Рао авторские права официальный сайт

Содержание

Российское авторское общество (РАО)

Рао авторские права официальный сайт

Российское авторское общество (rao.ru) — это крупнейшая и старейшая российская организация, созданная для коллективного управления авторскими правами.

Имеет государственную аккредитацию в сфере управления правами на музыкальные произведения. Оказывает услуги по депонированию произведений и управлению правами в сферах, не охваченных государственной аккредитацией.

Никоим образом не умаляя роли РАО в обеспечении функционирования рынка и учитывая все его отдельные достижения, следует отметить, что на примере этого общества в силу его масштаба особенно ярко видны недостатки и пороки российской системы коллективного управления.

Генеральный директор

С января 2021 года генеральным директором является Александр Сухотин.

До него эту должность занимал Макcим Дмитрирев, получивший её в конце 2021 в результате перехвата корпоративного контроля у группы Сергея Федотова, возглавлявшего общество с 2007 года.

Правление

Председателем Правления с января 2021 является Максим Дмитриев, пониженный до этой должности с позиции Генерального директора.

Совет Директоров

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РАО.

Председатель совета директоров — Андрей Кричевский, секретарь — Олег Некрасов.

Авторский совет

В состав Авторского совета входят заслуженные деятели культуры.

С 2021 года Президентом является Игорь Бутман, до него эту должность занимал Игорь Матвиенко, ранее остро критиковавший работу РАО.

Формально к компетенции совета отнесено утверждение руководящих внутренних документов, в том числе о размерах авторских сборов, и ряд других ключевых полномочий. Однако на практике этот орган носит декоративный характер, реального руководства деятельностью общества он не осуществляет, а лишь без возражений согласовывает все, что предлагают [оценочное суждение редакции].

Конференция

Созывается не реже чем раз в 6 лет для избрания совета и ревизионной комиссии. Иных полномочий фактически не осуществляет.

Порядок созыва конференции определяется советом.

Учитывая большое количество членов РАО (более 29 тысяч) и непрозрачность процедуры ания за делегатов-представителей, проверить соблюдение формальной законности при созыве конференции практически невозможно. 

Ревизионная комиссия

Состоит из пяти уважаемых деятелей сферы культуры — неспециалистов в финансах, экономике и юриспруденции.

До смены руководства Ревизионная комиссия всегда без возражений утверждала все отчеты менеджмента РАО, что вызывало сомнения у правообладателей. На требования аудита со стороны правообладателей Ревизионная комиссиия отмалчивалась, возможно, в силу особо тесных связей с должностными лицами, чью работу они должны были контролировать.

Давать оценки деятельности нового составаа Ревизионной комиссии высказывать суждения преждевременно.

Государственная аккредитация

РАО имеет государственную аккредитацию на управление исключительными правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю в отношении музыкальных произведений (пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ)[1[ как таковых и как используемых в аудиовизуальных произведениях (пп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ)[2], т. е. в кино, видеороликах, рекламных клипах и т. д.

На практике государственная аккредитация позволяет РАО без заключения договоров с авторами музыкальных произведений и их уведомления, но от их имени собирать плату:

  • за публичное исполнение музыкальных произведений с организаторов концертов, театров, телерадиоканалов, кафе, магазинов, прочих мест, где используются объекты авторских прав;
  • за использование музыки в составе аудиовизуальных произведений (кино, видео, реклама и пр.) кинотеатрами, телерадиоканалами (известно также как «таперский сбор»).

Первый раз РАО было аккредитовано в 2008 году сроком на 5 лет.

В 2013 году аккредитация была продлена еще на 10 лет.

Резонансные события

РАО регулярно становится фигурантом громких скандалов (не всегда заслуженно) и судебных процессов (не всегда обоснованно). В офисе РАО периодически проводятся обыски, а однажды «доброжелатели» принесли в офис надгробие в виде бюста теперь уже бывшего генерального директора общества Сергея Федотова.

Немало прецедентов, когда известные музыканты отказывались от членства в РАО (в этом случае оно теряет права на сбор вознаграждения за использование их произведений).

Широко обсуждались претензии РАО к Российской профессиональной футбольной лиге (по поводу «Футбольного марша» Матвея Блантера), Администрации Октябрьского района города Самары (ошибочно описанная в прессе как претензия к хору ветеранов), издательству «О.Г.И.» (по поводу песен А. Галича).

Характерен случай, когда РАО потребовало у заблокировать доступ к песне La Adelita — гимну Мексиканской революции 1910–1917 годов, являющемуся общественным достоянием.

Скандальная смена руководства

Воспользовавшись тем, что Генеральный директор Сергей Федотов взят под стражу поделу о мошенничестве, чьим спикером являлся Максим Дмитриев, решила перехватить корпоративный контроль над РАО [мнение редакции сайта], успешно провела конференцию, на которой было избрано новое руководство, и, несмотря на попытки оспорить ее результаты через суды, смогло получить контроль над обществом и добиться легитимности. Судебные процессы сопровождались громкими заявлениями, петициями, попытками вовлечь в конфликт органы государственной власти и прочими прелестями корпоративных конфликтов – читайте подробности вот в этой статье.

Ччрез пару месяцев после победы новое руководство заявило о том, что провело аудит, который  выявил множественные нарушения в части распределения авторского вознаграждения, платежи в адрес фирм

Судебные процессы

Отдельную категорию дел представляют претензии РАО к организаторам концертов. Наиболее известны дела о защите прав авторов песен, исполняемых группой Deep Purple. Элтоном Джоном, Бейонсе, группами «Сплин», «Ария», «Хор Турецкого».

Серьезные проблемы с распределением собранного вознаграждения между авторами и правообладателями были выявлены в деле о налоговых претензиях к РАО.

Налоговая служба посчитала, то нераспределенное вознаграждение является доходом общества и должно облагаться налогом на прибыль.

Выяснилось, что за три года размер нераспределенного вознаграждения составил 4 млрд рублей, то есть примерно годовой сбор РАО.

Весьма курьезны иск РАО к администраторам доменных имен antirao.ru, и (другой иск) к bespredelrao.ru, будто бы причиняющим вред деловой репутации общества.

Уголовные дела

Летом 2021 года в связи с этим делом генеральный директор Сергей Федотов был осужден за мошенничестве путем вывода из общества 557 млн рублей через операции с недвижимостью.

Попытка объединения РАО, ВОИС и РСП

Предполагавшееся летом 2015 года объединение нескольких организаций деятелей культуры в одну под наименованием «Профсоюз деятелей культуры РАО» не состоялось — во многом из-за противодействия президента совета ВОИС Александру Соколову его приближенных. По их версии, такое объединение прикрывало рейдерский захват ВОИС.

Тем не менее наименование РАО было изменено и стало включать в себя слова «профессиональный союз деятелей культуры».

В сфере коллективного управления

РАО является учредителем Российского союза правообладателей (коллективное управление в сфере частного копирования).

Генеральный директор общества Сергей Федотов в 2012 году в интервью журналу «Форбс»[3] утверждал, что именно он и его команда управляет «почти всеми ОКУПами с государственной аккредитацией [кроме УПРАВИС – редакция сайта]».

Сейчас это уже не так.

Фонд «Петр Великий» и Национальный фонд поддержки правообладателей

РАО — учредитель Национального фонда поддержки правообладателей и Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».

Другими учредителями этих фондов (о чем, правда, не указано на их сайтах) являются соответственно ООО «Энигма» и ООО «Титул-право», связанные с менеджментом РАО.

Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности

Этот фонд был создан по инициативе Александра Соколова (Минкульт, ВОИС) и Ахмеда Тагибова (РОСП, РОУПИ). В первый состав правления фонда был избран генеральный директор РАО Сергей Федотов.

Агентство интеллектуальной собственности

До апреля 2021 РАО принадлежало 20% акций в Агентстве интеллектуальной собственности — юридической фирме со «штатом детективов и сотрудников, обладающих специальными познаниями в области брендпротекшн»[4]. Редакция сайта пока не нашла объяснений, как владение долями в юридической фирме такого рода соотносилось с уставными целями РАО.

23.04.2021 РАО передало принадлежащую ему в ООО «АИС» дочрну по Управлению Непрофильными и Проблемными Активами (АУНПА).

Остальные 80% принадлежат выше ООО «Энигма».

Студия «Союз»

РАО (через АО «СЭК») владеет 80% акций студии, остальные 20% принадлежат генеральному директору студии Алексею Бочкову.

Студия «Союз» является одним из крупнейших российских правообладателей и, таким образом, имеет право на получение от РАО весьма существенного вознаграждения.

При этом непрозрачные процедуры распределения собранного вознаграждения открывают перед РАО реальные возможности для злоупотребления в виде неподконтрольного перекладывания вознаграждения из общего кармана в свой собственный.

АО «Сервисно-эксплуатационная компания» (АО “СЭК”)

СЭК — 100% дочерняя организация РАО. По версии следствия, использовалась для вывода 557 млн рублей из Российского авторского общества.

Через СЭК РАО владеет информационным агентством «Интермедиа», студией «Союз» и информационной группой «Билбоард».

Также на эту организацию была оформлена некая недвижимость, деньги от продажи которой, по утверждению Сергея Федотова, планировалось потратить на разработку реестра интеллектуальной собственности для обеспечения сбора так называемого налога на интернет.

НП «МАК»

РАО являлось одним из учредителей Некоммерческого партнерства по содействию развитию рынка музыкального и аудиовизуального контента в сети интернет.

Это партнерство было создано крупными игроками медиарынка («Юниверсал мьюзик», «Первое музыкальное издательство», «МУЗ.

РУ», «Фидел Солюшнс», «Фирма Грамзаписи Никитин») и известно связанными с ним судебными процессами против Мэйл.ру, и Одноклассников.

В апреле 2021 НП “МАК” было исключено из реестра юридических лиц как недействующее.
[1] Пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ: управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8.1 пункта 2 статьи 1270)

[2] Пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ: осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263)

[4] http://www.ais-agency.ru/#!-/clhi.

РАО-российское авторское общество: полномочия и правовой статус

Рао авторские права официальный сайт

Что такое РАО? Какой правовой статус российского авторского общества, какими полномочиями оно обладает? Чьи интересы отстаивает РАО, какие функции выполняет? Какую позицию занимает РАО в вопросах отстаивания интересов авторов? Российское авторское общество и патентные права. 

До 2021 года РАО предлагало свои услуги по депонированию произведений, сейчас оно предало данные полномочия своим партнерам.

Владимир Кривцов 2021-12-29T00:53:40+00:00

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

Очень тяжело быть одновременно и гениальным творцом, и эффективно отстаивать свои интересы.

Права на известное произведение могут приносить немалую прибыль, а значит становятся лакомой целью для нарушителей.

Для коллективного управления авторскими правами создаются и действуют общественные организации. Одной из самых известных организаций, в данной сфере, является РАО (Российское авторское общество).

Будучи одновременно и самой крупной структурой, которая имеет государственную аккредитацию, и правопреемником аналогичных организаций, РАО имеет противоречивую репутацию, а его руководители даже фигурировали в делах о мошенничестве. Мы постараемся разобраться что такое РАО, опираясь на закон, факты и полномочия.

РАО: история, статус

Россия, в ходе своей истории, подарила миру большое количество известных авторов.

Наряду с творчеством, авторы нуждались в защите своих прав и материальных интересов, что вылилось в создание первой общественной организации по коллективному управлению правами авторов в Российской Империи – «Общество русских драматических писателей».

На протяжении 19-20 века авторское общество менялось, происходило объединение схожих по целям организаций, развивались, продолжали вести свою деятельность. Современное Российское авторское общество – правопреемник таких организаций.

https://www.youtube.com/watch?v=U2ywiIhBZCo

РАО – это всероссийская некоммерческая общественная организация, которая создана для управления имущественными правами авторов на коллективной основе.

В 2008 году, сообщество получило государственную аккредитацию на 5 лет, которая впоследствии была продлена до 2023 года.

Согласно данной аккредитации, авторское общество может осуществлять и отстаивать интересы композиторов, авторов аудиовизуальных, музыкальных и драматических произведений.

Фактически, РАО представляет собой самое крупное российское общество авторских прав и коллективного управления, серьезную монополию, которая имеет государственную поддержку.

И хотя организация подвергается критике по особенно резонансным делам, в связи с непониманием общественности и правообладателями принципов работы и принятия решений, хотя в офисах организации проводился обыск и изъятие материалов сотрудниками полиции и следствия, количество договоров о сотрудничестве с авторами превысило отметку в 26 000.

Российское авторское общество: полномочия, задачи и функции 

Напомним: 

Коллективное управление АП – это передача определенных прав от автора в специальную организацию. Посоглашению с автором, такая организация может заключать лицензионные договоры, подавать судебные иски и отстаивать интересы правообладателя. 

Своими задачами определяет: 

  • Управление имущественными авторскими правами, когда их индивидуальное управление затруднительно. 
  • Содействие в вопросе управления правами, их передаче, заключении договоров на использование произведений. 
  • Отстаивание интересов в государственных организациях и за рубежом. 

Не смотря на широкий спектр деятельности и предлагаемых услуг, РАО опирается преимущественно на композиторов и творцов музыкальной сферы. РАО предлагает заключить с обществом договоры о коллективном управлении правами, зарегистрировать свое произведение для распределения вознаграждения и депонировать произведение у компаний партнеров.  

С другой стороны, РАО заключает «лицензионные» договоры, ведет мониторинг несанкционированного использования объектов АП, отстаивает позиции авторов в суде, распределяет полученное вознаграждение и компенсации.  

! 

В силу наличия аккредитации, РАО имеет право представлять интересы всех композиторов, авторов музыкальных, муз. драматических и аудиовизуальных произведений без заключения соответствующего договора.

На практике это значит, что такое российское общество защиты авторских прав может полностью самостоятельно выявить нарушителя, подать в суд, получить деньги с нарушителя и, удержав от них часть, передать правообладателю без единого подписанного соглашения. 

 «Кривцов и Партнеры»: Творческая и правовая безопасность 

 РАО сегодня – мощная организация, которая хоть и не представлена как государственная, имеет достаточно широкие полномочия, но не идеальную репутацию. Как и в любой сфере, сотрудничество с данным обществом имеет свои плюсы и минусы.  

Кривцов и Партнеры предлагает своим клиентам развернутую правовую консультацию по деятельности данного общества, анализ предлагаемы договоров, контролирование прозрачности возможного сотрудничества и предлагаемых условиях. 

Мы проанализируем все аспекты дела, обозначим ваши интересы и возможности как автора, рассмотрим все актуальные варианты и вместе выберем оптимальный путь.  

Регистрация авторского права (депонирование произведений). Часть 2. Российское авторское общество и РАО «КОПИРУС» — делаем выбор с учетом их особенностей

Рао авторские права официальный сайт

В предыдущей статье мы рассмотрели, что входит в понятие депонирование произведений, вспомнили, на какие объекты распространяются нормы авторского права, а на какие — нет. Если вы приняли решение, что свои авторские права зарегистрировать все-таки надо, то следующим логическим шагом будет выбор организации, в которой это можно сделать.

Где можно зарегистрировать авторское право?

Так как я специализируюсь только на российском законодательстве, то в этой статье расскажу именно о специфике процедуры, которая сложилась в нашей стране. Но думаю, подобная процедура возможна и в других странах. Итак, в нашей стране есть разные организации, куда можно сдать свои произведения на депонирование. Я более подробно расскажу о двух из них.

Обе эти организации (и Российское авторское общество, и РАО «КОПИРУС») были созданы в результате объединения авторов и правообладателей. Основная цель этих организаций — коллективное управление авторскими правами, что подразумевает регистрацию этих прав (создание реестра) и сбор вознаграждений за их использование третьими лицами.

Обратите внимание, что эти организации имеют статус негосударственных и некоммерческих. И несмотря на то что они обе имеют схожую аббревиатуру, все же это две разные организации, никак не связанные между собой.

Сферы деятельности в области коллективного управления у данных организаций тоже разные, но они обе принимают на депонирование произведения.

Российское авторское общество и РАО «КОПИРУС» – основные отличия?

Чтобы вы, в том числе самостоятельно, могли выбрать организацию по депонированию, давайте рассмотрим, чем отличается Российское авторское общество от РАО «КОПИРУС», в наглядной таблице.

Российское авторское общество и РАО «КОПИРУС» — какую из этих организаций выбрать?

Если ставить вопрос о выборе организации по депонированию (в пользу какой-либо из вышеперечисленных), то здесь однозначно следует исходить из конкретной ситуации и ваших потребностей.

Перед тем как депонировать произведения, рекомендую вам проконсультироваться с юристом, который специализируется на оказании услуг в области интеллектуальной собственности.

Он прояснит непонятные моменты, ответит на интересующие вас вопросы, даст необходимые рекомендации по правильному оформлению произведения и, конечно же, поможет вам с выбором организации.

Для одного и того же автора квалифицированный юрист может порекомендовать обратиться в разные общества, если у этого автора несколько «разных» произведений.

Например, если это музыкальные произведения, то лучше обратиться за регистрацией в Российское авторское общество, т. к. именно оно занимается сбором вознаграждений на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста).

Конечно, это при условии, что для автора данный вопрос имеет существенное значение.

Если у вас какой-либо проект, который еще трудно назвать объектом авторского права, но какие-то элементы произведения уже прослеживаются, то в этом случае нужно учитывать несколько обстоятельств.

Если данный проект небольшого объема (до пяти страниц), то дешевле будет зарегистрировать в Российском авторском обществе (см. сравнительную таблицу выше).

Но бывают случаи, что Российское авторское общество отказывает в регистрации, ссылаясь на то, что «проект» не подходит под определение «объекта авторского права» (подробнее можно почитать в первой части). В этом случае тогда необходимо обратиться в РАО «КОПИРУС».

Не стоит пренебрегать возможностью обратиться за консультацией именно к юристу. Ведь специалисты, проводящие процедуру регистрации в обоих вышеназванных обществах, далеко не всегда могут подробно проконсультировать конкретно по вашей ситуации.

Зачастую у них не так много времени, чтобы подсказать, как все-таки лучше и выгоднее оформить произведение именно в вашем случае. И вряд ли они помогут вам с выбором организации по депонированию, так как это не в их компетенции и интересах.

К тому же хоть и Российское авторское общество, и РАО «КОПИРУС» имеют сеть филиалов и партнеров в регионах, они находятся не во всех крупных городах, а территория нашей страны очень обширна.

Конечно, можно просто пойти в любое из этих обществ и зарегистрировать свои права, но если говорить о качестве депонирования ваших произведений, то лучше все же сначала разобраться в данном вопросе (хотя бы самостоятельно, например, с помощью данной статьи). Ведь вы сдаете произведение на хранение в организацию по депонированию пожизненно (на весь срок действия авторских прав), а это весьма немалый срок, согласитесь.

Действительно ли свидетельства о депонировании могут помочь в защите авторских прав?

Однозначно суды принимают в качестве доказательств свидетельства о депонировании произведений обоих обществ, об этом свидетельствует судебная практика. Однако суд принимает во внимание данный вид доказательства наряду с другими доказательствами и доводами обеих сторон.

Существует «положительная» судебная практика, где свидетельства о депонировании наравне с иными доказательствами помогают в защите прав автору.

Например, в деле, где обеими сторонами было зарегистрировано авторское право на произведение, выиграл истец, который сделал это раньше ответчика (и он же, соответственно, был инициатором иска).

Но, конечно, суд рассмотрел и иные доказательства его авторства.

Также есть и практика, где суд не посчитал наличие у ответчика свидетельства о депонировании доказательством его авторского права на произведение.

Отказ суда был обоснован тем, что ответчик зарегистрировал произведение на этапе, когда дело уже дошло до судебного разбирательства.

К тому же истец предоставил доказательства нарушения его авторского права ответчиком более ранней датой (речь шла о публикации авторских фотографий в журнале).

На мой взгляд, отказы суда в признании права автора и выплате ему компенсации за незаконное использование его произведения нарушителем при наличии у автора свидетельства о депонировании в основном могут складываться из нескольких факторов:

  • автор не является «настоящим» (значит, «настоящий автор» привел в суде другие доказательства и доводы, согласно которым убедил суд в своей правоте);
  • автор доверил ведение дела юристу, не специализирующемуся в области защиты интеллектуальной собственности, который, естественно, не обладал необходимыми знаниями и компетенцией, чтобы грамотно защитить авторские права клиента, а это тоже важно, ведь чем уже специализация юриста, тем выше его квалификация, статус, а также востребованность (цена услуг, как вы понимаете, также должна соответствовать);
  • автор решил защищать свои права самостоятельно: конечно же, не имея достаточных знаний в области права, сложно подобрать необходимую объективную аргументацию для представления своих интересов в суде;
  • субъективное мнение судьи: иногда оно даже может не поддаваться логике;
  • депонирование произведения осуществлено в период, когда начался спор либо дело уже почти дошло до судебного разбирательства.

Как вы понимаете, многие вышеперечисленные обстоятельства можно исключить еще на этапе нарушения вашего права путем обращения к юристу, который специализируется в решении именно вашей проблемы. Не всегда качественные услуги будут дорогими.

Ведь вы еще не знаете, потребуется ли обращение в суд. Ведь грамотный юрист сначала попытается помочь вам урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, а это, как правило, недорого.

Если дело все-таки дойдет до суда, то проигравшая сторона помимо компенсации возмещает и деньги, потраченные на услуги юриста.

Гораздо дороже терять, например свой информационный продукт, который должен приносить доход только вам, но никак не нарушителям.

Таким образом, подводим итоги, что не иметь свидетельства о депонировании, выданное специализирующейся организацией (Российское авторское общество или РАО «КОПИРУС») настоящему автору (при условии, что его произведение представляет большую ценность для него), означает лишить себя одного из важных доказательств своего авторства.

Здесь я не имею в виду книги, права на которые можно доказать, например, путем предоставления изданного печатного экземпляра произведения. Речь, скорее, о более сложных объектах авторских прав, издать которые гораздо сложнее и дороже.
Однако необходимо учитывать, что доказательства в суде будут рассматриваться в совокупности и выслушивать будут обе стороны.

Что дает регистрация авторского права (депонирование произведения)?

Подводя итоги, делаем вывод о том, что регистрация авторского права – это один из способов защиты, который уже используют многие авторы. В связи с этим отмечу основные плюсы, которые вы можете получить, зарегистрировав свои авторские права:

  • урегулирование спора в досудебном порядке;
  • облегчение в деле доказывания своих прав в судебном порядке;
  • взыскание с нарушителя компенсации за незаконное использование произведения в размере от 10 000 р. до 5 000 000 р.;
  • защита своего личного неимущественного права авторства путем привлечения нарушителя к ответственности;
  • заключение авторских договоров с крупными партнерами и заказчиками, которые нередко просят подтвердить наличие прав;
  • предотвращение нарушений ваших прав путем уведомления иных лиц о том, что «ваши права зарегистрированы»;
  • сохранение и защита вашей деловой репутации;
  • отсутствие убытков путем предотвращения нарушения ваших прав;
  • отсутствие риска, что какой-то недобросовестный «лжеавтор» зарегистрирует ваше произведение и подаст на вас в суд;
  • облегчение для ваших детей и внуков в деле наследования исключительных прав на ваши произведения (порой нотариусы не могут выдать свидетельство о наследстве на произведения законным наследникам в связи с отсутствием у их умершего родственника хоть каких-то документов, подтверждающих права).

В этой и предыдущей статьях я постаралась ответить на самые основные вопросы, которые могут возникнуть у автора в самом начале регистрации авторского права. Если у вас появятся вопросы, возникнет необходимость в консультации или потребуется помощь в выборе организации по депонированию (Российское авторское общество или РАО «КОПИРУС»), буду рада вам помочь.

Дружеский совет и рекомендация юриста: ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ ЗАРАНЕЕ!

Главные задачи Российского авторского общества – РАО

  • Управление имущественными авторскими правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи);
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе, а также регистрацию авторских прав;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

На сегодняшний день РАО — крупнейшая из российских организаций по охране и реализации авторских прав. Имеет договоры более чем с 20 000 авторов, преимущественно композиторов и авторов текстов песен.

РАО осуществляет коллективное управление правами и масштабное лицензирование использования произведений при:

  • телевизионном вещании
  • радиовещании
  • концертной и театральной деятельности
  • публичном исполнении в барах, ресторанах, гостинницах и других общественных местах
  • механической записи, т.е. записи на носителях музыкальных произведений
  • других аналогичных видах использования

Портал Копирайт.ru осуществляет независимый обзор и мониторинг информации о деятельности Российского Авторского Общества:

Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2009 год собрали авторских отчислений приблизительно на 3,3 млрд. рублей >>>

Оператор кабельного вещания выступает против полномочий Российского авторского общества устанавливать финансовые условия лицензионного соглашения >>>

Вопрос защиты авторских прав в нашей стране – один из самых насущных, и деятельность Российского авторского общества требует к себе повышенного внимания >>>

Российский союз правообладателей усиливает позиции как претендент на получение государственной аккредитации на сборы вознаграждения >>>

Большинство предпринимателей в принципе готовы платить за публичное исполнение музыки, но только в том случае, когда в договоре будет все четко регламентировано и обосновано, включая тарифы вознаграждения>>>

В Волгограде провели проверки в торговых организациях, на предмет законности исполнения музыкальных композиций>>>

Композиторы, исполнители и актеры подписали открытое письмо Владимиру Путину в защиту РАО>>>

РАО адресовало обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть предложение внести изменения в Гражданский кодекс РФ.>>>

Это рождение нового “налога за воздух” – полагают эксперты в области авторского права. >>>

Для борьбы с пиратами, незаконно скачивающими музыку из Интернета, РАО собирается создать новую организацию>>>

Ассоциация кабельного телевидения и Российское авторское общество РАО планируют подписать лицензионное соглашение об авторских отчислениях>>>

Директора кинотеатров считают, что производить отчисления в РАО они должны когда сами авторы музыкальных произведений к фильмам лично потребуют авторского вознаграждения>>>

Концертные организации надеются найти общий язык и выработать нормальные рабочие взаимоотношения между концертными организациями и Российским Авторским Обществом

Финансы за романсы — Российская Газета рассматривает «новую» для сферы авторского права проблему использования музыки в местах общественного питания.

Одним из участников, принимавших непосредственное участие в обсуждении и решении данной проблемы, была РАО.

В статье присутствует мнение специалистов Ассоциации по вопросу, краткий экскурс в историю образования РАО и обзор направлений деятельности организации.

Российское авторское общество собрало в 2005 году для вознаграждения авторов более миллиарда рублей — название заметки говорит само за себя. Краткое информационное сообщение о том, как работала РАО в 2005 г.оду.

В России процветает «подпольное» караоке  — статья РБК: о караоке в целом и об определении понятия «караоке» в Уставе РАО в частности.

РАО взыскало авторские отчисления с концерта Gipsy Kings (Manolo) — о незаконном использовании названия известной группы и о том, что в связи с этим предприняла Российская Авторская Организация.

Авторские права и их защита в интернете — большой материал о защите авторских прав на просторах мировой сети, есть информация и о возможностях, которые предоставляет в этом отношении РАО.

Мосгордума объявляет бой пиратству — об участии РАО и других организаций по защите авторских прав в «противопиратских» акциях Мосгордумы.

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

Один из самых популярных советско-российских композиторов Юрий Антонов всегда отличался непримиримым отношением к пиратам, о чем не уставает напоминать последние четверть века. Теперь Маэстро выступил с претензиями к iTunes (принадлежит корпорации Apple), требуя от него 450 миллионов рублей компенсации за нарушения авторских прав >>>

Один из самых известных отечественных поэтов-песенников Илья Резник отказался продлить делегирование РАО прав на управление всеми своими произведениями. Информация стала доступной через твиттер-сообщение адвоката Сергея Жорина. Который объяснил поступок маэстро размером получаемых авторских отчислений – «смехотворных и унизительных» >>>

Собранное, но нераспределенное в течение трёх лет авторское вознаграждение, хранящееся на счетах организации по коллективному управлению, не должно облагаться налогами. Соответствующее решение было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по заявлению РАО 19 ноября 2013 г. >>>

ВАС (Высший Арбитражный суд Российской Федерации) пошел навстречу РАО (Российское авторское общество) и признал целесообразным передать в президиум ВАС в порядке надзора дело о взыскании с крупнейшего российского коллективного правообладателя недоначисленных налогов (плюс штрафы и пеня) на сумму в 500 миллионов рублей. Истцом выступает ФНС (Федеральная налоговая служба) РФ >>>

Министерство культуры Российской Федерации собирается продлить полномочия Российского авторского общества – РАО по сбору авторских отчислений за публичное исполнение музыкальных произведений от имени всех авторов >>>

Представителем Федерального арбитражного суда Московского округа, где рассматривалась кассация на решение суда первой инстанции о выплате Российским авторским обществом в бюджет государства доначисленных ему налогов в размере более 550 миллионов рублей*.

Об успехах Министерства культуры РФ и стратегических целях на предстоящий год рассказал Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский >>>

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст.

1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей.

Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ >>>

Учреждён «Российский авторский союз» (РОАС)

Рао авторские права официальный сайт

Учреждён «Российский авторский союз» (РОАС)

27 августа 2021

В России создана новая организация по коллективному управлению авторскими правами — Российский Авторский Союз (РОАС), в него вошли известные музыканты и крупные музыкальные издательства. Создание «авторского союза» произошло на фоне задержания главы РАО Сергея Федотова и новости о поручении Игоря Шувалова создать новую модель коллективного управления правами до конца сентября.

Работа РОАС будет основана на прямых договорах с пользователями. Члены РОАС будут изымать свои права из Российского Авторского общества (РАО) и в ближайшее время поставят вопрос о новом конкурсе на получение госаккредитации.

Николай Дуксин, генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС), организации плотно связанной с РОАС, предложил создать «Российский авторский фонд» вместо трех действующих обществ — РАО, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей. «Если есть сомнения в прозрачности, то учредителем должно выступить государство», — сообщил Николай Дуксин газете «Коммерсант«.

«Правообладатели, потерявшие доверие к ныне действующим авторско-правовым организациям, которые не оправдывают их доверия и не могут функционировать на высоком современном технологическом уровне, приобретут возможность самостоятельно управлять своими правами и получать справедливо заслуженное авторское вознаграждение», — сообщается в пресс-релизе РОАС.

Организация обещает стремиться «максимально технологизировать процессы сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения, и в то же время, сократить операционные издержки… При помощи новейших автоматизированных систем для регистрации и управления правами, а также современных b2b-сервисов для прямого взаимодействия с пользователями музыкальных произведений — специальный программный комплекс обеспечит получение достоверных сведений об использовании музыкальных произведений, а также о собранном, начисленном и выплаченном вознаграждении».

Со слов СМИ структура РОАС выглядит сейчас так:

Генеральный директор:

  • Максим Дмитриев, глава «Первого музыкального издательства«.

Со-председатели:

  • Игорь Бутман, саксофонист, «Народный артист РФ»
  • Стас Намин, композитор, музыкант, директор группы Цветы

Совет организации:

  • Александр Градский, певец, композитор, «Народный артист РФ»
  • Анатолий Кролл, джазовый дирижер, «Народный артист РФ»
  • Вячеслав Добрынин, певец, композитор, «Народный артист РФ»
  • Даниил Крамер, джазовый пианист, «Народный артист РФ»
  • Алексей Рыбников, композитор, «Народный артист РФ»
  • Владимир Пресняков старший, саксофонист, композитор, «Заслуженный артист РФ»
  • Василий «Баста» Вакуленко, рэп-исполнитель, композитор, владелец лейбла «Gazgolder»
  • Виктор Дробыш, композитор, продюсер, «Заслуженный артист РФ»

Члены организации:

  • Вячеслав Бутусов
  • Вячеслав Малежик
  • Александр Малинин
  • Вера Таривердиева
  • Доминик Джокер
  • Нюша
  • Анна Друбич
  • Первое музыкальное издательство
  • «Союз Мьюзик»
  • и другие

Сейчас в России действует три организации (с госаккредитацией) по коллективному управлению правами в сфере музыки: РАО, ВОИС и РСП. В РАО зарегистрировано около 27 000 авторов. За 2015 году РАО собрало 4,5 млрд руб., РСП – 2,2 млрд руб., ВОИС – 1,05 млрд руб («Ведомости«). По информации газеты «Коммерсант» только 10 процентов от собранной суммы РАО может тратить на собственные нужды (РСП и ВОИС — 50%).

Подробную хронику событий вокруг авторских/смежных прав в музыкальной индустрии можно найти в разделе «Право» на сайте Zvuki.ru. О том, что такое ОКУПы, и как с ними взаимодействуют в музыкальной индустрии, вы можете узнать из видео-лекции бюро InSimple, которая так и называется — «Взаимодействие с РАО, ВОИС».

Алексей Николаев, руководитель консалтингового бюро InSimple, преподаватель курса «Основы музыкального бизнеса«, автор бесплатного видео-курса «Азбука музыкального бизнеса«

«Новость хорошая. Однако много нюансов:

  1.  Для получения аккредитации, кроме всего прочего, необходимо внести изменения в Гражданский Кодекс, чтобы появление второй и более аккредитованных на сбор авторских с «публички» организаций, стало возможным. Либо нужно изъять аккредитацию у организации, действующей сейчас и передать другой организации [15-го июля Минкомсвязь выступила с инициативой «допустить новых игроков к управлению авторскими правами» — прим. ред.].
  2. Сейчас организация, о которой идёт речь [РОАС], практически выполняет роль паблишера (возможно на бездоходной основе).
  3. Создание работоспособного программного комплекса в этой сфере задача более сложная, нежели кажется на первый взгляд. По сути, действующая прозрачная система есть только у Heaven 11.
  4. Есть и другие нюансы (B2B)»

В начале года стало известно, что британское авторское общество PRS for Music совместно с Google разрабатывает «шазам для публички».

При этом, в июне в комментарии газете «Коммерсант», Николай Дуксин, гендиректор НРИС, сказал следующее: «У нас создана базовая инфраструктура для измерений, которая позволяет выявлять факт ретрансляции по аналогии с Shazam. Мы готовы идти за госаккредитацией и, если она будет получена, создавать и дорабатывать измерительную панель».

Слова Николая можно трактовать, как план создать нечто подобное проекту Google и PRS. Мы обратились за комментарием к эксперту с вопросом, насколько возможно/нужно создание такой системы в музыкальной индустрии.

Александра Носач, руководитель отдела лицензирования музыкального и видеоконтента в Black Star Inc, исполнительный директор музыкальной компании Make It Music, автор статьи «Управление правами на музыкальный материал» (вторая часть)

«Идея введения технологии «шазама», с помощью которой можно было бы автоматизировать систему фиксации факта проигрывания музыкальных композиций в общественных местах, давно обсуждается. Это логично, нужно и вполне реализуемо (сквозь большой шум недовольства общественных мест, поскольку за устройство и технологию скорее всего придётся платить им).

Система сбора и распределения — это сложный механизм, и зарубежные ОКУПы также зачастую подвергаются критике.

Так, например, Василий Пупкин, никогда не попадавший ни в радио, ни в телевизор — чей трек друзья поставили в барбер-шопе — впервые в жизни заметит какую-то сумму в отчёте (т.е.

механизм начнет работать и в его пользу). А популярные артисты/их представители заметят колоссальный прирост, т.к.

огромный массив данных об использовании музыки, ранее теряющийся, будет зафиксирован и учтён при распределении денег.

Авторы критикуют ОКУПы за непрозрачность. Система сбора и распределения — это сложный механизм, и зарубежные ОКУПы также зачастую подвергаются критике.

Но при этом «там» постоянно идёт движение модернизации: он-лайн кабинеты правообладателей на сайте Обществ, возможность он-лайн регистрации произведений, возможность самостоятельно уведомить о фактах использования.

Вот теперь и «шазам». Таким образом, PRS и РАО вроде бы об одном и том же, но между ними пропасть.

В «шазам для публички» охотно верю. Уверена, что движение действительно идет. Но чтобы все действительно заработало системно, необходимо чтобы наличие такого «прибора» стало обязательным элементом для общественных мест — как кассовый аппарат или огнетушитель, например.»

Также мы попросили эксперта прокомментировать новость о разрыве отношений между Российским союзом правообладателей и Российским авторским обществом.

Александра Шульц, адвокат, автор материала «Как создателю музыкального произведения (трека) доказать свои авторские и смежные права«

«Не видя текста договора и не зная доподлинно, как он исполнялся, сложно давать какие-то комментарии по существу спора. Вместе с тем, РАО и РСП, как организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе, должны действовать, прежде всего, в интересах правообладателей, а не своей выгоды или удобства.

Также как и условия договора, и действия по его исполнению должны соответствовать интересам правообладателей, а не ОКУПов. Поэтому сравнение ОКУПов с хозяйствующими субъектами, не совсем уместно, тем более, что оба ОКУПа являются общественными организациями.

Представляется, что если у РСП есть договор с правообладателем, то он вправе делать выплаты самостоятельно и РАО не должно этому препятствовать, перетягивая финансовые потоки на себя.

Ситуация выглядит немного сложнее в отношении правообладателей, у которых заключен договор с РАО, а не с РСП.

Однако, учитывая, что аккредитованной организацией по получению вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях является РСП, последний вправе распределять вознаграждение самостоятельно и устанавливать порядок выплаты распределенного вознаграждения, в том числе путем заключения договоров с правообладателями, уже заключившими договор с РАО. И РАО не должно этому препятствовать, ссылаясь на договор с РСП.

С другой стороны, очевидно, что если для правильного распределения вознаграждения РСП необходима информация от РАО, договор должен быть сохранен в указанной части или должен быть заключен новый.

Хотя и следует отметить, что РСП вправе самостоятельно проводить исследования об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений, при их публичном исполнении, сообщении по кабелю и/или в эфир, или заказывать данные исследования третьим лицам.»

Иллюстрация в заголовке: «Copyright» by Skley

Что ещё почитать/посмотреть:

Российский авторский союз: что говорят участники рынка?

Защита авторских прав по-русски: перспективы нового союза

Пять фактов о РАО: как устроен «бизнес» арестованного Сергея Федотова

Авторам — авторское!

Конкурент для РАО

Глава нового авторского союза (РОАС): Я не допущу ошибок, которые совершило РАО

Что творится с музыкальным рынком? Максим Дмитриев о том, стоит ли ждать новых народных хитов

В Европе задумали радикальную реформу авторского права в интернете

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.