Реальная налоговая нагрузка в россии

Содержание

В россии самая маленькая налоговая нагрузка? это миф!

Реальная налоговая нагрузка в россии

Существует мнение, что в России – одна из самых маленьких налоговых нагрузок. Проблема лишь в том, что такое впечатление создаётся на основе известных прямых налогов, но без учёта косвенных.

Налоговая нагрузка по мнению многих экспертов – важный фактор, который влияет на развитие экономики, бизнеса и достатка в стране. Если налоги слишком низкие, могут быть перебои в работе социальной системы. Если же они слишком высокие, то граждане отдают большую часть дохода и не могут удовлетворять свои нужды. Это приводит к разрастанию теневого сектора экономики.

Совсем не низкие российские налоги

По подсчётам Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ, в России налоговая ставка гораздо выше, чем кажется на первый взгляд. Официально граждане-физические лица платят 13% подоходного налога, а компании – 20%. При этом существуют различные формы ведения бизнеса, которые позволяют снизить ставку до 6% или упростить отчётность.

Однако по факту реальные сборы в пользу государства гораздо выше. Александр Аузан в интервью Forbes заявил, что с каждого заработанного рубля россияне отдают по 48 копеек. Это отнюдь не маленький показатель – он сравним со странами Европы и вошёл бы в десятку стран с самыми высокими налогами.

Налоговый обмен: условия и последствия автоматического обмена налоговой информацией для России

Правда в этих самых странах, что в Ирландии, Великобритании или Финляндии, ставка в 40 и больше процентов присваивается гражданам с доходами выше определённого порога. В России пока что прогрессивной шкалы нет, но её планируют ввести.

При этом в странах с высоким налогообложением граждане чаще всего могут рассчитывать на получение в ответ комфорта и социальной поддержки на том уровне, о котором россиянам даже мечтать не приходится.

Аузан сравнил российские скрытые налоги с радиацией: она невидимая, человек не понимает, что происходит, но вред наносится колоссальный.

Самая острая проблема в том, что мало кто может внятно объяснить, куда же деваются деньги потом, после того, как государство их собрало.

В общих чертах ясно: что-то пошло на пенсии, что-то на оборону, а что-то на ремонт дорог при помощи растворяющегося в воде асфальта.

Но конкретики, прозрачности не хватает, как её не хватает в судах, которые считаются другой важной составляющей для создания сильного бизнес-климата в стране.

Налоговики доначисляют налоги за фиктивные цепочки владения и готовы получить информации о зарубежных активах российских компаний

Контроль за налогами

Любой здравомыслящий человек знает: чтобы контролировать свой достаток и перспективы, необходимо считать не только доходы, но и расходы. Понимать, куда идут деньги и какую пользу приносят.

Поскольку налоги для бизнеса и человека являются прямыми расходами, необходимо понимать, для чего они используются, коль отказаться от них, пока остаёшься в рамках единственной страны, невозможно.

Часть денег, которые собирает государство, со временем вернуться к налогоплательщикам: пенсии, дороги, зарплаты спасателям, учителям и медикам. Однако у многих возникает предположение, что использовать полученные средства можно было бы эффективнее.

Когда же собранные средства используются не эффективно, возникает спонтанная мысль не платить налоги, мол, всё равно не уважают и не предлагают качественных услуг взамен.

Напомним, что уклонение от налогов – деяние наказуемое, в том числе уголовно. Поэтому уклоняться от налогов ни в коем случае не стоит. Лучше найти альтернативные варианты: платить хотя бы часть денег там, где к полученным средства относятся с уважением, или перебраться туда, где большой части налогов вообще нет.

Смена резидентства: куда отправиться ради выгодного налогообложения

Вы можете сменить резидентство или место проживания, как бизнесу, так и самому себе. Создание иностранной компании – интересный способ диверсифицировать риски, расширить клиентуру и попробовать себя на новых территориях. Зачастую это позволяет увеличить прибыль даже при сохранении высоких налогов.

Однако оффшорная компания может стать инструментом, который позволит снизить эффективную ставку налогообложения. До нуля довести вряд ли удастся, но убрать лишние расходы может и получится.

Здесь главное чётко понимать, что иностранная и оффшорная компании должны быть реальными, действующими бизнесами.

Иначе оффшорная компания будет воспринята правоохранительными органами как способ уйти от налогообложения со всеми вытекающими последствиями.

Это называется substance и об этом мы писали ранее.

При этом у вас остаются личные налоги на доход, от которых не избавиться, пока остаёшься внутри одной страны.

Несмотря на то, что НДФЛ в России действительно весьма невысокий и составляет 13%, он ложится дополнительной нагрузкой сверху на все те траты, которые были раньше.

Возможно пришла пора поискать страны, где и этот вопрос решён? К тому же есть информация о том, что налог планируют увеличить в 2 раза.

К примеру, Швейцария предлагает фиксированный паушальный налог: вы становитесь налоговым резидентом, платите фиксированный налог в казну и экономите n-ную, в зависимости от вашего дохода. Швейцария крайне популярна у российских олигархов, многие из которых стали налоговыми резидентами благодаря именно паушальному налогу.

Как выгодно оформить ВНЖ Швейцарии через паушальный налог?

Альтернативой может стать резидентство в Андорре, в ОАЭ или на Мальте. Это уважаемые развитые государства, в которых можно комфортно жить вместе с семьёй, вести бизнес. Предлагаем вам задать интересующие вас вопросы о резидентстве в других странах консультантам портала: info@offshore-pro.info.

Приглашаем ознакомиться с некоторыми полезными материалами по теме:

Достойна ли Мальта Вашего выбора для решения задачи с налоговым резидентством?

Какие бонусы получает владелец сертификата о налоговом резидентстве в Арабских Эмиратах?

Переезжаем в Андорру после оформления резидентства и пользуемся улучшающейся инфраструктурой

Налоговая нагрузка: как рассчитать и зачем контролировать

Реальная налоговая нагрузка в россии

Что понимать под налоговой нагрузкой на предприятие?

Как определить величину налоговой нагрузки?

Как вывести относительный показатель налоговой нагрузки для сопоставления величин налоговых обязательств разных предприятий?

Многообразие применяемых в России систем налогообложения — общеустановленная система налогообложения, упрощенная системы налогообложения с разными объектами налогообложения, ЕНВД, патентная система для предпринимателей — приводит к генерации различных объемов налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект. Более того, даже однотипные предприятия, работающие по одной системе налогообложения, могут иметь различные величины налоговой нагрузки, определяемые квалификацией и энергичностью персонала, применяемой управленческой стратегией, спецификой отдельных операций и множеством других факторов.

Что понимать под налоговой нагрузкой на предприятие?

Различные налоги имеют свои объекты налогообложения. Например, НДС взимается с добавленной стоимости, налог на прибыль — с разницы между выручкой без НДС и экономически оправданными расходами, налог на имущество — со стоимости облагаемого имущества.

Соответственно, у каждого предприятия свои объекты налогообложения и свои объемы начислений по каждому налогу.

Современное налоговое законодательство (в первую очередь это Налоговый кодексом РФ) дает определения понятиям налога и сбора.

Под налоговой нагрузкой понимается совокупность налогов и сборов как конкретного налогоплательщика, так и определенной выборки лиц, возникающая в процессе функционирования налогоплательщика.

Обратите внимание!

Налоговые начисления могут возникать и у хозяйствующего субъекта, по каким-то причинам временно или постоянно не осуществляющего предпринимательскую деятельность. В этом случае могут отсутствовать НДС, налог на прибыль, страховые взносы, но продолжает начисляться налог на имущество, транспортный налог (естественно, при наличии соответствующих объектов налогообложения).

Налоговая нагрузка — важное экономическое понятие. Оно дает возможность финансисту и экономисту предприятия оценить общую величину налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет предприятием, выбрать оптимальную систему налогообложения, наиболее привлекательный инвестиционный проект, произвести корректное сравнение с налоговыми обязательствами других предприятий.

Важно!

Расчет показателя налоговой нагрузки в настоящее время стал также важным инструментом для оценки потенциальной проблемности ситуации на предприятии с налоговыми органами. Низкий показатель налоговой нагрузки может привлечь к компании пристальное внимание налоговиков и инициировать выездную налоговую проверку.

Как определить величину налоговой нагрузки?

Исходя из определения налоговой нагрузки, формализовать этот показатель не сложно. Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

∑N = N1 + N2 + N3 + … + Nn,

где ∑N — величина налоговых обязательств компании, возникающая в процессе ее функционирования;

N1, N2, N3, …, Nn — налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиком;

Но на этом простота расчета заканчивается и начинаются споры, которые ведутся много лет. В специальной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании такого ключевого момента, как количество и состав налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки.

В частности, споры ведутся в отношении таких налогов, как НДФЛ, НДС, страховые взносы. Прокомментируем эти моменты.

По мнению многих специалистов, нет никаких оснований при расчете налоговой нагрузки учитывать суммы НДФЛ. Есть следующее обоснование такого вывода. Плательщиками этого налога являются физические лица, имеющие доходы, подлежащие обложению данным налогом.

По закону субъекты хозяйствования, выплачивающие физическим лицам доходы, не являются плательщиками налога, а выступают в роли некого уполномоченного лица (налогового агента), который обязан исчислить с суммы выплаченного физическому лицу дохода налог, удержать и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

То есть НДФЛ выплачивается не за счет средств налогоплательщика-предприятия или индивидуального предпринимателя, а за счет средств физического лица, являющегося получателем дохода. Следовательно, делается вполне обоснованный вывод, что никаких оснований относить сумму, удержанную из доходов физического лица, к налоговой нагрузке хозяйствующего субъекта нет.

Страховые взносы уплачиваются лицами, являющиеся страхователями, и представляют собой выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из этого не учитывать в расчете величины налоговых изъятий страховые взносы будет необоснованным.

Также необоснованно не принимать во внимание при расчетах косвенные налоги, в первую очередь НДС.

Каждое звено в цепочке поставки уплачивает свою долю НДС с генерируемой на каждом этапе цепочки добавленной стоимости.

Учитывать НДС важно и потому, что он участвует в ценообразовании продукции, работ, услуг, а показатель налоговой нагрузки как раз и важен не просто в качестве теоретического значения, а в качестве практической базы сравнения выгодности той или иной системы налогообложения.

Величина налоговой нагрузки предприятия — значимый аналитический показатель. Полученные данные используются не только в плановых расчетах и в прогнозных формах — на его основе нередко делаются выводы о выгодности проведения той или иной специфической операции, о выборе режима налогообложения при создании предприятия, смене режима налогообложения.

Пример 1

ООО «Эльба» занимается торгово-закупочной деятельностью, поставляет электроосветительное оборудование. Предприятие работает с НДС и по итогам года планируется получить следующие показатели деятельности (табл. 1).

Надо учесть, что ни транспортных средств, ни недвижимости в собственности у организации нет, поэтому она не уплачивает ни транспортный налог, ни налог на имущество. Ставка взносов от несчастных случаев на производстве — 0,2 %.

Руководство предприятия решило проанализировать выгодность перехода на упрощенную систему налогообложения, предполагая, что потеря выручки за счет отказа ряда потребителей от работы с организацией-неплательщиком НДС составит 15 %. Соответственно, пропорционально уменьшится сумма расходов на закупку продукции.

Товары для перепродажи приобретаются только с НДС. Продажная стоимость продукции не изменится.

Состав расходов предприятия соответствует требованиям Налогового кодекса РФ для расчета единого налога при применении УСН. Все доходы и расходы оплачены, поэтому применение кассового метода определения доходов и расходов не приведет к изменению доходной и затратной части предприятия.

Результаты расчета величины налоговой нагрузки представлены в табл. 2.

В ходе расчета было учтено, что входной НДС (уплаченный поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг) при применении УСН не относится на вычет при расчетах с бюджетом, а формирует расходную часть предприятия, т. е. на эту сумму увеличиваются затраты предприятия.

Итоги расчетов вполне показательны. Они обобщены в табл. 3.

Как вывести относительный показатель налоговой нагрузки?

Но при анализе разных проектов, которые требуют разных сумм инвестиций, имеют разные сроки реализации, некорректно сравнивать налоговую нагрузку по суммовым показателям.

Необоснованно сравнивать, например, 220 тыс. руб. налогов за условный период небольшого розничного магазинчика и 3 млн руб. большого производственного предприятия.

Такие разнородные базисные факторы можно сравнить только по относительным величинам.

Зачастую этот показатель называют коэффициентом налоговой нагрузки, показателем эффективности налогового планирования, так как на его значение нередко влияют и методы законной оптимизации налоговой нагрузки.

Но вне зависимости от применяемого названия относительная величина налоговой нагрузки как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.

Рассчитать коэффициент налоговой нагрузки (Кнн) можно по формуле:

Кнн = ∑N / B,

где B — база сравнения, выбранная на предприятии.

К сведению

Относительно базы сравнения идут многолетние жаркие споры. Каждый из экспертов отстаивает свои предлагаемые показатели. И каждое из предложений имеет свои достоинства и недостатки.

Различные авторы предлагают использовать: валовую прибыль, чистую прибыль, рыночную стоимость бизнеса, выручку.

В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать коэффициент налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства.

Подчеркнем, что никакой показатель не будет являться универсальным для всех налогов и сборов: для налога на имущество базой для расчета является стоимость облагаемого имущества, страховые взносы рассчитываются по общему условию от фонда оплаты труда, а транспортный налог зависит от мощности двигателя.

На наш взгляд, с учетом многообразия практики, житейских ситуаций создание одного универсального показателя — задача утопическая.

Почему показатель должен быть именно один? Считаем, что речь идет о выборе не единственного, универсального показателя, а о выборе той наиболее информационно емкой базы, на основе которой можно будет сделать верные аналитические выводы.

Например, стоимость бизнеса интересный, но скорее теоретический, чем практический инструмент для данного расчета. Ценность такого показателя, как коэффициент налоговой нагрузки, — в сравнительной простоте и оперативности получения данных.

А при таком базовом показателе, как стоимость бизнеса, ни о какой простоте и быстроте проведения расчета не может быть и речи.

Стоимость бизнеса — сложный, субъективный и спорный показатель, который никаким образом не упрощает и не делает расчеты более точными.

Возможно, ранее он был интересен как разновидность точной управленческой информации, устраняющий недостатки и некорректности бухгалтерского учета, но сейчас, по нашему мнению, для подобного расчета эта база неактуальна.

Более реальным и информационно емким представляется использование в качестве базы для расчета показателей валовой прибыли, чистой прибыли и выручки. Хотя опять же, возникают разночтения в отношении некоторых подходов.

Например, при сопоставлении налоговой нагрузки с показателем выручки включать или нет в объем выручки прочие доходы? На наш взгляд, прочие доходы также должны участвовать в оценке налоговой нагрузки.

Сравнение показателя налоговой нагрузки с определенной базой позволит получить ответ на вопрос, сколько копеек уходит в бюджет с каждого рубля выручки, валовой прибыли (добавленной стоимости), чистой прибыли, что, в свою очередь, позволит ответить на вопрос об эффективности работы предприятия по генерации через показатель выручки, валовой и чистой прибыли.

Пример 2

Завершая анализ систем налогообложения по ООО «Эльба», рассчитаем коэффициенты налоговой нагрузки при применении разных систем налогообложения, используя показатель валовой прибыли (результаты расчетов — в табл. 4).

Показатель налоговой нагрузки на предприятии может браться не общий, а для оценки влияния отдельных налогов по каждому виду налога:

Кn1 = N1 (N2, N3, …, Nn) / В,

где Кn1 — коэффициент налоговой нагрузки по каждому налогу;

N1, N2, N3, …, Nn — налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиком.

Некоторые авторы предлагают сравнение с источником средств для уплаты налога. Трудно согласиться с обоснованностью такого подхода, ведь в таком случае, по сути, мы получим лишь налоговую ставку, выраженную в виде коэффициента.

Что происходит с налоговой нагрузкой на бизнес

Реальная налоговая нагрузка в россии

Ситуацию в российской экономике и российских финансах все чаще начинают описывать с помощью мема «Население — новая нефть».

Нина Зотина / РИА Новости

Разумеется, речь не только о населении, но и о бизнесе. Поскольку выручка от экспорта нефти и газа нестабильна, а санкции вызвали резкий отток капитала, власти вынуждены искать больше источников дохода внутри страны. В этой ситуации вполне закономерно ожидать роста налоговой нагрузки на бизнес.

Не только НДС

Самым главным событием в налоговой сфере за последнее время стало произошедшее в прошлом году повышение НДС с 18% до 20%.

«Всему бизнес-сообществу до сих пор непонятно: зачем при профицитном бюджете наносить такой удар по российской экономике», — замечает по этому поводу генеральный директор компании CorpSoft24 Константин Рензяев.

Руководитель специализирующейся на бухгалтерском сопровождении и аудите группы компаний «БиПи» Валентина Мейсак говорит:

«Сегодня есть четкое ощущение, что расходы на администрирование НДС превышают его собираемость».

Однако, как свидетельствуют отзывы опрошенных «Инвест-Форсайтом» экспертов, дело отнюдь не только в формальном повышении налоговых ставок. Как отмечает главный бухгалтер компании Win Pay Константин Нигматзянов, в 2021-м было отменено большое количество льгот для малых предприятий.

До нынешнего года существовал целый спектр послаблений для 30 видов деятельности, например уменьшенный страховой взнос по фонду оплаты труда. После его отмены нагрузка на ФОТ выросла на 10%.

В меньшей степени пострадали IT-компании, так как государство их активно поддерживает сниженной ставкой ФОТ, которая и в 2021 году остается на уровне 14%.

Белые и серые

Есть еще более важное обстоятельство, порождающее рост нагрузки: экономика становится все более «белой». По словам Константина Нигматзянова, стандартные «серые» схемы — вроде создания новой компании каждые полгода — почти перестали работать. Все счета-фактуры теперь выгружаются в налоговую и тщательно перепроверяются. С этим мнением полностью согласен Константин Рензяев (CorpSoft24):

«На первый взгляд, кроме НДС, другие налоги не увеличились, но фактическая нагрузка на бизнес растет. Как это происходит? А очень просто — десять лет назад стоимость обнала составляла 5-7%.

Таким образом можно было существенно снизить НДС, а затем пустить обналиченные суммы на выплату заработной платы и уменьшить взносы в фонды. В последние годы эта схема уже не работает, и бизнес вынужден платить все налоги, потому что оптимизировать их стало дороже.

В связи с этим после уплаты НДС (20%), НДФЛ и Страховых взносов (43%), налога на прибыль (20%) и др. как таковой прибыли и не остается.

При этом при плохих финансовых показателях сотрудники налоговой службы вызывают директоров предприятий и грозят выездными налоговыми проверками, если ситуация не улучшится. Текущую ситуацию оцениваю как крайне враждебную для развития бизнеса, поэтому у нас и недостаточно действительно стоящих бизнес-проектов».

Белый клининг

Что означает для бизнеса процесс обеления — можно рассмотреть на примере клининговой отрасли, о чем «Инвест-Форсайту» подробно рассказал основатель группы компаний «Кристанваль» Олег Попов. По его словам, обеление отрасли клининга началось еще в позапрошлом году.

По данным ФНС, за прошлый год выручка отрасли составила порядка 380 млрд рублей. Исходя из этих расчетов, на плечи клининговых компаний ложится налоговая нагрузка в размере не менее 30% — то есть государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд рублей. До процесса обеления нагрузка не превышала 7%.

Сейчас ФНС поставила всей отрасли ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити-операторов (АКФО), только за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза.

Впрочем, эти данные касаются только членов АКФО, остальные продолжают укрываться от налогов, однако их судьба может быть незавидной. В числе возможных вариантов развития событий — проверки, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела.

Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения, соблюдающие Этическую хартию ФНС, — в первую очередь это АКФО и Национальная ассоциация фасилити операторов (НАФО).

«Массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации», — прогнозирует эксперт.

Белые выигрывают?

Разумеется, в том, что бизнес выходит из тени, можно увидеть и положительную сторону.

Раньше «серые» компании выживали за счет ухода от налогов, что позволяло держать низкую себестоимость товаров, которая иногда выглядела демпингом.

Это, разумеется, мешало работать компаниям, которые платили все налоги. Улучшенный контроль повысил прозрачность рыночной ситуации, уменьшив значение демпинга.

«Теперь белые компании платят больше налогов, но им меньше мешают серые компании, которым тоже приходится переходить на полностью белую схему, а значит, конкурировать не за счет искусственно заниженных цен», — замечает Константин Нигматзянов (Win Pay).

Впрочем, насколько далеко зашел процесс обеления, сказать трудно: бизнес-компании закрывают очень часто, и, как отмечает основатель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, лишь 4% предприятий существуют более 3 лет.

Налоги — проблема №1

Так или иначе, по словам аналитика компании QBF Олега Богданова, данные Росстата показывают: по итогам 2021 года налоговая нагрузка для юридических лиц составляла 11,5% от оборота, увеличившись на 0,7% п.п. к уровню 2021 года.

Наибольший рост нагрузки, по мнению аналитика, зафиксирован в ТЭКе (с 45,4% до 52,1% за счет увеличения НДПИ).

В секторе «Пищевые продукты, напитки, табачные изделия» налоговая нагрузка сократилась — с 28,2% до 23,5%, но это результат снижения производства в этом сегменте.

По данным исследования «Пульс малого бизнеса», проведенного Альфа-банком и Международным исследовательским центром MARC, в конце прошлого года наибольшее число опрошенных предпринимателей (49%) называли главной проблемой бизнеса именно высокие налоги; на втором месте (38%) был недостаток средств, на третьем (37%) — снижение спроса. При этом, по словам представителей Альфа-банка, доля предпринимателей, которые называют проблемой №1 налоги, росла с 2021 года.

«Новая категория налогоплательщиков, НДС до 20%, инициативы по изменению вчерашних сборов в новые налоги, риск блокировки счета со стороны собственного банка при подозрении на нарушение 115-ФЗ и/или непроявленной “должной осмотрительности”, снижение общей маржинальности белого бизнеса до уровня высокооплачиваемого наемного сотрудника не добавляют оптимизма», — комментирует ситуацию руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко.

В масштабах десятилетия

Такова ситуация в последние 2 года. А что происходило с российским налоговым режимом, если взглянуть на более длинный период времени?

Руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев по просьбе «Инвест-Форсайта» назвал важнейшие события, произошедшие в налоговой сфере за последние 10 лет. В 2009 году это снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%.

Однако здесь налоговые послабления и кончились — началось ужесточение, хотя и не связанное с пересмотром ставок.

В 2011 году случился переход на более развернутое положение о трансферном ценообразовании, что дало налоговым органам дополнительные инструментарии для новых претензий: налоговики начали применять понятие «необоснованной налоговой выгоды» даже к бизнесу, который по обороту был значительно ниже, чем установленные лимиты.

В 2014 году налог на имущество стал считаться с кадастровой стоимости. В 2015 году вводится налоговая нагрузка на контролируемые иностранные компании. В этом же году введен торговый сбор в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Не только налоги

Заметим, что нагрузка на бизнес не всегда связана с платежами, юридически называемыми «налогами».

Валентина Мейсак («БиПи») констатирует: в России многие годы постоянно добавляются новые платежи и сборы, которые официальная статистика не относит к налогам, но они в любом случае ложатся фискальным бременем на плечи предпринимателей.

Это различные расходы на установку и администрирование систем ЕГАИС и «Меркурий», установку онлайн-касс; экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, курортный сбор, утилизационный сбор, сборы за проезд по федеральным трассам — система «Платон», расходы на проведение специальной оценки условий труда.

Елена Васильева («Форос Аудит») добавляет, что на налоговую нагрузку повлиял рост размера минимальной оплаты труда с 4330 рублей (на 1 января 2009 г.) до 11280 (на 1 января 2021 г.). Это означает рост налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей — фиксированные страховые платежи за себя и для всех работодателей — увеличение объема страховых взносов.

В итоге: доклад РСПП «О состоянии делового климата в России в 2014—2021 году» сообщает, что 40,3% опрошенных предпринимателей уверенно заявляют о росте налоговой нагрузки. В то же время данными официальной статистики эти жалобы подтвердить невозможно.

«Как показывает статистика Росстата, за последние 10 лет налоговая нагрузка на российский бизнес оставалась примерно на одном уровне — это 30-32% от ВВП», — сообщает Олег Богданов (QBF).

Однако Елена Васильева объясняет, что наши официальные показатели искажены: в общий расчет не включаются платежи по налогам и взносам на фонд оплаты труда и НДФЛ на дивиденды.

Минфин можно понять?

Уже известны некоторые меры, которые могут ужесточить налоговый режим в будущем.

Как сообщает Денис Зайцев (BMS Law Firm), сейчас рассматривается проект, по которому неналоговые платежи будет администрировать ФНС, а ответственность за их неуплату ужесточится вплоть до уголовной — что означает дальнейший принудительный вывод бизнеса из тени.

При этом честные налогоплательщики могут попасть «под раздачу» из-за борьбы с дроблением бизнеса. Под предлогом широкой кампании налоговая может доначислить налоги не только мошенникам, но и честным группам компаний — такие случаи уже бывали.

«Конечно, позицию Минфина можно понять, — говорит Валентина Мейсак. — На фоне финансового кризиса, падающих доходов и растущих социальных обязательств ужесточение фискальной политики оправдано.

Но нельзя допустить ситуации, когда рост налоговых поступлений существенно превышает темпы роста экономики и реальных доходов граждан, а малый и средний бизнес сомневается в целесообразности ведения предпринимательской деятельности в нашем государстве».

Константин Фрумкин

Какова реальная налоговая нагрузка в России? И для сравнения: налоги на Западе

Реальная налоговая нагрузка в россии

Считается, что от своих доходов россияне платят всего 13% налога (НДФЛ). И то эти деньги мы платим не сами — за нас все делает работодатель. Это удобнее, чем во многих других странах, в которых отчеты в налоговую приходится подавать самим гражданам.

Однако действительно ли мы отдаем государству всего 13%? Конечно нет — на самом деле оно получает намного больше отчислений. Reconomica подсчитает, сколько именно, и за что.

Реальность: сколько денег мы тратим в виде различных налогов? (+видео)

Давайте подсчитаем, сколько налогов мы платим:

  1. НДФЛ: 13%. У нас он фиксированный, и не зависит от зарплаты, в отличие от большинства других стран (где подоходный налог зависит от размера дохода).

  2. Налог на имущество: 0.4% в месяц за квартиру, 1.4% в месяц за дачу.

  3. Транспортный налог: 0.6%.

  4. НДС: 20%. Формально — мы его не платим. Но по факту эти 20% начисляются к цене любого товара в магазине.

  5. Акцизы на бензин: 57%. То есть если вы тратите в месяц 5000 рублей на топливо — по факту 2850 из них составляют налоги.

  6. Акцизы на алкоголь и сигареты. Зависят от категории напитка и табачного изделия. Также уже выдвигались предложения ввести акцизы на колбасу, сосиски и лимонады.

Работодатели платят за каждого сотрудника еще 30% его зарплаты: 22% в Пенсионный Фонд, 5% в фонд медстрахования и 3% в фонд соцстраховаия. Официально мы их нигде не видим — наша зарплата указывается уже без них.

Сравнение: а сколько налогов платят в других странах?

Когда кто-то сравнивает Россию с другими странами (особенно по уровню доходов населения) — часто упоминается, что за рубежом граждане платят огромные налоги. Так ли это?

Рассмотрим ниже, сколько приходится отдавать гражданам Германии, Франции и США.

Германия (+видео)

С физлиц взимается:

  1. Подоходный налог. Зависит от зарплаты филзица и от того, кто платит: 1 холостой плательщик или супружеская пара. Граждане, имеющие годовой доход от 13 до 52 тысяч евро — платят 14%, от 52 до 250 тысяч евро — 24%. Дополнительно взимается 5.5% от суммы налога.

  2. НДС: базовая ставка — 19%. Продукция первой жизненной необходимости и продукты питания продаются по сниженной ставке в 7%.

  3. Церковный налог: 8-9% от подоходного налога. Например, если немец за год получает 55 тысяч евро — он платит 13200 евро подоходного налога (24%), и дополнительно 1054 евро церковного налога (8% от 13200).

    Не хотите платить — можно подать заявление на отказ. Но тогда вам: нельзя работать в больнице или школе, и вы не сможете проходить некоторые церковные обряды.

    На практике около 65% граждан не платят церковный налог.

  4. Транспортный налог. Определяется по экологическому классу, объему двигателя, типу топлива, объему выброса углекислого газа. За бензиновый двигатель взимается по 2 евро за каждые 100 см³, за дизельные — по 9 евро.

  5. Обязательная медстраховка: 7.3% с работодателя, еще 7.3% с физлица, +1.1% с физлица. Единственный плюс: если гражданин женат и имеет детей — и жена, и дети будут входить в его же страховку.

    То есть: если вы холостяк, и платите условные 250 евро в месяц за медстраховку, то ваш женатый коллега будет платить те же 250 евро, только в страховку будут вписаны и его жена, и его дети (сколько бы их не было).

    Есть максимальное ограничение: 355.95 евро в месяц.

  6. Акциз на топливо: 0.6 евро с 1 литра бензина.

  7. Налог на ТВ, радио и Интернет: около 18 евро в месяц (или 220 евро в год). Даже если у вас нет ТВ. Не платить имеют право только глухонемые и безработные.

  8. Налоги на собак. Зависит от породы и от региона. К примеру, в Мюнхене — 100 евро в год за любую породу, кроме охотничьих (они обходятся в 800 евро в год). В Нижней Саксонии — небольшая собака обойдется в 70 евро в год, а бойцовская — в 613 евро. Кстати, хозяин выгонит на улицу собаку или кошку, и его найдут — придется заплатить штраф в размере до 25 тысяч евро.

За своего сотрудника работодатель заплатит еще около 19.4% (страховка по безработице, взнос в пенсионный фонд, страховка по уходу в случае недееспособности, медстраховка).

Франция (+видео)

Страна с одним из самых высоких уровней налогов. Бюджет страны более чем на 90% состоит именно из них. В общей сложности есть более 200 названий налогов.

Основные из них:

  1. НДС: стандартный — 20%. На алкоголь, табачную продукцию, автомобили — 33.3%.

  2. Подоходный налог. Прогрессирующий, зависит от уровня дохода, составляет от 0 до 45%. Если за год вы получаете от 11 897 до 26 420 евро — налог составит 14%. Если от 26 421 до 70 830 евро — 30%.

    Из подоходного налога можно получить вычеты на большое количество статей расходов.

    К примеру: на обучение, на проезд до работы и обратно, на рабочие обеды, профессиональные расходы (к примеру — покупка компьютера, спецодежды, рабочих инструментов), на покупку и постройку жилья, на страховку, содержание детей в детсадах.

  3. Пенсионные выплаты. Делятся на 2 уровня. Для наемных рабочих — 4% выплачивает работодатель, 2% выплачивает сотрудник. Для управленцев и руководящих должностей: 8% выплачивает работодатель, 4% выплачивает сотрудник.

  4. Налог на недвижимость. Эквивалент стоимости аренды за 0.5 месяцев, если это экономически развитый город, или 1.5 месяцев — если это город без крупных предприятий.

  5. Обязательная медстраховка: около 19.4% от зарплаты (однако 2/3 из них оплачивает работодатель, а сотрудник — оставшуюся 1/3). В случае проблем со здоровьем по ней компенсируется 75% медицинских расходов. Оставшиеся 25% оплачивает пациент. В эту страховку не входит стоматология и еще несколько видов услуг и товаров.

  6. Добровольная дополнительная медстраховка. По статистике около 93% населения пользуется этой страховкой.

    Она покрывает недостающие 25% по обязательному государственному полису, а также включает стоматологическое и офтальмологическое лечение. Примерный минимальный взнос — около 400 евро в месяц.

    Некоторые крупные компании оплачивают добровольные страховки своим сотрудникам (полностью или частично).

За каждого сотрудница работодатель платит 15.5%. Сюда входит медстраховка, пенсионное и социальное страхование.

США (+видео)

В США все сложно. В каждом штате свои налоги, плюс есть дифференциация по доходу. Американские бедные (богачи, зарабатывающие сотни тысяч рублей в месяц в пересчете на наши деньги) платят налоги по минимальной ставке.

Часть основных налогов, которые платят американские граждане:

  1. Федеральный подоходный налог: зависит от дохода и от наличия/отсутствия супруга. При годовой зарплате от 9 до 36.9$ взимается 15%, при годовой зарплате от 36.9 до 89.3$ взимается 25%, при зарплате от 89.3 до 186$ тысяч — взимается 28%, и так далее. Максимальная ставка — 39.6%.

  2. Подоходный налог штата: в дополнение к предыдущему. В 8 штатах отсутствует, в некоторых штатах фиксированный, в некоторых — прогрессивный (зависит от зарплаты). Может составлять от 3.07% (минимальный) до 13.3% (максимальный). В среднем — на уровне 4.5-6%.

  3. Пенсионный налог. Взимается с полной зарплаты (то есть до выплаты предыдущих налогов). 4.2% (и еще 6.2% заплатит работодатель).

  4. Medicare (федеральная программа медпомощи бедным и пожилым людям): 1.45% (и еще столько же уплатит работодатель).

  5. Обязательная медстраховка. Страховой план выбирается самостоятельно.

    Минимальный план на 1 человека составляет от 160$ в месяц (причем сюда не входит стоматология и офтальмология: страховки на них придется покупать отдельно).

    Некоторые работодатели оплачивают медстрахование своим сотрудникам (полностью или частично). Кстати, если у вас нет полиса — придется заплатить штраф: 695$ с человека, или 2.5% от семейного дохода.

  6. Налог на недвижимость. Зависит от штата, высчитывается как % от стоимости жилья. Минимальный размер — 0.14%, максимальный — 1.84%. В среднем — 0.5-0.7%. К примеру, если ваш дом стоит 280$ тысяч — в год придется платить 3-4$ тысячи.

  7. Налог на продажу. Взимается с каждого товара, который продается в стране. Отличается в разных штатах. В среднем составляет 5-6%.

  8. Акциз на бензин: 0.11$ за 1 литр.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.