Полномочия правительства субъекта рф

Содержание

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Полномочия правительства субъекта рф

Органы государственной власти РФ

Признаки государственного органа

Виды государственных органов

По основной функции

По объему властных полномочий

По способу формирования членского состава государственного органа

По количественному составу

По способу возникновения

По широте границ компетенции

По срокам полномочий

Президент РФ

Органы государственной власти: законодательная власть

 Законодательная инициатива

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Органы исполнительной власти

Судебная власть

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти РФ

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.

Признаки государственного органа

Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:

  • исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
  • создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
  • действует на основе законодательства РФ;
  • обладает определенной компетенцией;
  • обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
  • исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
  • обладает организационной обособленностью;
  • осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Виды государственных органов

Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям, и главные из них мы рассмотрим ниже.

По основной функции

Согласно Конституции РФ по месту в системе разделения власти в нашей стране выделяют 3 ветви власти:

  • Законодательную — выборные, представительные органы государственной власти, осуществляющие законотворческую деятельность, а также ряд других смежных функций. Среди них — принятие бюджета, участие в формировании Правительства РФ, контроль деятельности других госорганов и др. К этой ветви власти относится Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов.
  • Исполнительную. Исполнительные органы государственной власти реализуют исполнение законов (в т. ч. посредством издания собственных подзаконных актов). Формируются различными путями: на основе выборов, путем назначения, по конкурсу и др. К таким госорганам относятся Правительство РФ, высшее руководство субъектов РФ и др.
  • Судебную. К этой ветви власти относятся государственные органы, осуществляющие правосудие: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции различных уровней.

Обратите внимание! Особое место в структуре государственных органов занимает Президент РФ, который находится вне системы разделения властей на ветви. Глава государства координирует и согласовывает работу законодательной, исполнительной и судебной властей между собой.

По объему властных полномочий

В зависимости от широты границ, в пределах которых распространяется властное влияние государственного органа, выделяют следующие госорганы:

  • Высшие. Распространяют свою власть на всю территорию РФ и все находящиеся в пределах границ страны субъекты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд.
  • Центральные. Их зона влияния охватывает всю территорию страны, но оно ограничено узкой сферой их компетенции. Это различные министерства и ведомства.
  • Территориальные. Их власть имеет силу на территории отдельных регионов или муниципальных образований. Это органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По способу формирования членского состава государственного органа

По этому основанию госорганы подразделяются:

  • На выборные. Назначаются путем избрания гражданами или другими выборными лицами или органами на установленный срок. Например, Госдума РФ, Президент РФ, представительные органы субъектов РФ.
  • Назначаемые. Претенденты назначаются уполномоченными лицами или госорганами. Например, уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Президентом РФ (ст. 3 закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» от 27.12.2021 № 501-ФЗ).

По количественному составу

В зависимости от численности субъектов, являющихся членами государственного органа, последние подразделяют:

  • на единоличные (например, Президент РФ);
  • коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ и др.).

Обратите внимание! В основе данной классификации лежит не столько количественный состав, сколько способ принятия решения государственным органом. Так, единоличный орган принимает решение самостоятельно, посредством императивного волеизъявления. Коллегиальные органы госвласти же обычно принимают решение путем ания.

Тот факт, что единоличный орган уполномочен принимать решение в пределах своей компетенции самостоятельно, еще не означает, что при нем не могут существовать различные совещательные структуры, вспомогательные подразделения.

Например, администрация Президента РФ — пример коллегиального подразделения при единоличном государственном органе.

По способу возникновения

По способу возникновения органы госвласти РФ дифференцируются на такие группы, как:

  • Первичные. Отличаются тем, что не созданы никакими другими государственными органами. Они появляются либо посредством избрания, либо в порядке наследования. Например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
  • Производные. Создаются первичными государственными органами, ими же наделяются и властными полномочиями. К таким госорганам относятся, например, прокуратура РФ, различные ведомства и др.

По широте границ компетенции

Данный критерий позволяет выделить:

  • Госорганы общей компетенции. В пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам. Например, Правительство РФ.
  • Госорганы специальной компетенции. Специализируются на исполнении одной определенной функции. К таким госорганам относятся министерства.

По срокам полномочий

По срокам полномочий органы государственной власти могут быть:

  • Постоянными. Создаются без ограничения срока действия. Например, министерства и ведомства действуют на постоянной основе (по крайней мере, при создании срок действия таких госучреждений обычно не ограничивается).
  • Временными. Создаются на определенный срок. Например, на основании утвержденного Президентом РФ положения на территории, где введено чрезвычайное положение, создается специальный орган управления территории — на время введения чрезвычайного положения (ст. 24 закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного ания.

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих субъекты РФ. Учитывая, что в настоящий момент от субъектов представлено 170 членов Совета Федерации, число представителей РФ не должно превышать 17 человек.
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы.

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). В некоторых ситуациях палаты собираются совместно. Например, для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Законопроекты для рассмотрения вносятся в Госдуму. Ознакомиться с перечнем проектов законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, а также проследить их движение можно в системе «Законотворчество» по ссылке.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).

Органы исполнительной власти

Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:

  • Председатель;
  • заместители Председателя;
  • федеральные министры.

Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ по согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и распускает Госдуму, после чего объявляются новые выборы (в Госдуму, ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см.

, например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2021 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок.

Также Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей и федеральных министров.

Общие функции Правительства РФ:

  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
  • обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в сфере просвещения, медицины, культуры и т. д.;
  • управление госсобственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.

Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе III закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.

Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований после роспуска прежнего состава Правительства).

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ) и местном уровне (органы местного самоуправления).

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона.

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Компетенция Правительства РФ: основные направления

Полномочия правительства субъекта рф

Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.

Замечание 1

Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.

Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.

Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:

  • осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
  • регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
  • обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
  • разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
  • законодательная инициатива.

Замечание 2

В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.

Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.

Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.

Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.

Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти.

Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных.

При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.

Полномочия Правительства в разных сферах

В области экономики Правительство РФ регулирует экономические процессы, обеспечивая единое экономическое пространство и свободу экономической деятельности, свободу в перемещении продукции, услуг и финансовых средств в государстве.

Также оно разрабатывает прогнозы социально-экономического развития, осуществляя программы развития приоритетных отраслей в экономике, вырабатывает инвестиционную и структурную политику страны, принимая меры в области ее реализации; управляет федеральной собственностью; реализует и формирует политику страны в сфере инвестиций и финансов, международного и экономического сотрудничества.

Замечание 3

Правительством в области экономики осуществляется общее руководство таможней, принимаются меры по защите интересов российских производителей продукции, формируется мобилизационный план экономики РФ, обеспечивается работа оборонного производства.

В области финансов и бюджета Правительством РФ обеспечивается единая государственная политика, включая финансовую, кредитную и денежную.

Оно производит разработку и предоставляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивая его исполнение, отчет об его исполнении; разработку и реализацию налоговой политики; обеспечение совершенствования бюджетной системы; принятие мер в области регулирования рынка ценных бумаг; управление внутренним и внешним долгом страны; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой деятельностью, которая ведется между странами и Российской Федерацией, разработку и осуществление мер, касающихся проведения единой политики цен.

Замечание 4

Правительство осуществляет работу и в социальной сфере, где проводится единая государственная социальная политика, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Правительство в этой области развивает социальное обеспечение и благотворительность; предпринимает меры в области реализации трудовых прав граждан; производит разработку программ по сокращению и ликвидации безработицы, обеспечивая их реализацию; обеспечивает единую государственную миграционную политику; осуществляет мероприятия по реализации прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие; решает проблемы семьи, материнства, отцовства и детства, реализует молодежную политику; взаимодействует с общественными и религиозными организациями и объединениями; производит разработку мер по развитию физкультуры, спорта и туризма, развивает санаторно-курортную сферу.

В области культуры, науки и образования Правительство РФ осуществляет:

  • разработку и внедрение мер поддержки развития науки со стороны государства;
  • обеспечение поддержки фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладных отраслей, которые обладают общегосударственным значением;
  • обеспечение проведения в России общей политики в образовательной сфере с формированием основных аспектов развития и улучшения всех видов образования, включая развитие сферы бесплатного образования;
  • поддержка культуры со стороны государства и сохранение объектов культурного наследия общего государственного значения.

В области охраны окружающей среды и природных объектов Правительством обеспечивается осуществление единой государственной политики.

Она заключается в обеспечении охраны и безопасности природы, экологии и среды, окружающей человека; принятии мер по осуществлению гражданских прав на благополучную среду жизни, обеспечении экологического равновесия; работа в области охраны и экономного использования ресурсов природы, развитие минеральной и сырьевой базы государства; координирование работы по предотвращению, уменьшению опасных последствий катастроф, стихийных бедствий и аварий.

Если рассматривать сферу обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, то здесь Правительство имеет следующие полномочия:

  • участие в формировании и проведении политики государства, которая направлена на обеспечение безопасности человека, общества и государства;
  • осуществление мер, касающихся обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и порядка в обществе, борьбы с преступлениями и прочими явлениями, которые представляют опасность для общества;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые касаются укрепления кадров, развития и укрепления материально-технической базы правоохранительных органов;
  • осуществление мер, обеспечивающих работу органов судебной власти.

В области обороны и безопасности страны Правительством осуществляются меры, касающиеся обеспечения обороны и безопасности государства.

Оно формирует оснащение военной техникой и вооружением, обеспечивает материальными средствами, услугами и ресурсами Вооруженные Силы РФ, другие войска и военные формирования РФ; выполнение целевых программ и планов развития государственного вооружения, программ гражданской подготовки военно-учетных специальностей; дает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, которые привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к обороне или обеспечению безопасности страны. Также Правительство России разрабатывает мероприятия по охране государственной границы, производит руководство гражданской обороной.

Рассматривая сферу внешней политики и международных отношений, необходимо отметить несколько полномочий Правительства РФ в этой сфере:

  • внедрение и реализация мероприятий, касающихся внешней политики России;
  • обеспечение представительств страны в иностранных государствах и мировых объединениях;
  • заключение договоров с другими странами в рамках собственных полномочий, обеспечивая выполнение обязательств страны в этой сфере, включая наблюдение за исполнением этих договоров другими участниками;
  • отстаивание геополитических интересов РФ, включая мероприятия по защите российских граждан за пределами территорий страны;
  • регулирование и правительственный контроль внешнеэкономической деятельности, включая область международных культурных, научно-технических связей.

Особенности работы Правительства РФ

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, осуществляемое с помощью внесения проектов законов в Госдуму.

Правительство РФ имеет право осуществлять направление в Совет Федерации и Госдуму своих официальных отзывов проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, рассматриваемые палатами.

Любой официальный отзыв должен быть обязательно оглашен при рассмотрении проектов в определенных органах и в рамках заседаний.

Ст. 104 Конституции РФ рассматривает положение, что Правительство РФ должно давать заключения, касающиеся законопроектов о введении или отмене налоговых платежей, освобождении от уплаты налогов, о выпуске займов государства, об изменении его финансовых обязательств, а также по прочим законопроектам, которые предусматривают расходы, покрываемые с помощью средств федерального бюджета.

Замечание 5

Участники Правительства могут присутствовать на любом заседании палаты ФС, комитета и комиссии и их необходимо выслушать.

С целью представления внесенного Правительством проекта закона в палатах ФС должен быть назначен официальный представитель со стороны Правительства.

Если депутаты Госдумы и участники ФС задают вопросы, которые касаются работы Правительства РФ (включая его Председателя, заместителя, федеральных министров), то участники Правительства вправе получить разъяснения о причине постановки подобных вопросов.

В рамках своей компетенции Правительством обеспечивается по положениям Конституции выполнение полномочий федеральной исполнительной власти в РФ, сочетание интересов субъектов РФ и Федерации в структуре исполнительной власти.

Правительство осуществляет руководство работой министерств и других федеральных органов исполнительной власти, контролируя их работу.

Для данных полномочий оно вправе формировать территориальные органы с назначением соответствующих должностных лиц.

Оно создает определенный порядок деятельности территориальных органов, включая сумму ассигнований, которая будет выделена для содержания аппаратов в пределах средств, которые предусмотрены для этих целей федеральным бюджетом.

Замечание 6

Правительство имеет право осуществить учреждение организаций, образовать координационный, совещательный орган, включая органы при Правительстве РФ. Оно имеет право отменить или приостановить любой акт федеральных органов исполнительной власти.

В срок до 1 месяца Правительством могут рассматриваться предложения со стороны субъектов РФ, внесенные в установленном порядке. Они могут касаться предмета ведения Федерации, предмета их совместного ведения.

В этом случае происходит сообщение им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство должно направить в адрес субъектов Федерации проекты собственных решений, касающихся предмета совместного ведения.

В случае принятия определенных решений Правительством РФ, любое предложение субъекта РФ должно быть обязательно рассмотрено.

Правительство контролирует работу федеральных органов исполнительной власти, а по тем вопросам, которые отнесены к ведению РФ и совместному ведению субъектов и Федерации, также работу органов исполнительной власти каждого субъекта РФ. Тем самым происходит обеспечение соблюдения федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, что влияет на их взаимодействие.

Правительство имеет полномочия на разрешение споров и устранение разногласий, которые возникают между исполнительными и федеральными органами власти в субъектах РФ. С целью разрешения подобных споров, включая устранение разногласий, Правительство формирует согласительные комиссии, включающие представителей всех заинтересованных сторон.

Правительством могут быть внесены предложения Президенту, касающиеся приостановки действия актов одного из органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит, когда акты нарушают гражданские права и свободы или противоречат законодательству РФ, включая Конституцию, федеральные законы, международные обязательства РФ и др.

Замечание 7

Что касается Правил организации работы Правительства в области реализации его полномочий, то их формирует и регулирует Регламент Правительства РФ.

Большое число полномочий Правительства характеризуется его взаимодействием с другими органами власти в государстве. Это происходит в нескольких направлениях:

  • работа ФС;
  • работа Госдумы в области подготовки заключений, поправок и официальных отзывов;
  • парламентские запросы, запросы и обращения участников Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • взаимодействие с органами суда.

Особенности таких взаимоотношений конкретизирует Регламент Правительства РФ. Правительство взаимодействует с палатами ФС, судебными органами, что организуют участники Правительства РФ и его полномочные представители в палатах ФС.

§ 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении

Полномочия правительства субъекта рф

В подавляющем большинстве субъектов РФ полномочия правитель­ства, как уже отмечалось, выполняет глава субъекта (губернатор и др.). Глава субъекта РФ периодически созывает руководство департамен­тов, управлений администрации и других должностных лиц на сове­щания, которые имеют консультативный характер. Решения на них принимаются не коллегиально, а главой субъекта.

Как самостоятельный орган исполнительной власти правительст­во, возглавляемое премьер-министром, существует в единичных субъ­ектах РФ (Карелия, Татарстан и др.). Положение правительства субъ­ектов РФ в системе управления неодинаково.

В тех субъектах, где нет должности главы субъекта РФ, руководитель правительства, созда­ваемого при участии местного парламента, выполняет некоторые пол­номочия главы субъекта РФ, а остальные полномочия осуществляет правительство.

В большинстве субъектов РФ, где правительство по существу не является самостоятельным органом, им непосредственно руководит глава субъекта РФ (губернатор, мэр и др.), совмещающий должность главы субъекта РФ с должностью фактически премьер-ми­нистра.

Должность последнего в штатном расписании (регистре) должностей многими субъектами РФ даже не предусмотрена. Там, где такая должность существует отдельно от должности главы субъек­та РФ, фактическим руководителем местного правительства является президент, губернатор субъекта РФ.

Премьер-министр субъекта РФ нередко проводит заседания местного правительства, и предлагаемые им решения принимаются без ания, но это касается тех заседа­ний правительства (без участия главы субъекта РФ), на которых обсу­ждаются и решаются менее существенные вопросы.

Правительство субъекта РФ (как правило, совместно с главой субъекта) осуществляет полномочия, во многом аналогичные полно­мочиям Правительства РФ, в сфере экономики, социальных отноше­ний, образования и науки, охраны природы, правопорядка и т.д.

По определенным вопросам оно принимает решения по своему усмотре­нию, по другим вопросам, относящимся к совместной компетен­ции, — только в том случае, если вопрос не урегулирован актами Правительства РФ, другими федеральными органами.

В отличие от Правительства РФ местное правительство субъекта РФ не решает самостоятельно вопросы обороны, государственной безопасности, иностранных дел, но оно занимается этими вопросами, выполняя по­становления Правительства РФ.

Глава 11

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении

Понятие судебной власти. В различных странах, в том числе в России, действует множество юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др.

Некоторые из них могут быть только государственными (например прокуратура), другие имеют и государственный, и частный характер (государственные и частные но­тариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся орга­низацию.

Особое место среди юридических органов занимает суд.

Судебная власть является ветвью государственной власти. Об­щественные суды (товарищеские, третейские и др.

, церковные суды в России — архиерейские суды митрополичьих округов, Священный Синод) такой власти не имеют Решения общественных судов для принудительного исполнения требуют подтверждения со стороны го­сударственного суда (решения церковных судов к рассмотрению го­сударственными судами не принимаются).

Другие юридические уч­реждения (в том числе государственные), должностные лица, находя­щиеся на юридической службе (включая аппарат судов), судебной властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо обслуживают деятельность судов.

В федерациях (в том числе в России) существует целостная система судов, у субъ­ектов федераций своей судебной системы, как правило, нет, сущест­вуют только отдельные суды по определенным вопросам (исключе­ние — США, где каждый штат имеет свою судебную систему, хотя и в США суды штатов применяют федеральное законодательство, а решающую роль играют федеральные суды, окончательные решения принимает Верховный суд США).

Муниципальные образования (в отличие от нормотворческих и ис­полнительных органов) своих судов не имеют (действующие в лих суды являются судами государства или субъектов РФ (мировые судьи).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и ис­полнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеден­ты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнитель­ной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер.

Дейст­вуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену реше­ния суда, которое правильно по существу), суд рассматривает и реша­ет конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательст­ва совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в ко­торых решает имущественный или иной спор между сторонами (физи­ческими и юридическими лицами); административные (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя госу­дарственную власть. Решение конфликтов в обществе — особый при­знак судебной власти. Суд осуществляет правосудие, обеспечивает гос­подство права, защиту прав граждан. Он устанавливает также наибо­лее значимые юридические факты. Суд принимает решения в соответ­ствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному уч­реждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых зарубежных стра­нах — судебных следователей (следственных судей) и прокуроров), а судебной коллегии, судебному составу (иногда это один судья), когда заседание суда официально открыто и формализовано для рассмот­рения дела. Судебная власть осуществляется в судебном процес­се, в форме особой процедуры. Заседание суда может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или несколь­ких судей и определенного числа народных заседателей (обычно — двух) в сохранившихся странах тоталитарного социализма1, заседате­лей (ассизы, шеффены) или присяжных заседателей (обычно 12, но в США бывает и больше, и меньше). Гражданские иски рассмат­риваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски — одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в граждан­ских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяж­ные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении сущест­венных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Фран­ции — три судьи и девять заседателей, в США — один судья и в неко-

В России народных заседателей не существует. Исключение составляет Чечен­ская Республика, где этот институт временно сохраняется.

торых штатах до 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран – заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания.

Присяжные прини­мают лишь решение по вопросам: имело ли место деяние, совершил ли его ответчик (обвиняемый) и, главное, виновен ли он, а также о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах). Наказание назначает судья.

Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.).

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в общест­ве противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении об­ществом и государством, обладает широкими полномочиями, кото­рых лишена и законодательная, и исполнительная власть.

Прини­мая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица иму­щество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое реше­ние и возместить лицу или организации ущерб, причиненный неза­конными действиями должностных лиц, лишить родителей роди­тельских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан- избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние — это аппарат не судов, а Мини­стерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лица ми, в непререкаемости су­дебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В от­личие от законодательной и исполнительной власти, непосредствен­но участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, пар­тийное правительство), при осуществлении судебной власти полити­ческое давление должно быть исключено.

Суд не должен руково­дствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд часть общества, и государст­венная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам.

Некоторые ре­шения Конституционного Суда РФ (например, о компартии, об отно­шениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния по­литических мотивов.

С учетом политических мотивов принимались некоторые решения Верховного Суда РФ в избирательных кампани­ях (о регистрации, отказе от регистрации кандидатов, избирательных объединений), Высшего арбитражного суда (по делам некоторых осо­бенно крупных акционерных обществ).

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в об­ществе.

С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранитель­ную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положе­нию в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма.

С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», обе­регая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существую­щий порядок, легитимность государственного управления, содейст­вуя тем самым его большему контролю над обществом.

Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его уч­реждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же.

Тем самым суд ограничивает государство, содействуя разви­тию демократических начал.

Решая споры, поддерживая позитивные социальные нормы в об­ществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенниче­ство, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участ­ников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционно­му строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам пове­дения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его пра­вильной ориентации, соответствия принципов его деятельности об­щечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например чрезвычайные суды, действующие как органы прямого по­давления), неправосудные решения оказывают деструктивное влия­ние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправ­ления. Во многих зарубежных странах это Советы магистратуры (в число магистратов входят судьи, судебные следователи (следст­венные судьи) и прокуроры, в России — съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей.

Только по решениям квалификационных коллегий назначаются судьи (кроме высших су­дов, назначаемых в соответствии с Конституцией РФ Советом Феде­рации), судьи освобождаются от должности, перемещаются в другие суды, могут быть преданы суду по обвинению в преступлении (такие процессы имели место, в том числе в 2004 г.

в отношении трех мос­ковских судей). –

Органы государственной власти в России

Полномочия правительства субъекта рф

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.