Спецоценка условий труда определение

Содержание

Особенности проведения специальной оценки условий труда: что такое СОУТ

Спецоценка условий труда определение

Государственное регулирование в сфере осуществления трудовых обязанностей работника в нормативной форме регулирует обязанности работодателя в части определения вредности условий производства. Для определения и выявления негативных факторов в рабочем процессе руководство организации обязано проводить специальную оценку условий труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда

Современные производственные процессы зачастую связаны с повышенным риском для персонала и проявлением различных негативных факторов. Специфика трудовой деятельности каждого работника может кардинально различаться в зависимости от предприятия.

Для выявления индивидуальных факторов вреда и класса безопасности рабочего места трудовым законодательством предусмотрена специальная процедура — спецоценка условий труда.

Такое мероприятие осуществляется с привлечением специализированных организаций и в соответствии с законодательно закрепленными этапами.

Понятие специальной оценки труда в соответствии с трудовым законодательством

Спецоценка условий труда (СОУТ) — законодательно урегулированная процедура определения опасных, вредных и иных факторов в производственном процессе. Такая процедура является обязательным элементом осуществление трудовой деятельности для любого работодателя.

Трудовое законодательство дает ответ на вопрос, что такое СОУТ, как и специальный федеральный закон о проведении данной процедуры. Именно в федеральном законодательстве установлена прямая обязанность каждого руководителя осуществлять данную процедуру, как в отношении текущего кадрового состава, так и в случае расширения штата.

Проведение СОУТ необходимо для оценки возможных рисков, связанных с осуществлением трудовой деятельности на предприятии, а также для установления оптимального и законодательно урегулированного ТК РФ режима деятельности в совокупности со льготами, положенными персоналу.

Важно! При проведении государственными органами надзора в сфере трудового законодательства проверочных мероприятий осуществляется также и контроль за исполнением нормативов по СОУТ и сам факт осуществления такой процедуры. В случае выявления нарушений со стороны руководства последует привлечение к административной ответственности.

Этапы проведения СОУТ в компании вне зависимости от специфики ее деятельности

Как провести специальную оценку труда: этапы работы СОУТ

Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда

Что такое СОУТ рабочих мест? До издания специального федерального закона ранее не существовало такого понятия.

Однако с введением обязательных норм каждый руководитель обязан СОУТ провести в отношении своих сотрудников.

Данное мероприятие состоит из нескольких этапов, которые осуществляются как силами самого предприятия, так и специализированными организациями.

Многие специалисты до введения закона в действия интересовались, СОУТ что это и как бизнес или микропредприятие должен аккредитовать штатных специалистов по проверке условий труда, а также обеспечивать последний контроль таких действий и входить в стадии проверки.

Распределение классов опасности и вредных условий при проведении оценки

Надо ли и когда надо проводить СОУТ

Основы охрана труда предполагают обязательность проведения такой проверки на предприятии вне зависимости от специфики деятельность, будь то ДОУ, деловой центр или промышленное производство. Льгота в виде отсрочки проведения выдавалась лишь отдельным категориям промышленных организаций и на данный момент прекратила свое действие.

К сведению! ТВ процессе проведения создается специальный реестр организаций, которые в успешном порядке прошли таковую аттестацию.

Со стороны профсоюзных организаций должен присутствовать социальный контроль и среди работников должна проводиться расшифровка всех положений и норм СОУТ. Сделать такую систему прозрачной должен работодатель, с подачи которого данная система осуществляется.

Образование комиссии по проведению СОУТ

При организации и проведении оценки на базе организации создается специальная комиссия, которая включает в себя руководящий состав предприятие, а также представителей независимого профсоюза трудящихся при его наличии.

Такая комиссия должна осуществлять контроль за деятельностью независимой командой, которая проводит оценку, и выявлять нарушения трудового законодательства в области охраны труда.

По окончании производства экспертизы такая комиссия выдает окончательное заключение о соответствии нормам законодательства такой проверки.

Осуществление контрольных и замерочных мероприятий в рамках СОУТ

Поиск и привлечение к СОУТ специализированной организации

Руководство предприятия должно самостоятельно осуществить поиск специальной организации, которая способна провести независимую оценку в отношении своих сотрудников. Такая организация должна состоять в специальном реестре, утвержденном государственными органами, а ее специалисты иметь соответствующую квалификацию в проведении мероприятий в отношении определенных учреждений.

Разработка и утверждение графика проведения СОУТ

График проведения таких работ согласуется между комиссией со стороны работодателя и специализированной организацией. Он должен составляться с учетом специфики работы предприятия и смен на нем, а также условий трудовой деятельности. При этом, согласно такому графику, все сотрудники организации должны подпадать под проверку.

Выявление класса опасности производства во время оценки условий труда

Разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ

Разработка и утверждение мест проведения СОУТ должна осуществляться в соответствии с определенными нормативами в отношении рабочего персонала.

К сведению! Такая проверка должна производиться в отношении каждого рабочего места.

Указание аналогичных рабочих мест

Указание аналогичных мест прямо определено федеральным законодательством. При наличии таковых на производстве, работники которых выполняют свойственные функции, проверка может производиться как в отношении одного рабочего места, так и в отношении нескольких, например, колл-центра.

Проведение идентификации производственных факторов

Идентификация рабочих факторов разрабатывается исключительно исходя из специфики организации производства на рабочих местах, а также отраслевой деятельности предприятия. Идентификация помогает определить класс безопасности деятельности сотрудника для получения данным лицом соответствующих льгот от организации.

Составление и отправка в государственный орган декларации о соответствии нормативным требованиям

Составление специального акта для отправки в государственный орган по проверке норм охраны труда является прерогативой организаций с повышенным уровнем опасности на производстве, а также в случае выявления кардинальных нарушений на производстве, требующих изменения внутренних регламентов и установления положенных государством льгот.

Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

Проведение практических испытаний на производстве является важным этапом проведения проверки и изучения опасных факторов производственного процесса среди сотрудников предприятия.

К сведению! ТВо время таких испытаний проводится замер уровня шума, уровня загрязнения производственного оборудования, а также выявление иных негативных факторов на предприятии.

Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам)

В соответствии с учетом законодательных норм проверка относит условия деятельности к одному из четырех классов безопасности:

  • первый класс обозначает оптимальные условия работы, к которым относятся офис, административное учреждение и школа, то есть организации без наличия вредных или опасных условий труда для специалистов;
  • умеренные условия труда обозначают наличие определенных вредных факторов при проведении работ. Такая деятельность связана зачастую с присутствием определенных недостатков в работе, непосредственно отражающихся на здоровье сотрудников организации;
  • вредные условия работы связаны с нанесением вреда здоровью работника, а также с непосредственной опасностью получения травм на производстве. Такой характер работы предполагает наличие специальных средств защиты труда на предприятии;
  • опасные условия производства означают постоянное наличие вредных факторов, а также опасности получения увечья в результате трудовой деятельности. Такие факторы подвергаются самой тщательной проверке со стороны специализированных органов.

Составление отчета

Составление отчета проходит под руководством специализированной организации, которая по мере проведения практических мероприятий выявляет опасные факторы производства в организации и проставляет класс опасности компании в целом и на каждое рабочее место в частности.

Распределение процедуры оценки по определенным этапам

Изучение отчета, подписание его членами комиссии и утверждение

После составления итогового отчета комиссии и специализированной организации данный документ утверждается представителями как организации, так и компании, которая проводила соответствующее исследование. Такой документ представляется в государственный надзорный орган для выдачи мотивированного заключения о его соответствии требованиям законодательства.

Ознакомление работников с результатами

В результате проведения таких исследований каждый работник организации должен и обязан ознакомиться с итоговыми результатами проверки.

Обязанность подобного ознакомления в полной мере лежит на работодателе, и такое знакомство должно происходить с обязательной письменной отметкой в журнале ознакомления.

Работники могут как согласиться с выводами комиссии, так и выдать мотивированный отказ.

Практическое применение результатов

Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда

На практике результаты проверки позволяют определить общую степень опасности работ на производстве, выявить слабые и опасные места на производстве и применить меры по их устранению.

К сведению! ТПомимо этого, положительным моментом для сотрудников являются обозначение опасности их деятельности и назначение соответственно положенных стимулирующих и компенсационных выплат. Такое исследование имеет свои преимущества как в отношении работников, так и работодателей.

Наказание за нарушение порядка или отказ от проведения СОУТ

В случае нарушения требований законодательства в данной области руководство организации понесет определенное наказание. Правом вынесения предписаний, составления протоколов и выявления нарушений в данной области наделены государственные органы трудовой инспекции.

Внеплановая специальная оценка условий труда: в каких случаях проводится

Эти органы при проведении проверок выявляют нарушения в области непрохождения СОУТ и, соответственно, нарушения законодательства.

Руководство и ответственные лица организации могут привлекаться к административной ответственности в виде штрафов, размер которых варьируется в зависимости от срока неисполнения требований от 10 до 60 тыс. руб*. и предписаний об устранении нарушений в определенный период.

К сведению! ТПри нарушении предписанных сроков деятельность компании может быть приостановлена до исполнения требований государственных органов.

СОУТ, являясь обязательной нормой для добросовестных руководителей, служит для выявления негативных явлений на рабочем месте, тем самым определяя положенные послабления режима трудового дня и обязательные компенсации для рабочего. СОУТ — это санкционированная государством система контроля трудовой деятельности, которая служит для увеличения эффективности производства.

*Цены указаны на июль 2021 г.

Соут (специальная оценка условий труда)

Спецоценка условий труда определение

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2021 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам.

Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.

0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв.

приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета.

В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н).

В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми.

Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2021 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году

Начиная с 2021 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб.

В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. «Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний»).

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Спецоценка условий труда определение

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2021 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2021 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка?Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Цель проведения СОУТ – Для чего нужна специальная оценка условий труда

Спецоценка условий труда определение

О том, что сейчас большинство компаний обязано проводить спецоценку, знают уже почти каждый работодатель. Однако ответить на вопрос о том, для чего нужна специальная оценка условий труда, сможет не каждый.

Цель и задачи спецоценки

Основная цель выполнения СОУТ, зафиксированная в законе 426-ФЗ и сопутствующих нормативных актах, — это соблюдение права работника на безопасность работы. Чтобы достичь ее, участникам процесса нужно выполнить определенные задачи:

  • установить характер условий, в которых трудится работник, и наличие вредных и опасных факторов на его рабочем месте;
  • выяснить степень интенсивности влияния таких факторов, если они присутствуют на этом месте;
  • предпринять усилия по обеспечению работников качественными и действенными средствами защиты от воздействия таких факторов, например, защитной одеждой или смывающими средствами;
  • оценить степень эффективности закупленных защитных средств; определить класс условий труда, в которых работает сотрудник; разработать систему льгот и компенсаций для сотрудников, учитывающих условия труда на их рабочих местах. При этом такая система, конечно, должна создаваться с учетом требований действующего законодательства.

Чтобы все показатели работы персонала предприятия былиопределены верно, законодательство разрешает выполнять спецоценку толькоспециализированным организациям.

Требования к исполнителю

Основные требования к компаниям, которые выполняют СОУТ,зафиксированы в ст. 19 426-ФЗ.

Предприятия, которые подтвердили своесоответствие этим критериям, вносятся в официальный реестр компаний, имеющихправо проводить спецоценку.

Он размещается в открытом доступе на сайтеМинтруда, чтобы любой потенциальный заказчик мог проверить наличие уисполнителя разрешения на производство таких работ.

Список критериев, которым должны соответствовать такиеорганизации, содержит следующие обязательные позиции:

  • в уставе компании выполнение СОУТ прописано как основной или один из базовых видов деятельности;
  • в штат компании входят не менее пяти экспертов, аттестованных на право проведения СОУТ. При этом хотя бы один из них должен иметь профильное высшее образование по таким специальностям как «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарные и гигиенические лабораторные исследования»;
  • в составе предприятия имеется собственная испытательная лаборатория для проведения необходимых исследований. Но если такая лаборатория в компании отсутствует, ей разрешается заключить договор на оказание нужных услуг с другой организацией, у которой она имеется.

Определение класса условий труда

Основная задача, которая возлагается на исполнителя при проведении спецоценки, — определение действительного класса условий труда работников. Эта процедура проводится для каждого рабочего места, на котором выполняется СОУТ. Ее результаты фиксируются в карте СОУТ.

Информацию, содержащуюся в этой карте, надо довести до сведения работника под роспись. Ставя свою подпись, он подтверждает, что ознакомлен с состоянием параметров своего рабочего места и дает согласие на выполнение вверенных работ. Кроме того, работодателю важно проследить за тем, чтобы эти сведения были зафиксированы в трудовом договоре с работником.

Это – весьма частый предмет претензий со стороны ГИТ при проведении проверки.

Согласно приказу Минтруда № 33н и 426-ФЗ все возможныеклассы делятся на четыре группы:

  • 1 класс – оптимальный. Вредное влияние рабочих условий на сотрудника полностью или почти отсутствует.
  • 2 класс – допустимый. Вредное влияние имеется, но не выходит за пределы, разрешенных гигиеническими нормативами. При этом организм работника успевает полностью оправиться от воздействия негативных факторов уже к началу следующей рабочей смены.
  • 3 класс — вредный. Это – самая крупная группа, которая содержит четыре подкласса. Все они вызывают возникновение профессиональных заболеваний, травм или иных патологий, обусловленных выполнением трудовых обязанностей. Они различаются по степени тяжести патологических состояний, вызываемых рабочими условиями в организме сотрудника, и риском потери профессиональной или общей трудоспособности;
  • 4 класс – опасный. Условия труда на рабочем месте представляют опасность для жизни работника.

Фактический класс определяется по методике, описанной в приказе № 33н, на основании количества и степени интенсивности присутствующих вредоносных факторов. В общей сложности 426-ФЗ выделяет более 20 факторов, подлежащих исследованию.

При этом установленный класс может быть снижен, если работник применяет эффективные и высококачественные средства защиты, которые действительно снижают негативное воздействие на его организм.

Такие средства обязательно следует сертифицировать по техрегламенту Таможенного союза 019/2011.

Применение результатов спецоценки

Итак, специальная оценка проводится с целью определения присутствия вредного влияния условий на здоровье работников и минимизации такого воздействия. Инструменты решения этой задачи перечислены в ст. 7 федерального закона 426-ФЗ. Этот раздел нормативного документа содержит исчерпывающий алгоритм применения результатов специальной оценки для работодателя. Он включает следующие этапы:

  • разработка списка мер, ориентированных на улучшение условий работы персонала, и обоснование их финансирования. Это может быть полезно для случаев получения софинансирования таких действий из средств ФСС;
  • предоставление работникам полных и достоверных сведений о фактических условиях на их рабочих местах. Кроме этого, работникам нужно сообщить о возможностях влияния условий на их работоспособность и здоровье в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;
  • расчет количества и определение параметров средств индивидуальной защиты от вредного влияния, выдаваемых сотрудникам, а также выбор номенклатуры коллективных защитных средств;
  • организация наблюдения за состоянием рабочих мест;
  • организация и выполнение медосмотров в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством;
  • составление перечня льгот и компенсаций, которые должны быть предоставлены работникам согласно закону, а также объемов и характера необходимых медицинских, бытовых и иных услуг;
    определение величины дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ;
  • определение величины скидок или надбавок к базовой величине страхового тарифа на страхование, рассчитанное на случаи возникновения травм или профессиональных заболеваний;
  • подготовка статистической и отчетной документации по условиям труда в компании и оценка уровней профессиональных рисков на разных категориях рабочих мест;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве и причин появления профессиональных заболеваний;
  • ограничение привлечения к выполнению определенных видов работ отдельных категорий сотрудников;
  • рассмотрение и разбор конфликтных и спорных ситуаций, связанных с безопасностью труда, организацией работ на местах и иными вопросами;
    другие мероприятия, предусмотренные законодательством.

Выполнение перечисленных задач жестко контролируется государственными органами.

Важнейшим агентом надзора в этом случае выступает Государственная инспекция труда (ГИТ), которая проверяет не только факт проведения спецоценки, но и соблюдение правил ее выполнения, а также выполнение работодателем всех необходимых мер после ее завершения.

Она также вправе назначить проведение внеочередной оценки: например, внеплановая СОУТ проводится в случаях, когда на рабочих местах в компании обнаружена угроза здоровью работников.

Кроме этого, организация также обязана отчитываться перед ФСС и другими страховыми фондами о результатах спецоценки, поскольку он этого зависят размеры страховых тарифов, подлежащих уплате.

Наконец, работодатель должен проконтролировать организацию, проводившую СОУТ, чтобы она передала соответствующие сведения в Государственную систему учета результатов спецоценки.

Если исполнитель не сделал этого, эта обязанность переходит к самому работодателю.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.