тюрьму;
  • Страдают заболеваниями, позволяющими им считаться полностью нетрудоспособными;
  • Лишены права воспитывать детей из-за каких-либо асоциальных действий или иных нарушений;
  • Не желают забрать их из образовательных, реабилитационных, соцучреждений;
  • Неустановленные личности.

Сиротой также признаётся ребёнок, лишённый попечения родителей по вердикту суда, либо по иной причине, по которой прежние родители не справились с задачами и обязанностями, связанными с надлежащим воспитанием детей. Все ответные меры предусмотрены законом и ни в коем случае не могут быть использованы для достижении результатов, преследующих какую-либо незаконную цель.

Круг лиц из числа детей-сирот, которым положено жилье

pixabay.com

Сироты вправе получить квартиру, если:

  • Конкретному ребёнку исполнилось 14, он уже получил паспорт. До 2021 года обязательным условием для получения квартиры принималось именно совершеннолетие, определяющее полную дееспособность и правомочность лица, воспитывавшегося без родителей. Однако такой закон, скорее, обрёл дополнительный минус: по достижении 18 лет сирота-детдомовец получал квартиру сразу же. Снижение возрастной планки в итоге не дало ничего, скорее, оно отобрало у сирот то, что есть: многим сиротам не везёт, и в 18 они фактически остаются на улице, так и не получив квартиру.
  • Вытекает из предыдущего: необходима постановка на учёт до 23 лет. Если никаких ответных мер так и не предпринято – сирота в 23 так и не получит квартиру, и будет вынужден сам на неё зарабатывать, не дождавшись никакой помощи от государства.
  • Предыдущая жилплощадь, в которой проживал сирота с законным опекуном, не вписывалась в нормативы пригодности для относительно комфортного проживания. Например, дом, в котором он жил, ранее признавался аварийным, но до сих пор так и не был отреставрирован или снесён. Либо площадь жилья была слишком мала.

В остальных случаях, не входящих в указанные рамки, получение бесплатного жилья невозможно.

Какое жилье могут предоставить?

По закону, получаемая квартира не будет передана в собственность сироты – если он к моменту исполнения 23 лет её не выкупит у государства по общерыночной стоимости.

Иначе говоря, при предоставлении жилья будет заключён договор не о дарении (бесплатном предоставлении пожизненно), а о временном проживании на указанный период. Договор может пролонгироваться бессрочно – хоть в течение всей жизни, вплоть до момента смерти сироты, но в личное использование он эту жилплощадь не получит.

Срок договора – 5 лет. До 2021 года договор мог продлиться один раз ещё на 5 лет. И не обязательно это будет квартира – можно жить и в частном доме.

Любая предоставленная таким образом жилплощадь должна согласоваться с нормативами обеспечения жильём с учётом ограничений конкретного города или сельской местности. Комната в коммунальной квартире сиротам не даётся – она должна быть именно отдельной.

При этом не предполагается заселение одного и того же многоквартирного дома сиротами – это вызовет дополнительные проблемы с их соцадаптацией: в конкретном жилмассиве должны проживать не более четверти такого контингента (по численности).

Данный лимит на сиротский контингент отсутствует в малоэтажных домах, где число квартир – менее 10, или для населённых пунктов, в которых живёт менее 10 тыс. жителей.

Порядок предоставления жилья

pixabay.com

Законный распорядок выдачи жилья во временное пользование сироте не является автоматическим. Необходимо отослать заявление по достижению сиротой 14 лет. Данным исполнительным правом ведают местные, а не федеральные органы власти: федеральные законы это предписывают, но федеральные же власти не служат исполнителем.

В зависимости от региона, вы можете с ребёнком обратиться в органы опеки и попечения, однако их полномочиями может обладать и местная администрация, и иные соцслужбы.

Независимо от того, как называется исполняющая это требование инстанция, её представители обязуются объяснить запрашивателю все спорные моменты, и сопроводить в сборе необходимых документов и составлении заявки.

  • Вначале необходимо составить заявление. С 18 лет это могли делать и сами сироты – они считались полностью дееспособными. Поскольку с 14 подросток не вполне дееспособен, то ему предлагается помощь его законных представителей, которые проконтролируют его действия в целях недопущения предоставления ошибочной заявки. В случае, когда опекун по достижении сиротой 14-летнего возраста не предоставляет заявку о постановке на учёт конкретного сироты, его инициативу перенимают на себя инстанции опеки и попечительства. Предоставить такую заявку сироты могут и самовольно, если конкретное лицо получило полную дееспособность до 18, либо не было поставлено в очередь до этого же возраста. Заявление пишется в двух копиях – одна подаётся в органы опеки и попечительства, либо в жилотдел (представительство) при администрации города, района или населённого пункта.
  • Затем необходимо оформить нужные документы. Они заверяются регионально. Их перечень должен быть указан индивидуально для конкретного запрашивателя жилья. Список документов является в основном общим – а дополняется он лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами.
  • Заявление о предоставлении жилья не обладает определённой, конечной формой – оно составляется произвольно, но для его действия нужны запрашиваемые представителями соцслужб реквизиты. С образцом заявления вы можете ознакомиться ниже.
  • Паспорт гражданина России. Паспорт гражданина другой страны не подходит: сирота должен получить именно российское гражданство, служащее основанием для одобрения заявления. С 2021 года только граждане России, оставшиеся сиротами, вправе получить жильё. Полностью иностранным гражданам российские соцорганы попросту откажут.
  • Справка о составе семьи, в которой проживал нынешний сирота. Для её утверждения необходим бланк №9, предоставляемый представителями ЖЭКа. Здесь указываются прописанные лица, включая того или тех, кто скончался, и кому сирота приходится сыном или дочерью.
  • Официальное заключение соцорганов, подтверждающих то, что гражданин является (или стал) сиротой. Распространённым примером может стать лишение родительских прав его родителей, не справившихся с воспитанием ребёнка. При отсутствии вердикта суда в распечатанной копии документ находится у представителей служб опеки и попечительства. Вам необходимо обратиться к ним.
  • Документы, регламентирующие получение жилья. При отсутствии какого-либо жилья для относительно комфортного проживания в Росреестре выписывается соответствующий документ.

Для особых случаев могут потребоваться следующие документы:

  • Свидетельство о заключении брачного договора, свидетельства о рождении детей. То есть, детдомовец после достижения 18-летия успел вступить в брак и произвести на свет ребёнка.
  • Выписка с места работы, из вуза или справка, выданная с районным отделением ЦЗН. Подаётся в соответствующем случае – когда запрашиватель официально работает, учится очно или зарегистрирован как безработный.
  • Вердикт суда в виде копии (выписки) о том, что родители сироты лишены права воспитывать детей. При этом запрашиватель числится как житель квартиры или дома, где прописаны его родители.
  • Выписка из местных инстанций о непригодности жилья к проживанию. Запрашиватель обитает на жилплощади, которая аварийна, слишком мала или по иным признакам не соответствует нормативам пригодности для относительно комфортного и безопасного проживания.
  • Выписка из больницы с заключением врачей, признавших владельца жилья нетрудоспособным. При этом у ребёнка или подростка имеется жилплощадь, но он живёт в ней с больным человеком.
  • Выписки из местных инстанций о правах собственности. При этом квадратура жилья, где проживает ребёнок или подросток, выступающий в роли заявителя, ниже норматива, утверждённого в регионе. Расчёт берётся на одного человека.

Решающим шагом считается приложение к заявлению всех необходимых справок и выписок. Самый надёжный способ – отослать все эти документы на имя представителя администрации через заказную почту с предварительным оповещением.

Если запрашиватель живёт близко от здании администрации – он вправе доставить эти документы самостоятельно. Заблаговременно отксерокопируйте (или отсканируйте, а затем распечатайте) ваше заявление и удостоверьтесь, что на нём присутствует отметка о принятии и дата предоставления.

С этого дня в течение последующего месяца работники администрации ответят на ваш запрос.

Заявление о предоставлении жилья

Предоставление документов также проходит посредством МФЦ по вашему месту жительства. Работники службы сами отправят все эти документы членам администрации. Это позволяет вам избежать длинных очередей. И хотя МФЦ – всего лишь посредник, время ожидания ответа вряд ли будет заметно больше: администрация ответит вам в течение месяца с даты обращения.

После того, как администрация обработает вашу заявку, запрашиватель становится в очередь. Но такое ожидание сопряжено с риском прождать годы и даже больше, и заявитель вправе пожаловаться в суд, чтобы соответствующие органы «шевелились быстрее».

В некоторых случаях суд помогает как-то ускорить процесс, оказывая давление на ответчика (муниципалитет, органы опеки и т. д.), однако физически предоставить жильё невозможно, т. к. свободной жилплощади попросту может не оказаться в данном районе.

Вы можете просмотреть перечень детей-сирот, ожидающих своей очереди на жилищную поддержку – он обновляется на сайте администрации по месту проживания конкретного сироты. Также возможно лично прийти в здание администрации и ознакомиться с этим списком.

В конце концов, сирота получает копию решения.

Если оно положительное, воспользоваться данным правом возможно лишь однократно. Повторное обращение станет уже невозможным.

В каких случаях сирота не получит жильё?

Бывают ситуации, в которых сирота в законном порядке снимается с соответствующего учёта.

Кроме исполнения его заявки с положительным результатом (не было жилья – получил его) и смерти конкретного сироты, во внимание также берётся юридическая утрата статуса и покупка недвижимости, которая по площади превышает минимально допустимое значение. Сирота, чтобы не лишиться возможности получить жильё бесплатно, не должен никуда уезжать из региона в течение «сиротских» лет.

Срок фактического исполнения заявки

Законодательство в данный момент не обладает условиями и положениями, по которым сироты в обязательном порядке должны быть жилищно поддержаны в течение какого-то «твёрдого» срока. Оговаривается лишь возраст учёта – 14…23 года. Другими словами, являясь сиротой, вы не поторопились до 23 лет встать на учёт – вы навсегда лишаетесь права бесплатного «жилищного» сопровождения.

Прозрачностью закона является то, что выдача квартир и домов детдомовским осуществляется, например, и в 42 – когда они подали заявку, скажем, в 22. Термин «после наступления 23 лет» достаточно обтекаем – можно прождать фактически полжизни.

Почему медленно двигается очередь?

pixabay.com

Если бы жильём, предоставляемым сиротам, распорядилось бы само государство – выступило бы в роли дающего, – процедура, возможно, завершилась бы быстрее. Однако раздачей жилплощадей сиротам ведают местные представители властей.

Средства на покупку квартир и домов предоставляются из региональной казны, а не из федерального «общака». Условия соцнайма, действующие после закупки квартир и домов за региональный счёт, предполагают, что конкретный дом или квартира принадлежит региону, а не отдельно взятому сироте.

Но средства, выделяемые из бюджета, по крайней мере в России имеют обыкновение быстро заканчиваться, и все подряд сироты так и не получат жильё: в некоторых случаях дома и квартиры не закупаются.

Если сироты когда-то и получат жильё – то пройдёт, скорее всего, не один десяток лет, прежде чем все осиротевшие когда-то дети заселятся в такие квартиры.

Как узнать очередь на жилье детям-сиротам?

Узнать о том, стоит ли конкретный сирота на регистрационном учёте, можно:

  • С помощью раздела сайта Госуслуг для конкретного региона.
  • Заполнив заявку на сайте местного центра МФЦ («Мои документы»).
  • Через визит в локальную администрацию – или отослав им письмо с запросом
  • Через сайты министерств соцполитики регионов. Отыщите сайт министерства вашего региона.

У вас могут запросить персональные данные о конкретном (или конкретной) сироте. Номер очерёдности – не те данные, на которые нужно ссылаться, но и секрета в них никакого нет.

Отказ от квартиры в пользу сертификата

Можно попробовать получить сертификат на покупку жилья. Такая практика ещё не стала повсеместной. Возможно, ситуация будет напоминать ту, что творится сейчас с материнским капиталом.

Возможно, сирота вынужден(а) будет доплачивать со своего кармана, в котором, скорее всего, пусто, доплачивать нечем. Мотив при принятии такого решения ясен – сироты хотят обрести наконец-то свой дом, который у них не отнимут, когда они заведут наследников, а впоследствии умрут.

Принцип действия сертификата – по сути, не бесплатная передача жилья в собственность сиротам, а всего лишь некоторая скидка на его покупку, которую можно сравнивать разве что со значительной рассрочкой.

Законодательство России не спешит идти на такие полумеры, позволяющие, проще говоря, попытаться обойти закон и уклониться от необходимости оплатить жильё, отпускаемое в собственность, по среднерыночной стоимости (по ценам данного региона).

Оригинал статьи: https://b2bmaster.ru/zakony/zhilyo-detyam-sirotam-po-novomu-zakonu-2021-goda/

Как происходит обеспечение жильём детей сирот

Закон о получении жилья детям сиротам

Вопрос обеспечения сирот жильем всегда актуален.

Данная категория детей нуждается в особой помощи со стороны государства ввиду их незащищенности.

Процедура обеспечения недвижимостью проходит по определенному алгоритму.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону  +7 (499) 938-50-69. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Определение сироты

Сирота – это несовершеннолетний гражданин, родители которого умерли.

В РФ такие дети до 18 лет проживают в специальных учреждениях: домах ребенка, детских домах, интернатах, приютах.

По закону к сиротам могут быть приравнены и другие категории детей, нуждающихся в аналогичных мерах социальной поддержки:

  • отказники (дети, от которых родители отказались еще в роддоме);
  • дети с родителями, лишенными родительских прав.

Правовая база

Права сирот регламентируются законом – N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” .

В ст. 8 определяются права и льготы, которыми обладают данные дети при отсутствии у них своего имущества, либо при наличии объективных препятствий для переезда по существующему месту возможного проживания.

Она же определяет, что по новому закону об обеспечении жильём , предоставление квартиры возможно сироте, не являющемуся собственником, нанимателем, родственником собственника, нанимателя жилого помещения.

Иными словами, ему некуда пойти после того, как ему исполнится 18 лет и он больше не сможет находиться на попечении у государства.

Если ребенок собственник, наниматель, либо родственник собственника, нанимателя жилого помещения, в котором невозможно жить, он также получает социальные гарантии.

Невозможность проживания на существующей жилплощади может быть вызвана следующими причинами:

  • нахождение по данному адресу людей, лишенных родительских прав;
  • проживание по адресу граждан, страдающих неизлечимыми заболеваниями;
  • несоответствие помещения санитарным, техническим нормам;
  • непригодность для жизни;
  • общая площадь, приходящаяся на человека (в том числе после вселения сироты), менее положенной величины;
  • иные причины.

Органы власти дают квартиры сиротам, которые соответствуют принятым нормам. Помещения предоставляется лицам, достигшим 18 лет, либо лицам более раннего возраста, обладающим неограниченной дееспособностью. Орган власти составляет списки детей, претендующих на получение недвижимости после достижения 18 лет.

Жилье распределяется по заявлению в порядке очереди. Основание для проживания – договор найма. Срок действия договора – 5 лет. Допускается осуществление контроля: как используется предоставленный объект, соблюдаются ли правила эксплуатации.

Внимание! Через 5 лет можно заключить бессрочный договор на пользование объектом недвижимости.

Ранее выдача квартир для таких детей была внеочередной. На практике это означало, что после окончания воспитательного учреждения дети получали недвижимость по договору найма, могли далее ее приватизировать.

Став собственником, сирота часто в силу неопытности и юного возраста терял свою недвижимость по различным причинам:

  • продажа квартир и расходование денежных средств;
  • обмен на невыгодных условиях;
  • недобросовестные действия третьих лиц (родственников, риэлторов, квартиросъемщиков и т.д.);
  • передача права собственности другим гражданам;
  • порча имущества вследствие пожара, затопления и т.д.

Потеряв имущество, гражданин опять становился нуждающимся в жилье. Государство не могло регулировать данный процесс, поскольку с точки зрения закона не допускается вмешательство государства в вопросы распоряжения собственником своим имуществом

В связи с возникшими проблемами, было принято решение об изменении процедуры обеспечения жильем незащищенных категорий детей.

Теперь используется специальный договор найма. Срок действия документа – 5 лет. Эта мера исключает возможность продажи, обмена, сдачи имущества в аренду в течение указанного срока.

Существуют и другие проблемы, возникающие при решении вопроса:нехватка финансирования или недобросовестные действия чиновников на местах.

Подобные действия на практике выражаются в следующем:

  1. В списки не включают детей, имеющих на это законное право.
  2. Стоящие на очереди сироты не получают жилье в течение длительного времени.
  3. За сиротами закрепляются несуществующие объекты.
  4. Детям предоставляется аварийное жилье.

Требования к претенденту

Сирота должен соответствовать следующим требованиям:

  1. отсутствие у него, либо у его родственников уже полученного ранее социального жилья;
  2. отсутствие права собственности на объект недвижимости, полученный ранее на таких же условиях и приватизированный впоследствии;
  3. проживание в условиях, признанных неприемлемыми.

Нередки случаи, когда достигнув совершеннолетия дети-сироты создают семьи и заводят детей. В таком случая их право на получения жилья сохраняется на общих основаниях. Получить жилье дети-сироты с детьми могут также, как и прочие: в порядке очерёдности.

Какие квартиры дают детям-сиротам и где предоставляется жилье?

По программе предоставления жилья, недвижимость должна соответствовать следующим требованиям:

  1. объект должен быть самостоятельной жилплощадью (не частью коммунальной квартиры);
  2. объект должен быть оснащен всеми необходимыми коммуникациями;
  3. объект должен находиться в регионе проживания претендента.

Перечень документов, порядок их предоставления

Для включения ребенка в список подаются:

  1. Заявление.
  2. Паспорт.
  3. Доверенность, если заявление подается законным представителем.
  4. Документы, подтверждающие отсутствие недвижимости (справка из Росреестра),
  5. Документы, подтверждающие невозможность проживания. Это может быть справка о наличии болезни хронического характера у проживающего там лица, заключение специальной комиссии о признании дома, в котором находится предназначенное ребенку жилье, аварийным, заключение о признании имеющегося жилья непригодным для жизни по санитарным нормам и т.д.
  6. Документ, подтверждающий факт сиротства (свидетельства смерти родителей, письменный отказ от родительских прав и т.д.).
  7. Справка, предоставленная организацией пребывания (указывается конечный срок пребывания).

Процедура оформления

При наступлении права получения жилья (достижение 18 лет) сиротой, включенным в список, необходимо сделать следующее:

  1. Получить соответствующую справку. В воспитательном, учебном заведении – об окончании учебы, в военкомате – об окончании службы, в исправительном учреждении – о высвобождении.
  2. Написать заявление, указав в нем существующие условия проживания.
  3. Приложить сведения, подтверждающие отсутствие недвижимости,
  4. Приложить материалы, подтверждающие, что в существующем помещении невозможно жить.
  5. Подать заявление, документы.
  6. Получить результат рассмотрения заявки (срок рассмотрения -1 месяц максимум).
  7. Подписать договор найма.
  8. Через 5 лет перезаключить договор, получив право постоянного использования помещения без установки каких-либо ограничений по срокам.

Куда обращаться

Постановка в очередь осуществляется в органах опеки.

В дальнейшем обращаться для подписания договора найма нужно в отдел Администрации, занимающийся непосредственно обеспечением недвижимостью данных категорий населения.

Важно! По закону срок обращения – до 23 лет. Если сирота не получил жильё до 23 лет, то после этого возраста спорные ситуации о получении дополнительных гарантий от государства решаются в судебном порядке.

Законом определяются следующие сроки – от 18-23 лет. При этом сроков обязательного обеспечения данных категорий граждан недвижимостью не установлено.

На практике жилье нередко может быть предоставлено через много лет, когда гражданин достигает зрелого возраста.

Объясняется это недостаточным финансированием, бюрократией и нерасторопностью чиновников на местах.

Как стать собственником жилья?

Через 5 лет проживания в полученной жилплощади гражданин получает возможность подписания договора о бессрочном праве использования объекта недвижимости.

Данный договор дает возможность приватизировать жилье.

Став собственником, гражданин получает полноценные права на распоряжение своим имуществом.

Покупка квартир органами власти осуществляется путем проведения аукциона на приобретение жилья для детей сирот.

Действия в случае отказа

Сироте могут отказать в социальных гарантиях. Причиной может быть недостаточная обоснованность потребности в жилплощади. Например, не предоставлены необходимые документы, подтверждающие права заявителя.

Или же предоставленные документы не отражают наличия необходимости в дополнительных социальных гарантиях. Отказ может быть связан и с неправомерными действиями чиновников на местах.

При получении отказа целесообразно обратиться в суд. Как показывает судебная практика, решение по делам подобного рода обычно принимается в пользу истца.

Подробнее о жилье для сирот в видеосюжете ниже:

Таким образом, государство стремиться предоставить сиротам дополнительные гарантии в виде обеспечения их социальным жильем. Для получения гарантий необходимо собрать комплект документов, встать на очередь.

Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

Скопировать ссылку на статью

Произвольный текст Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 938-50-69 (Москва)

+7 (812) 467-31-53(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Новый закон: Жилье для сирот

Закон о получении жилья детям сиротам

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Что по закону полагается сиротам?

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам  предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия. Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 — единовременно; 10 000 — ежемесячно.

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.

1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года.

Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

Ознакомьтесь  Закон “Об экстремизме”

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья.

Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях.

Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Федеральный закон от 29 июля 2021 г. N 267-ФЗ

Закон о получении жилья детям сиротам
Принят Государственной Думой 17 июля 2021 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2021 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2021, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2021, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2021, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2021, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2021, N 27, ст. 4253, 4298; 2021, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.