Ожидается ли повышение цен на бензин

Июньский всплеск: почему цены на бензин в России растут в начале лета

Ожидается ли повышение цен на бензин

Розничные цены на бензин в России возобновили рост после четырёх месяцев относительной стабильности.

По данным Росстата, с 27 мая по 3 июня стоимость литра горючего увеличилась на 0,4% — это самый большой недельный показатель с конца января. Эксперты объясняют такую динамику резким ростом оптовых цен на топливо в мае.

При этом подорожание на АЗС не превысило допустимого уровня, установленного соглашением между правительством и нефтяниками.

Розничные цены на бензин возобновили рост. По данным Росстата, за неделю с 27 мая по 3 июня средняя стоимость литра бензина в России повысилась на 0,4% (18 копеек) и достигла 44,27 рубля. Недельная прибавка стала самой большой с конца января текущего года. Дизельное топливо подросло на 0,1% — до 46,04 рубля за литр.

Подорожание бензина отмечалось в 71 столице регионов России. Больше всего цены выросли в Ханты-Мансийске (на 1,6%), Казани (на 1,4%) и Красноярске (на 1,2%). В Москве стоимость топлива увеличилась на 0,3%, в Санкт-Петербурге — на 0,5%.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил в беседе с RT, что возобновившийся рост цен на бензин не нарушает условий договора между правительством и нефтяниками. Дело в том, что общее подорожание с начала года не превышает темпов инфляции, пояснил эксперт.

Напомним, в конце марта этого года правительство и нефтяные компании договорились продлить заморозку оптовых цен на топливо до 30 июня. По условиям соглашения нефтяники могли поднять цены на заправках в январе для компенсации роста НДС с 18 до 20%, но не более чем на 1,7%. С февраля повышение возможно только в пределах среднего уровня инфляции в стране.

По данным Росстата, потребительские цены в России с 1 января выросли на 2,4%. Стоимость бензина с начала года прибавила 0,9%.  

Евгений Аркуша пояснил, что до начала лета АЗС не пользовались возможностью поднимать стоимость бензина благодаря низкому уровню оптовых цен. Однако в апреле стоимость опта резко пошла вверх, что заметно сократило доходы от продажи топлива в рознице.

«За несколько недель с 20 апреля оптовая стоимость топлива выросла примерно на 25%. Розничные цены при этом оставались на прежнем уровне, что привело к снижению доходности АЗС. Теперь с некоторым отставанием по времени повышение цен дошло и до розницы», — пояснил в беседе с RT Евгений Аркуша.

Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков считает, что ещё одной причиной роста топливных цен стал повышенный спрос на горючее в России в весенне-летний период. Дополнительная потребность в бензине и дизеле возникла у сельхозпроизводителей, ведущих полевые работы. Кроме того, выросли объёмы грузоперевозок и активность использования личного транспорта, поясняет Кабаков.

Укрощённый экспорт

В середине мая Российский топливный союз заявил об обострении ситуации с оптовыми ценами на топливном рынке в официальном письме на имя вице-премьера Дмитрия Козака. письма приводится на сайте РТС.

Причинами резкого роста биржевых цен на топливо в РТС назвали сокращение объёмов производства на фоне весенних ремонтов НПЗ, а также увеличение поставок топлива на экспорт.

Исполнительный директор холдинга Goldman Group Дмитрий Гелемурзин объясняет рост экспорта топлива более выгодной ценой у иностранных покупателей по сравнению со стоимостью горючего на российском рынке.

Подобное уже происходило в прошлом году, когда повышение мировых цен на нефть увеличило стоимость топлива за рубежом.

В апреле этого года котировки нефти марки Brent поднялись выше $70 за баррель, вызвав подорожание нефтепродуктов. В результате российским нефтяным компаниям стало выгоднее отправлять продукцию НПЗ на экспорт.

Также по теме

Весенний дисконт: почему на российских АЗС подешевело дизельное топливо

Розничные цены на дизель в апреле показали максимальное снижение за восемь лет и почти отыграли весь январский рост. Такую динамику…

В мае Федеральная антимонопольная служба сообщила, что российские нефтяные компании по итогам апреля не выполнили обязательства по увеличению объёмов продаж бензина на внутреннем рынке, прописанные в соглашении с правительством. Однако несоблюдение договорённостей не было критичным, и в мае они должны быть полностью исполнены, сообщили ТАСС в Федеральной антимонопольной службе.

Эксперты отмечают, что снижение нефтяных котировок в конце мая до уровня, близкого к $60 за баррель, уже уменьшило привлекательность экспорта бензина и дизеля.

Кроме того, государство компенсирует нефтяным компаниям недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок. С 1 января начал действовать специальный демпфирующий механизм, который позволяет нефтяникам возместить часть разницы между экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо.

По словам Евгения Аркуши, в настоящее время с учётом демпфера поставки дизеля на внутренний рынок стали выгоднее экспорта. Бензин всё ещё прибыльнее продавать за рубежом, но разница уже невелика, отметил эксперт.

Как сообщил RT Аркуша, правительство и нефтяники вновь договорились стабилизировать оптовые цены на российском рынке.

«Была достигнута договорённость с нефтяными компаниями о развороте экспортных потоков, увеличении объёмов поставок топлива на внутренний рынок, а также увеличении поставок на биржу. В дополнение к этому заводы начали выходить из профилактических ремонтов. Все эти факторы привели к стабилизации оптовых цен», — отметил Аркуша.

В пределах инфляции

Соглашение о заморозке цен на топливо действует до 30 июня. Договор может быть продлён, но решение об этом пока не принято.

Евгений Аркуша полагает, что вне зависимости от сроков действия соглашения нефтяные компании выполнят договорённость с правительством и не станут повышать цены на АЗС выше инфляции до конца текущего года.

В самом кабинете министров также уверены в стабильности топливных цен. Глава Минэнерго России Александр Новак заявил в ходе Петербургского международного экономического форума, что до конца 2021 года повышение стоимости бензина не превысит рост потребительских цен. 

«Что касается розничных цен, они будут в пределах инфляции. Наша задача — регулировать, в том числе за счёт созданного в рамках изменённого налогового законодательства инструмента — обратного акциза, демпфера», — цитирует ТАСС Новака.

Глава Минэнерго также отметил, что механизм демпфера позволит удержать рост стоимости топлива в пределах инфляции и в 2021 году.

Подорожание топлива: как правительство будет сдерживать цены на бензин

Ожидается ли повышение цен на бензин

МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Александр Лесных. Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба предупредили: цены на топливо в новом году повысятся.

При этом чиновники обещают, что подорожание не выйдет за рамки инфляции и составит примерно три процента за год.

Каким образом правительство собирается сдерживать стоимость бензина и дизеля — в материале РИА Новости.

Не заглохнет

В декабре минувшего года Александр Новак опубликовал статью в журнале “Энергетическая политика” о ценах на топливо в новом году. Министр энергетики утверждает, что бензин будет дорожать не быстрее инфляции. Напомним, по прогнозу Минэкономразвития общий рост цен в стране в наступившем году составит около трех процентов.

“Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики — рынок топлива в Российской Федерации стабилен, а рост цен в этом сегменте существенно отстает от темпов инфляции”, — пишет Новак.

Доверять словам министра можно хотя бы потому, что аналогичная ситуация на топливном рынке наблюдалась в прошлом году — при уровне инфляции 3,7-4 процента в октябре 2021-го бензин и солярка подорожали в среднем на 2,7 процента.

Дизельное топливо заметно (больше чем на процент) подорожало только в январе прошлого года, а с февраля по май цены на него снижались. Аналогичная динамика наблюдалась в ценах на бензин: 92-й дешевел в течение пяти, 95-й — двух месяцев, а 98-й — три месяца подряд. В период, когда топливо дорожало, рост цен не превышал 0,5 процента. Такие данные приводит Росстат.

Александр Новак отметил, что никакие форс-мажоры, связанные с возможными скачками цен на нефть, не скажутся на бензине в России благодаря введению демпферного механизма.

Его суть в том, что нефтяникам, отказавшимся от экспорта топлива в пользу поставок на российский рынок, компенсируется недополученная прибыль, если цены на бензин и дизельное топливо за рубежом были выше, чем у нас. В обратной ситуации они обязаны перечислить в бюджет часть своей сверхприбыли.

Демпфер позволяет сгладить колебания цен на топливо, поэтому даже если мы столкнемся с резким ростом нефтяных котировок, о чем сейчас говорят некоторые эксперты, риски для внутреннего рынка будут практически отсутствовать, уточнил министр энергетики в своей статье.

О том, что повышение цен на бензин в новом году не превысит темпов инфляции, заявляют и представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин в декабре сообщил, что на основе статистики, собранной в прошлые годы, можно утверждать, что “динамика цен на топливо в России близка к темпам инфляции, хотя бывают низкие периоды, бывают высокие”.

Штрафы за недолив

Другая хорошая новость для владельцев автомобилей — еще в середине ноября прошлого года Минпромторг разработал и направил в правительство законопроект о введении оборотных штрафов для АЗС за недолив топлива. В нынешнем варианте предполагается, что недобросовестных заправщиков будут штрафовать на один процент от прошлогодней выручки, но не менее чем на полмиллиона рублей.

По данным ведомства, проблема носит систематический характер: примерно две трети российских заправок грешат этим, а объем недолива превышает норму в два-три раза. Так, при допустимых 25 миллилитрах для десятилитрового налива нарушения в среднем составили от 50 до 90 миллилитров.

“Введение оборотных штрафов заставит организации следить за состоянием оборудования для отпуска топлива, его соответствием установленным нормам, а также исключит противоправные действия сотрудников по донастройке оборудования на отпуск определенного объема”, — пояснили представители ведомства.

Отметим, что такие меры уже доказали свою эффективность в борьбе за качественное топливо. После введения оборотных штрафов за нарушение физико-химических показателей реализуемого топлива в 2015 году их доля составляла 20 процентов, а за неполных четыре года снизилась более чем в два раза.

Российское правительство выучило уроки резких колебаний цен на топливо в 2021 году, вызвавших большое социальное напряжение.

Поэтому власти при необходимости будут любыми способами давить на производителей бензина и дизеля, чтобы не позволить им чрезмерно задирать цены. По крайней мере, именно об этом говорит опыт 2021-2021 годов.

Исходя из этих соображений, опасаться существенного роста ценников на заправках в 2021 году не стоит.

А водителям, привыкшим не доверять обещаниям чиновников, стоит присмотреться к транспорту на газомоторном топливе (ГМТ) или задуматься об установке ГБО на свой автомобиль.

Дело в том, что автогаз стоит гораздо дешевле бензина и “дизеля”, и цены на него растут еще медленнее. Хотя правильнее будет сказать — они чаще снижаются: в 2021 году это происходило в январе — феврале и с июня по октябрь.

Причем в первый месяц прошлого года ГМТ подешевело сразу на восемь, а в феврале — еще на пять с половиной процентов.

Что будет с ценами на бензин после повышения акцизов

Ожидается ли повышение цен на бензин

Цены на бензин будут сдерживать до конца июня / Источник: Алексей Булатов/«КП»

С 2021 года в России акцизы на топливо будут увеличены в 1,5 раза. Стоимость бензина может скакнуть на 15%.

Счетная палата России спрогнозировала резкий скачок цен на бензин с 2021 года — это может произойти из-за увеличения топливного акциза. Повысить акцизы планируется в 1,5 раза, говорится в итоговом заключении Счетной палаты по итогам рассмотрения проекта бюджета страны на 2021 год.

Ожидается, что это приведет к росту стоимости бензина и потребует сдерживающих мер, сообщает ТАСС.

 Телеканал «Звезда» со ссылкой на ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева  рассказал о том, что цены на бензин и дизельное топливо «скакнут» на целых 15%.

При этом в интервью РБК вице-премьер Дмитрий Козак опроверг возможное повышение цен на бензин на АЗС. Правительство, по его словам, будет применять весь набор инструментов, чтобы этого не произошло.

Портал EG.RU обратился за разъяснением к экспертам — стоит ли нам  все же ожидать взлета цен на бензин?

«Все создается для того, чтобы рост был. Он будет сложно сдерживаемый. Нужны только системные меры. В ручном режиме, как это происходит сейчас, ситуацию не спасти. Все основания для роста созданы. Прогнозы в нашей стране – дело неблагодарное. Я бы рассуждал с позиции адекватной доходности.

Увеличивается акциз – увеличивается стоимость литра бензина. Это примерно 4 рубля. Стартует процесс обнуления экспортных пошлин, значит, торговля на экспорт будет выгоднее, чем на внутренний рынок.

Этот разрыв неизбежно повлечет стремление нефтяных компаний сбалансировать ситуацию и направить максимум потоков на внешний рынок, либо подтянуть внутреннюю цену.

К четырем рублям желательно прибавить еще 6 рублей – это те деньги, которые позволят топливным компаниям – не сетевикам, а мелкой рознице – получать стандартную маржинальность в 15%. Не ведется речь о сверхприбыли, а только о доходах, которые позволят не уничтожить инфраструктуру, небольшие топливные компании»,

– рассказал EG.RU Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

«Много ездишь – много платишь»

«Если подразумевать, что транспортный налог будет отменен и выпадающие доходы будут «зашиты» в стоимость бензина, то это будет гораздо честнее и справедливее. В этом плане позитив есть: «Много ездишь – много платишь, мало ездишь – мало платишь». У нас не самый дорогой бензин в мире: в Турции за литр бензина платят 2,4 евро. В Европе — 1,6—1,8 евро.

По сравнению с ними мы в шоколаде. Другое дело на сколько будет дорожать бензин. Давайте посчитаем: в зависимости от региона мы платим в год транспортный налог при автомобиле с двигателем, мощностью 150—200 л.с. примерно 6 тысяч рублей. Делим их на 12 месяцев, получаем 500 рублей.

Если учесть, что среднестатистический автовладелец заправляется раз в неделю, то получается, что в неделю мы платим порядка 120 рублей. Если мы убираем транспортный налог — соразмерно ли этой арифметике поднимется стоимость бензина? Я боюсь, что нет. В данном случае все идет к следующему: в Европе двигатели, объемом в 1,2-1,4 литра с турбинами — распространенное явление.

А у нас признак крутости — машина, с объемом 3,5–4 литра, которая «ест» за 100 км 20 и более литров бензина. С точки здравого смысла, это непозволительно. Шесть плюс-минус литр – это средний расход топлива по городу. Вот сколько современная машина должна потреблять бензина, чтобы нам не верещать о том, как дорого стало ездить.

Труднее всего придется промышленным предприятиям — то, что касается уборочных, посевных, дальнобойщиков, таксистов, перевозчиков и прочего транспорта, который расходует несоизмеримо больше топлива»,

— дополнил Александр Добин, автожурналист, автоэксперт.

«Цены резко не вырастут»

«Предложения по поводу отмены транспортного налога Государственная Дума последовательно отвергала. Поэтому я ничего не могу по этому поводу сказать — это компетенция депутатов, которые этот вопрос пока не хотят разбирать. Что касается увеличения акцизов, то это приведет к увеличению стоимости бензина.

Насколько я знаю, контроль за ценами на бензин на себя возложил лично президент. Летом была дана команда разработать механизм компенсации, чтобы цены резко не возрастали, и такие механизмы были разработаны. И сейчас они должны быть наготове.

Резкого подъема цен на бензин наш потребитель не выдержит, это чревато социальными последствиями, а это никому из чиновников не нужно — поэтому я не ожидаю взлета цен»,

— заверил автоэксперт Игорь Моржаретто.

На сколько вырастут цены на бензин в 2021 году

Ожидается ли повышение цен на бензин

Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 25 августа 2021. Время чтения 5 мин.

Рост цен на бензин в 2021 году может составить 10% на фоне повышения акцизов и НДС. Если не будут предприняты меры «ручной» балансировки рынка, стоимость может увеличиться на 7 руб. уже к концу 2021 г.

О возможности резкого роста цен на бензин в 2021 году администрацию президента предупредил Евгений Аркуша – представитель владельцев независимых АЗС, занимающий должность президента РТС (российского топливного союза), направив 16 августа письмо Кириллу Молодцову.

Причины роста цен

Уже в начале 2021 г. может повториться весенний бензиновый коллапс, который вынудил в 2021 г. правительство предпринимать экстренные меры по «ручному» регулированию рынка.

Принятые решения и искусственное сдерживание цен правительством привели к ситуации, когда поставлять топливо на экспорт стало выгоднее, чем на внутренний рынок.

Резкий скачок экспортного паритета, а также падение курса национальной валюты стало причиной того, что розничные цены на бензин стали на порядок выше оптовых.

Справка! Экспортный паритет – это разница между конечной экспортной стоимостью топлива и надбавками: экспортной пошлиной, затратами на транспортировку.

На фоне такого дисбаланса и искусственного удерживания стоимости владельцы заправок понесли существенные убытки. Только за май, по данным Независимого топливного союза, в который входят трейдеры и собственники АЗС, убытки составили 12 млрд руб.

Рис. 1. Рост стоимости бензина – чьи убытки?

Тенденция роста экспортного паритета, несмотря на предпринятые правительством налоговые маневры, сохраняется. Предпосылками для его увеличения в 2021 г. являются:

  • увеличение налоговой нагрузки, которая ляжет на субъекты топливного рынка;
  • рост цен на нефть в мире;
  • ослабление российского рубля, вероятность чего увеличивается на фоне введения новых санкций США.

Также на бензиновом рынке может отразиться остановка ряда НПЗ осенью для проведения плановых ремонтных работ и ослабление или полное прекращение административного «искусственного» регулирования стоимости бензина, что связывают с окончанием выборной компании.

Но одномоментный скачек цен на бензин в начале 2021 г. может произойти прежде всего на фоне увеличения налоговой нагрузки:

  1. Увеличения акцизов с 1 января 2021 г.
  2. Роста НДС до 20%.

Примечание! На бензин 5-го класса акциз будет увеличен до 12 314 руб. за тонну, то есть рост составит 4 101 руб.

Какие меры предприняты

О несовершенстве параметров налогового маневра, предпринятого для урегулирования цен на топливо на внутреннем рынке, также сообщает Дмитрий Махонин, занимающий должность начальника управления регулирования ТЭК ФАС. Однако работы по регулированию не прекращаются.

Так, за первые 5 месяцев 2021 г. рост составил 7,7%, только в июне стоимость бензина выросла на 2–3 руб., что вынудило правительство предпринимать экстренные меры.

Рост цен на топливо на порядок выше фактической инфляции вынудил правительство предпринимать экстренные меры:

  1. С 1 июня было отменено плановое повышение акцизов.
  2. Удержать розничные цены согласились и крупнейшие поставщики для стабилизации оптового рынка, что было подтверждено на совещании 30 мая у Дмитрия Козака – вице-премьера.

Кстати, повышение акцизов на бензин в начале 2021 г. спровоцировало волну слухов об отмене транспортного налога, что в итоге оказалось фейком.

Также президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о повышении вывозных тарифов. 19 июля было подписано постановление, на основании которого разрешается повышать стоимость нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, до 90%.

Отрегулированы параметры налогового маневра, касающегося нефтяной отрасли, в котором предусмотрено:

  1. Обнуление на протяжении 6 лет пошлин на нефтепродукты и нефть.
  2. Повышение до 2024 г. пропорционально налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате нефтеперерабатывающие предприятия лишатся бюджетной дотации, которая образуется искусственно за счет разницы пошлины на экспорт нефтепродуктов и нефти.

Для поддержки нефтеперерабатывающих компаний предусмотрено введение с 1 января 2021 г. надбавок и обратного акциза, которые будут получать прежде всего НПЗ. Так, запланировано в 2021 г. покрыть 60% экспортной премии, в дальнейшем дотация составит ее половину.

На сколько вырастут цены на бензин

Однако, по мнению экспертов, «ручное» регулирование рынка не спасет от бензинового коллапса.

Рис. 2. Последствия бензинового коллапса

Как показывают статистические данные, на протяжении всего лета наблюдалось снижение цен на бензин.

Но на фоне нестабильности рубля, что связано с анонсированием 8 августа введения новых секционных мер, только за неделю с 10 по 17 августа стоимость бензина взлетела на 7%.

На скачке также сказался повышенный спрос, связанный с предстоящими ремонтами НПЗ, а также рост экспортного паритета. После стабилизации рынка стоимость бензина начала незначительно снижаться с 20 августа.

Но предпосылки для увеличения цен сохранились. Только рост акцизов и НДС может привести к резкому скачку стоимости на топливо на 10%, то есть цены на бензин в начале года могут вырасти на 4,4 руб. за литр в рознице.

Но если не будут предприняты дополнительные меры по балансировке внутреннего и экспортного рынка, увеличение стоимости может начаться еще раньше – осенью 2021 г. По худшим прогнозам, цены вырастут уже к концу года, а общее повышение может достигнуть в среднем 7 руб.

Для предотвращения бензинового коллапса необходимо вмешательство на правительственном уровне. Спасение Евгений Аркушин видит в:

  • балансировке внешнего и внутреннего рынка.
  • увеличении объемов продаж нефтепродуктов;
  • либерализации цен на бензин;
  • снижении налоговой нагрузки, в том числе акцизов.

Но будут ли предприняты меры по урегулированию цен на бензиновом внутреннем рынке, неизвестно – запрос РБК по поводу обращения Аркушина к Молодцову, по состоянию на 22 августа 2021 г., остался без ответа и комментариев.

Подорожание бензина в 2021 году

Ожидается ли повышение цен на бензин

  • 1 Прогнозы правительства
  • 2 Прогнозы экспертов
  • 3 Штраф за недолив

Большинство экспертов сходится во мнении, что не стоит ожидать особого подорожания бензина в 2021 году. Топливо вряд ли преодолеет отметку в 50 рублей за литр и не должно превысить скорость инфляции. Основная причина такой стабильности – создание правительством демпферной защиты от резких скачков цен.

Прогнозы правительства

Согласно изданию Федерального собрания РФ, бюджет учитывает показатели инфляции в размере 3%. Это предел для подорожания бензина с 1 января 2021 года. Более того, в декабре 2021 министр энергетики РФ Александр Новак опубликовал собственный прогноз цен.

В статье журнала «Энергетическая политика» он указал, что рост стоимости топлива будет отставать от инфляции.

Слова министра энергетики подтверждают и специалисты антимонопольной службы, в частности замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, пользуясь данными Росстата за 2021 год:

  1. По состоянию на октябрь бензин и солярка подорожали на 2,7%. При этом показатели инфляции составляли 3,7-4%.
  2. Дизельное топливо стало дороже больше чем на 1% только в январе. В последующие месяцы цены только снижались.
  3. Стоимость А-92 снижалась в течение почти полугода, А-95 и А-98 – пары месяцев в течение 2021 года.

Александр Новак также рекомендует не обращать внимания на скачки цен на нефть в 2021 году и переживать насчет того, почему бензин подорожал. Основание для такой уверенности – демпферный механизм.

Эта мера помогает стабилизировать стоимость за счет компенсаций нефтяным компаниям от государства.

По сути правительство РФ выплачивает недополученную прибыль, если топливо за границей стоит дороже, чем на отечественном рынке: 68% за бензин и 65% за дизель.

У такой меры есть и обратная сторона. Если компании искусственно завышают цены, то сверхприбыль изымается и перечисляется в казну.

Прогнозы экспертов

Финансовые специалисты различных сфер предлагают порой противоположные прогнозы. В одном они сходятся – подорожание бензина в 2021 будет, но стоит ли из-за этого переживать неясно. С одной стороны специалисты РАНХиГС и Института Гайдара предложили инфографику с прогнозом цен вплоть до 2024 года:

Согласно ей, ожидается рост цен вплоть до 7%, по сравнению с ноябрем 2021 года. Такой скачок связывается с новым налогом на попутный газ. Этот компонент растворен в природной нефти и используется для создания высокооктановых марок топлива. Однако стоимость сырья в среднем составляет только 6,87% цен на бензин. Новый налог на добычу полезных ископаемых не должен привести к резким изменениям.

Тревогу вызывает очередной рост акцизов на бензин, который должен спровоцировать подорожание с 1 января 2021 года.

Однако Дмитрий Маринченко, эксперт рейтингового агентства Fitch, утверждает, что с учетом демпферного механизма эффект от нововведений будет сглажен.

Так экспортные пошлины для нефтеперерабатывающих предприятий будут снижены и для конечного потребителя рост цен внутри страны будет малозаметен – в пределах 1%.

Главный аналитик Независимого топливного союза Георгий Баженов также придерживается мнения, что с учетом договоренностей между правительством и нефтяными компаниями, не стоит ожидать никаких резких скачков.

Это связано в первую очередь с социальным кризисом вызванным нестабильной ситуацией на топливном рынке внутри РФ в 2021 году.

После негативной реакции населения на резкое повышение цен, правительство старается любыми методами сгладить ситуацию.

Именно поэтому после подорожания с декабря 2021 и января 2021 года можно надеяться на стабилизацию расценок на бензин и их рост в рамках инфляции.

Что касается непосредственно самих инфляционных показателей, к которым привязывают свое мнение эксперты, то и здесь изменений не предвидится.

Согласно оценке независимого агентства АПЭКОН максимально возможный рост цен не превысит показателей в 4,75%.

Штраф за недолив

Кроме непосредственно мер контроля расценок на бензин, правительство подготовило законопроект, который должен дополнительно улучшить качество жизни водителей. Минпромторг предложило с 1 января 2021 года ужесточить штраф за недолив топлива на АЗС. Но инициатива была отклонена в связи с разработкой нового КоАП.

Согласно данным от проверок каждая 5 заправочная станция недоливает вплоть до 15% бензина покупателям.

В 2021 году штраф составляет согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП 50-100 тыс. рублей и не может использоваться, как сдерживающая мера. Если законопроект утвердят, то в 2021 году размер финансового наказания увеличится до 1% прошлогодней прибыли, минимум 500 тыс. рублей. При повторных нарушениях это будет уже 3% и 2 млн рублей.

Однако эксперт Георгий Баженов считает, что кроме позитивного влияния этот закон также станет основой для новых коррупционных схем. Поэтому владельцам небольших АЗС стоит соблюдать осторожность, учитывая, что при проведении проверок возможны ошибки. Как результат при введении закона часть заправок просто перестанут существовать.

На сколько подорожает бензин в 2021 году: видео

Как в регионах РФ реагируют на подорожание бензина

Ожидается ли повышение цен на бензин

ТАСС, 7 июня. Рост цен на бензин и дизтопливо, который россияне в ходе “Прямой линии” с Владимиром Путиным назвали одной из наиболее злободневных проблем, привел к тому, что перевозчики во многих регионах РФ просят поднять цены на проезд.

Так, этот вопрос обсуждают в Санкт-Петербурге и Алтайском крае, тогда как в южных курортных регионах роста тарифов до конца сезона не ожидается. Впрочем, повышение цен для пассажиров – не единственный способ выжить для транспортных компаний: некоторые из них уже переходят на более дешевое газомоторное топливо, а кто-то рассматривает вариант использования электробусов.

Власти регионов и предприниматели уверены, что кардинально решить вопрос можно, только введя ограничения на рост цен на федеральном уровне.

В четверг на “Прямой линии” автомобилист из Санкт-Петербурга Алексей Караваев пожаловался Владимиру Путину на подорожание бензина.

Путин назвал ситуацию неправильной, поручил правительству и ФАС следить за ее развитием и заявил, что осенью будут приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке топлива.

Вице-премьер Дмитрий Козак заверил главу государства, что правительство будет контролировать ситуацию с ценами на бензин в ежедневном режиме, а нефтяники выполняют обещание по стабилизации внутренних цен на топливо.

Влияет на все

По данным Росстата, цены на бензин в России только в мае выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении – на 11,3%.

В частности, в Ростовской области повышение цен на бензин ощутили и на станциях скорой помощи. Как рассказал ТАСС начальник городского автотранспортного центра здравоохранения Ростова-на-Дону Анатолий Филимонов, компании теперь не хотят заключать контракты по поставки топлива на долгие сроки – только на месяц.

“Когда мы проводили очередной аукцион (по выбору поставщика топлива – прим. ТАСС), у нас никто не пришел, потому что компании боялись, что прогадают, если заключат с нами договор – может быть, за этот период, когда они будут поставлять, цена поменяется.

У нас 81 машина регулярно работает по контракту с больницей скорой медицинской помощи на линии.

Мы не имеем права, чтобы у нас машины стояли в неисправности, и независимо от того, как будут развиваться события, мы будем прилагать все усилия, чтобы машины работали”, – сообщил Филимонов.

В Краснодарском крае рост цен на бензин сказывается в первую очередь на аграриях, которые совсем скоро должны приступить к уборочной кампании. Как ранее пояснял ТАСС председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Краснодарского края Виктор Сергеев, цены на дизтопливо за год выросли примерно на четверть, и это напрямую влияет на экономику предприятий.

Иная ситуация на Чукотке, одном из самых северных и самых труднодоступных регионов страны. Как сообщили в правительстве региона, сейчас литр бензина стоит 52 рубля, наценка минимальная.

“Поскольку топливо очень важно на Чукотке… цена продержится до следующего завоза. К сожалению, нефтяные компании не рассматривают регион для ведения бизнеса и тут работает один оператор. При этом стоимость бензина субсидируется правительством региона”, – отметили в правительстве.

Поднимать или нет

В ряде регионов из-за подорожавших бензина и дизтоплива перевозчики предлагают повысить тарифы на проезд в общественном транспорте. “Есть призывы поднять [стоимость проезда] до 25 рублей, но все понимают, что регион небогатый, кризис, это ударит по карману пассажиров.

Некоторые перевозчики с 15 июня планируют поднять цену на 2 рубля (до 22 рублей – прим. ТАСС), это нерегулируемые перевозки.

А регулируемые ничего сделать не могут – остаются с 19 рублями, перевозчики очень сильно переживают из-за этого”, – отметила глава Ассоциации автотранспортников Астраханской области Елена Ращепкина.

В Поволжье цены на проезд в общественном транспорте повысят в Оренбурге, там билеты подорожают с 1 июля. “Тариф не повышался с 2015 года с 1 июля 2021 года в автобусе и троллейбусе при наличном расчете плата составит 20 рублей, а при безналичном – 17 рублей”, – сообщили в пресс-службе городской администрации.

На Северо-Западе стоимость проезда уже повысилась: в Архангельске с 1 июня она выросла с 21 до 26 рублей, в Северодвинске – с 25 до 27 рублей, а в Вологде – с 25 до 26 рублей. С 1 июля планируют плановое повышение примерно на 10% в Мурманской области.

Рассматриваются варианты увеличения тарифов из-за роста цен на топливо и запчасти в Карелии, а также в Новгородской, Псковской, Калининградской областях.

Не исключают повышения цен на общественный транспорт в 2021 году власти Санкт-Петербурга – сейчас тарифы не покрывают расходы транспортных компаний, а недостаток компенсируется за счет бюджета города.

Между тем в ряде городов – например, в Иркутске, Барнауле и Волгограде, – перевозчики не могут повысить цены на проезд, поскольку работают по регулируемым тарифам.

Пока не планирует повышать стоимость проезда и новосибирский индивидуальный предприниматель Эдуард Остапенко, который обслуживает несколько маршрутов в крупнейшем городе Сибири, с ним солидарны и многие его коллеги.

Летом пассажиропоток уменьшается, поэтому, считает Остапенко, “нелогично повышать цены на падающем рынке”. Кроме того, частным перевозчикам приходится ждать повышения стоимости перевозок на муниципальном транспорте, а об этом речи пока не идет.

“Рентабельность падает… Если раньше на бензин уходило 1,2 тыс. рублей, сейчас – уже 1,5 тыс. Если так пойдет дальше, мы просто не сможем работать”, – сказал собеседник.

В Сыктывкаре с 1 мая тариф, напротив, снизился до 20 рублей – почти год он составлял 24 рубля из-за включения в него расходов региональной компании “Комиавтотранс” на обновление автопарка. Инициировать вопрос о повышении тарифа предприятие пока не планирует, поскольку не имеет возможности обновлять автопарк дальше и не может просить о повышении тарифа чаще раза в год.

Берегут туристов

Во многих регионах цены на проезд не изменятся, в других – как, например, в Сочи – рост тарифов заморожен до конца туристического сезона. “Думаем, что сохраним старую стоимость проезда до конца курортного сезона.

Это касается внутригородских маршрутов. Вопрос об изменении тарифов на проезд будет рассматриваться в Сочи ближе к концу года”, – сказал ТАСС замдиректора департамента транспорта и дорожного хозяйства Сочи Вячеслав Бауэр.

Глава ассоциации турфирм Анапы Светлана Бурова отметила, что пока удалось договориться с перевозчиками о том, что цены на перевозки – а значит, и сами экскурсии – повышаться не будут. Но при дальнейшем росте цен это возможно – всё зависит от расценок предпринимателей, у которых турфирмы арендуют автобусы.

Также не намерены повышать цены на единый билет, по которому автобусы перевозят туристов от вокзалов и аэропортов Краснодарского края в Крым и Абхазию, пояснила ТАСС представитель оператора перевозок – “Единой транспортной дирекции”.

В госпредприятии “Крымавтотранс”, которая управляет всеми 62 автостанциями в регионе, ТАСС сообщили, что на сегодняшний день не поступало заявлений от перевозчиков о повышении стоимости проезда.

Повышать цены пока не планируют и таксопарки, и сейчас цены колеблются от 15 до 18 рублей за километр поездки.

При этом в пресс-службе Госкомцен Крыма ТАСС сообщили, что получили обращение Ассоциации автомобильных перевозчиков с просьбой пересмотреть тарифы на перевозки в пригородном сообщении.

Автоперевозчики Алтайского края цены поднимают, но постепенно, и тоже из-за туристов. “Повышение незначительное – перевозчики болезненно относятся к этой теме. Чтобы не потерять пассажира, в среднем рост сейчас составляет 6-7%”, – рассказал ТАСС президент некоммерческого партнерства “Автомобильные перевозчики Алтая” Николай Орлов.

Отказаться от бензина

Многие считают, что решить проблему – хотя и не полностью – поможет переход на альтернативное топливо, газовое. Этим начали заниматься транспортные компании Омской области и Алтайского края, но переходу мешает отсутствие в Сибири развитой сети газозаправочных станций.

В то же время на другом конце страны, в Адыгее, газ используют уже около 80% перевозчиков.

“Перевозчик, покупая “Газель”, сразу переоборудует ее на метан, а только потом выпускает на линию, чтобы минимизировать себестоимость перевозки пассажиров.

И таксисты тоже в Адыгее все на метане, потому что тарифы маленькие. На бензине совсем не выгодно работать”, – пояснили в правительстве республики.

В Ставропольском крае, где перевозчики уже повышают стоимость проезда, проблема также чувствуется не так сильно, поскольку в основном общественный транспорт ездит на газе.

Однако дорожает и газ: так, в Архангельске за полгода он “подрос” с 14,9 рубля до 21,1 рубля за литр. Директор занимающегося пассажирками перевозками “Архтрансавто” Николай Карягин отметил, что если тариф не будет пересмотрен повторно, то зимой, когда расход топлива повысится, придется менять маршрутную сеть и уменьшать количество автобусов на линии.

“Ижевское пассажирское объединенное автотранспортное предприятие”, которое является основным перевозчиком в столице Удмуртии, планирует использовать не только работающие на газомоторном топливе автобусы, но и электробусы. А автолюбители Ульяновска в социальной сети тоже предлагают отказаться от бензина – но уже в знак протеста. Они призывают не покупать топливо на заправках крупнейших поставщиков в течение месяца.

В ожидании решения “сверху”

В некоторых регионах, стремясь разрешить проблему, обращаются за помощью к контролирующим структурам. Астраханское УФАС проводит проверку по факту повышения цен на топливо, к антимонопольщикам обратился и губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь.

“ФАС, конечно может штрафовать нефтяные компании, но мы же понимаем, что цена бензина в основном складывается из акцизов. Тут нужно снижать акциз, других вариантов нет”, – заявил член совета Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения “Всероссийского общества автомобилистов” Александр Холодов.

Как и он, многие из опрошенных ТАСС экспертов и представителей власти считают, что реально повлиять на ситуацию могут только федеральные власти.

Депутат Госдумы от Псковской области, основатель общественного движения “Убитые дороги” Александр Васильев отметил, что 60% дизельного топлива и бензина в РФ выпускают три крупнейшие нефтяные компании.

“Надо разобраться с внутренним потреблением топлива, потому что от него в стране зависит очень многое. Правительство должно принять здесь четкие меры, потому что иначе аппетит может только нарастать.

Это очень мощный бизнес, ему очень сложно противостоять даже такому ведомству, как ФАС”, – сказал парламентарий.

Подорожание бензина в 2021 году: стоит ли его ожидать

Ожидается ли повышение цен на бензин

Бензин – основной вид топлива, для агрегатов, оборудованных двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Текущая стоимость этого горючего влияют на образование ценовых показателей для большинства товаров, доступных в различных рыночных нишах.

В связи с этим, подорожание бензина – вопрос, к которому всегда приковано внимание общественности и представителей торгово-производственного сектора.

Учитывая то, что от стоимости топлива зависит множество иных экономических факторов, всем заинтересованным лицам, необходимо знать, ожидается ли подорожание бензина в 2021 году.

Правительственные прогнозы

Формирование годового бюджета любого государства, в том числе и Российского, осуществляется с учетом множества актуальных экономических показателей, одним из которых является инфляция.

Для Российской Федерации процент инфляционного роста, по расчетам экспертов, составляет 3%.

Распределение финансов в соответствии с правительственными программами учитывает данный фактор «обесценивания» и в отношении топливных продуктов.

По сообщениям представителей министерства энергетики РФ в 2021 году увеличение средней цены на бензин не будет опережать темпов инфляционного роста. Подобный прогноз был получен и из источников в представительстве Росстата.

Согласно официальны данным 2021 года, процент роста стоимости топлива составлял 2,7%, что значительно ниже инфляции, процент которой составлял 3,7 %.

Кроме этого, наблюдалось последовательное снижение цен на различные виды горючего.

То, что в 2021 году резкое увеличение цены на бензин не предвидится, подтверждается тем, что правительством был предусмотрен специальных демпферный механизм. Его наличие дает возможность стабилизировать ценовые показатели на топливо за счет выделения адресной финансовой компенсации в отношении компаний-производителей.

Так как нефтяные компании, по причине различных кризисных факторов, терпят убытки, они стремятся получить возмещение за счет увеличения цены на конечный продукт – горючее. Государственный же орган берет на себя обязательства по компенсационным выплатам, тем самым изолируя рынок топлива от подорожаний.

Также предусмотрена дополнительная контролирующая мера. Если антимонопольная служба выявит факт искусственного завышения цены на бензин, будет произведена конфискация повышенного коэффициента прибыли в пользу государственного бюджета.

Взгляд экспертов

Независимые эксперты и аналитики также высказали свое мнение по поводу подорожания бензина в 2021 году. Согласно их оценке следует ожидать поступательный рост ценовых показателей. Актуальные прогнозы уже сформированы вплоть до 2024 года.

По некоторым оценкам коэффициент роста стоимости топлива, в сравнении с 2021 годом, может достичь 7%. Точная цена будет зависеть от территориальных факторов конкретного региона. Увеличение цены обусловлено введением в действие нового налога на добычу полезных ископаемых, который приведет к последовательному удорожанию на всех этапах производства горючего.

С начала 2021 года также ожидается подорожание акциза на бензин. Эта мера гарантированно приводит к увеличению цены на топливо для конченого потребителя. Наличие же государственного демпферного механизма призвано не ликвидировать ценовой рост, а сгладить его темпы.

Дополнительные меры контроля

Фактор роста стоимости бензина, с позиции потребителя, также обусловлен недоливом горючего. Когда топливная компания предоставляет топливо, количество которого не соответствует уплаченной за него сумме (в меньшую сторону), покупатель испытывает эффект подорожания, так как за те же деньги получает меньший объем продукта.

Правительство, для контроля данной проблемы, предусмотрело штрафные санкции. Их применённые направлено на пресечение попыток топливных компаний продавать меньше топлива по установленной цене.

Согласно действующему законодательству, назначенный штраф может варьироваться в пределах 50-100 т.р. Для ужесточения контроля и урегулирования проблемы разрабатываются законопроекты, предусматривающие значительное увеличение объема штрафа, за недолив топлива.

К началу 2021 года такие положения еще не вступили в силу, но вероятность их внедрения в законодательства остается.

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.