Освобожденная должность депутата это

Содержание

Депутаты местного самоуправления: полномочия и ответственность

Освобожденная должность депутата это

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Государственная дума РФ: выборы и полномочия Госдумы, депутаты и зарплаты

Освобожденная должность депутата это

Государственная дума – это нижняя палата российского парламента, Федерального Собрания. Госдума РФ – высший орган законодательной власти России, наряду с верхней палатой парламента, Советом Федерации.

Полное официальное название – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Сокращенные наименования – Госдума, Дума, ГД.

Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции РФ.

Официальный сайт Государственной думы – http://duma.gov.ru/.

Госдума избирается сроком на пять лет. В состав нижней палаты парламента входят 450 депутатов. С 2021 года ание идет по смешанной системе: половина депутатов избирается по партийным спискам, половина – по одномандатным округам.

В настоящее время действует Государственная Дума VII созыва, избранная 18 сентября 2021 года. В ней представлены фракции политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Следующие выборы в ГД РФ должны пройти в 2021 году.

Председатель (спикер) Госдумы VII созыва Вячеслав Володин. РИА Новости / Владимир Федоренко

История Госдумы

Старинное слово «дума» использовали на Руси еще в Средневековье. Например, при царях существовала совещательная Боярская дума.

В ходе Революции 1905-07 годов царь Николай II согласился создать в Российской империи парламент. Государственная дума Российской империи существовала с 1906 по 1917 год, ее упразднили после Февральской революции.

При советской власти думы не существовало. На момент распада СССР в 1991 году роль парламента в России выполнял Верховный Совет РСФСР. После конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1993 года была принята новая Конституция и одновременно избраны депутаты Государственной думы.

Госдума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1. Ранее оно принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.

Здание Госдумы РФ на Охотном ряду в Москве. Depositphotos

Полномочия Госдумы

Полномочия Госдумы определяет статья 103 Конституции РФ. Государственная Дума Российской Федерации:

  • Принимает федеральные законы
  • Утверждает федеральный бюджет
  • Выражает согласие на назначение председателя правительства – премьер-министра
  • Назначает и освобождает от должности председателя Центробанка
  • Назначает и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину аудиторов
  • Назначает и освобождает от должности уполномоченного по правам человека
  • Объявляет амнистию
  • Может инициировать импичмент – выдвинуть обвинения против президента для отрешения от должности
  • Рассматривает внешнеполитические вопросы – ратифицирует договоры
  • Может обращаться в Конституционный суд РФ
  • Заслушивает ежегодные отчеты правительства о результатах работы
  • Решает вопрос о доверии правительству РФ

Депутаты Госдумы слушают выступление премьер-министра Дмирия Медведева. 17 апреля 2021 года. РИА Новости / Александр Астафьев

Выборы в Госдуму: когда и как выбирают депутатов

Закон о выборах депутатов Госдумы неоднократно изменялся – фактически под каждые новые выборы. Менялись требования к политическим партиям, повышался и понижался проходной барьер, отменялись и возвращались выборы по одномандатным округам.

Госдума состоит из 450 депутатов, которых выбирают по смешанной системе. Половина – 225 человек – избирается по одномандатным округам. Еще 225 человек попадают в Думу по партийным спискам. Избирательный барьер для прохождения партии в Госдуму составляет 5%

Подробнее об этой системе читайте в статье: Что такое мажоритарная и пропорциональная избирательная система

В настоящее время Государственная дума избирается на пять лет (до принятия в 2008 году поправок в Конституцию срок полномочий депутатов составлял лишь четыре года).

Выборы действующей в настоящее время Госдумы VII созыва состоялись в сентябре 2021 года. Следующие выборы в Думу должны пройти в 2021 году.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Один и тот же человек не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации).

Депутаты Госдумы

В Госдуме VII созыва представлены фракции четырех партий – это «Единая Россия» (339 мандатов), КПРФ (43), ЛДПР (39) и «Справедливая Россия» (23). Еще два депутата не входят во фракции. 4 места в Госдуме РФ в настоящее время пустуют. Полный список депутатов размещен на официальном сайте Госдумы РФ.

Депутат Госдумы на рабочем месте играет на планшете. Reuters

Зарплаты в Госдуме: сколько получают депутаты

Среднемесячная зарплата депутата Госдумы в 2021 году составляла 399,3 тысяч рублей до уплаты подоходного налога.

То есть «на руки» народный избранник получает в среднем 347,4 тысяч рублей, сообщалось на сайте Государственной Думы.

При этом в соответствии с указом президента от 27 февраля 2015 года заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%, подчеркивалось на сайте Думы.

Депутатская пенсия зависит от стажа. Те, кто проработал в Госдуме 5-10 лет, получают пенсию в 46 тысяч рублей. Депутаты, проработавшие более 10 лет, получают 63,5 тысячи рублей.

Иллюстрация: duma.gov.ru

Депутатам упростили порядок декларирования доходов и смягчили меры ответственности

Освобожденная должность депутата это

С 6 августа для муниципальных депутатов изменились меры ответственности за коррупционные правонарушения (Федеральный закон от 26.07.2021 № 228-ФЗ). Кроме того, депутатам представительных органов сельских поселений стало проще декларировать доходы (Федеральный закон от 26.07.2021 № 251-ФЗ).

Смягчили ответственность за мелкие неточности в декларации о доходах

Раньше за недостоверные и неполные сведения в декларации муниципальному депутату грозило досрочное прекращение депутатских полномочий. Эта санкция предусмотрена пунктом 7.

1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Ее накладывали на депутатов за ошибки в декларациях о собственных доходах и доходах членов семьи.

Лишение муниципальных депутатов полномочий по итогам проверки деклараций инициирует прокуратура.

По данным авторов Закона № 228-ФЗ, в Омской области в 2021 году представительные органы муниципалитетов рассмотрели представления о лишении полномочий 300 депутатов, у которых в декларациях были неполные сведения или неточности. Это парализовало работу представительных ОМСУ.

В Псковской области был случай, когда основанием для отставки стала не указанная в декларации премия в 300 руб. Такая практика приводила к отказу граждан становиться кандидатами на депутатские посты в муниципальных образованиях некоторых регионов.

Депутатов лишали мандатов из-за копеек

Виктор КИДЯЕВ, соавтор Закона № 228-ФЗ, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, первый замруководителя фракции «Единая Россия»:

– Надзорные органы следовали букве закона формально. Это не раз приводило к абсурдным ситуациям, когда причиной лишения депутатского мандата становилась недописанная в декларации сумма в несколько копеек.

В представительных органах городов и поселений 90 процентов депутатов работают на непостоянной основе. Это обычные местные жители. Ничего удивительного, что они допускают неточности, когда приходится оформлять большой пакет декларационных документов.

А наказание за это до сих пор было только одно — лишение полномочий.

Теперь за недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрено пять мер ответственности (п. 7.3–1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ).

1. Вынести депутату предупреждение.

2. Освободить депутата от должности в представительном органе или выборном органе МСУ. Одновременно лишить его права занимать должности в этом органе до прекращения срока депутатских полномочий.

3. Освободить депутата от осуществления полномочий на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

4. Запретить депутату до прекращения срока его полномочий занимать должности в представительном органе муниципального образования или выборном органе местного самоуправления.

5. Запретить депутату исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Эти же меры ответственности можно применить, если депутат представил недостоверные или неполные сведения в отношении супруги (супруга) или несовершеннолетних детей и искажение данных не было существенным.

На заметку: В каком порядке принимать решения о применении к депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу мер ответственности, ОМСУ вправе определять муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ (п. 7.3–2 ст. 40 Закона № 131-ФЗ)

Какую меру ответственности применить, решает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. Она должна рассматривать каждый случай индивидуально с учетом тяжести нарушения.

Например, если оно несущественное, депутату могут объявить предупреждение. Если он работает в представительном органе на постоянной основе, а нарушение нельзя отнести к несущественным, то может последовать освобождение от должности без лишения депутатского статуса.

А за серьезные расхождения в декларации депутата могут лишить мандата.

В чем сложность применения новых норм. В новых нормах не сказано, как разделить нарушения в декларации по степени тяжести. Критерии несущественности искажения сведений предстоит определить региональным и муниципальным законодателям.

Кроме того, нужно увязать эти критерии с мерами ответственности, закрепленными в новом пункте 7.3–1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ.

Иначе будут возникать ситуации, когда за одну и ту же ошибку в декларации одному депутату вынесут предупреждение, а другого лишат должности в представительном органе.

Упростили декларирование доходов для сельских депутатов

Порядок декларирования доходов стал проще не для всех депутатов, а лишь для тех, кто избран в представительные органы сельских поселений и работает на непостоянной основе. Раньше они, как и их коллеги в других муниципальных образованиях, представляли декларации ежегодно — на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

Это требование было сложно выполнить из-за особенностей сельского уровня местного самоуправления. Например, жителю села приходилось ехать за выпиской с банковского счета туда, где находится отделение банка.

Бывали случаи, когда люди, которые пользовались авторитетом у односельчан, не хотели баллотироваться в местный представительный орган из-за жегодных декларационных кампаний.

Важно: Если в течение года сумма сделок не превысила показатель дохода за три года, достаточно сообщить об этом губернатору

Теперь работающий на непостоянной основе депутат сельсовета должен представить справку о доходах на себя и ближайших родственников только один раз — когда получил депутатский мандат. В дальнейшем придется декларировать доходы и имущество, только если депутат в отчетном году совершил крупные сделки.

Речь идет о приобретении земли и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций). Эти сделки предусмотрены частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ.

Если в отчетном периоде общая сумма таких сделок превысила общий доход депутата за три последних года, предшествующих отчетному периоду, нужно подать декларацию.

Сделать это также придется, если крупные сделки совершил хотя бы один из близких родственников депутата: супруга (супруг) или несовершеннолетний ребенок. Такой порядок установлен частью 4.2 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ.

Информацию в декларации по-прежнему будут проверять

Виктор КИДЯЕВ, соавтор Закона № 228-ФЗ, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, первый замруководителя фракции «Единая Россия»:

 – 90 процентов сельских депутатов выполняют свои обязанности по принципу социальной нагрузки, которую они получают дополнительно к работе по основной профессии.

Часто это работники бюджетных организаций: учителя, врачи, иногда фермеры, предприниматели. Они не получают преференций и материальных выгод от депутатской работы. В их компетенции только вопросы местного значения.

Нет смысла обременять таких людей сложными процедурами, обязательными для депутатов вышестоящих уровней.

Новая норма не избавляет депутата от антикоррупционного контроля. Депутат по-прежнему обязан подавать декларацию, если в течение года он сам или кто-либо из его родственников приобрел земельные участки, недвижимость, автомобили или ценные бумаги на крупную сумму. Достоверность сведений по-прежнему подлежит проверке, а обман приведет к лишению депутатских полномочий.

В чем недостаток новых норм. Закон № 251-ФЗ установил особый порядок декларирования доходов только для депутатов представительных органов сельских поселений. В городских поселениях правила остались прежними для депутатов, работающих на непостоянной основе. Между тем они при подаче деклараций могут испытывать даже бо́льшие затруднения, чем сельские депутаты.

ПРИМЕР. В Черниговском районе Приморского края есть административный центр — село Черниговка, которое входит в состав Черниговского сельского поселения. В 20 км от районного центра расположен пгт Сибирцево.

Он входит в состав Сибирцевского городского поселения. По новым правилам депутаты представительного органа Черниговского поселения больше не должны ежегодно подавать декларации.

Их коллег из городского поселения послабление не коснулось, хотя им сложнее подавать декларации.

Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

Освобожденная должность депутата это

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО).

Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы.

Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей.

Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей.

Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа.

Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений.

К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество.

Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО.

Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов.

В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа.

Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо.

Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно.

Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты.

Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек.

В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы.

В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората.

Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте.

Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах.

Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской.

Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия.

Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Кто такие муниципальные депутаты и почему о них все сейчас говорят?

Освобожденная должность депутата это

Новости о муниципальных выборах стали одними из самых обсуждаемых в последние дни. Все из-за того, что процесс подачи документов оказался для выдвиженцев гораздо сложнее, чем предполагалось.

Явное нежелание многих комиссий принимать документы у оппозиционно настроенных кандидатов вызвало массовые возмущения.

Ситуация дошла до того, что недавно глава ЦИК Элла Памфилова допустила возможность отмены муниципальных выборов в Петербурге, но инициатива не вызвала восторг — зампред органа Николай Булаев опроверг это заявление.

Кандидатам в муниципальные депутаты пытаются всячески помешать выдвинуть свою кандидатуру. Для этого ярые противники оппозиции организуют фейковые очереди, избивают горожан, угрожают им, а также тайно назначают дату выборов. Об этом мы уже подробно рассказывали в нашем материале.

Хочется верить, что все эти люди с активной гражданской позицией не зря борются за право быть услышанными и за возможность менять нашу жизнь в Петербурге в лучшую сторону. К сожалению, несмотря на то что шумиха достигла предела, многие до сих пор не понимают роль муниципального депутата в обществе.

«Луна» рассказывает, кто такие муниципальные депутаты, почему о них все сейчас говорят и зачем они нужны городу. 

Кто такой муниципальный депутат? 

Муниципальный депутат — это представитель интересов жителей и самый распространенный вид депутата в России. Желающие занять эту должность могут выдвигаться от партий, а могут идти самовыдвиженцами.

Значительная часть муниципальных депутатов — сотрудники бюджетных учреждений: директора школ, главные врачи поликлиник. По закону, заниматься депутатской деятельностью на постоянной основе могут только 10% депутатов совета, остальные совмещают ее с другой работой.

Срок полномочий муниципального депутата в Петербурге — 5 лет. 

Что они решают и за что отвечают?

Как правило, люди скептически относятся к роли муниципального депутата в городской среде и думают, что от них ничего не зависит. Но это не так.

Работа муниципальным депутатом — это возможность самостоятельно познакомиться с системой управления на государственном уровне и даже повлиять на некоторые процессы.

На этой должности голос человека становится громче — теперь он воспринимается не как активист, а как представитель своего муниципального образования, избранный народом.

Если в городе есть актуальная проблема, требующая решения, муниципальный депутат решит ее гораздо быстрее, чем группа активистов. Например, если необходимо благоустроить сквер или решить проблему с незаконной торговлей, несколько депутатов из разных округов могут объединиться и повлиять на ситуацию. Ведь заявления от людей, находящихся на государственной должности, сложно игнорировать. 

Муниципальные депутаты отвечают за благоустройство города, занимаясь исключительно локальными вопросами. Они решают, на что потратить бюджет, влияют на визуальное восприятие городской среды, устанавливают местные налоги и сборы, распоряжаются судьбой муниципальных предприятий и т. д. 

В полномочия муниципальных депутатов входят встречи с населением и обсуждение местных проблем, а также они могут инициировать законопроекты, и обладают правом проводить референдумы и публичные слушания.

Деятельность муниципальных депутатов можно воспринимать как волонтерство — вместо зарплаты им полагается небольшая денежная компенсация — примерно 15 тысяч рублей — и льготы на проезд в общественном транспорте.

 

Пресс-конференция, на которой петербургские оппозиционеры требуют отмены выборов в 20 муниципалитетах

Что такое муниципальный фильтр?

Муниципальный фильтр — это процедура сбора подписей действующих муниципальных депутатов, которая позволяет или не позволяет кандидату принять участие в выборах.

Большинство мест в муниципалитетах принадлежат «Единой России», поэтому только она может без проблем выдвигать своих кандидатов. Главный абсурд муниципального фильтра состоит в том, что в любом регионе кандидаты вынуждены прибегать к регистрации с помощью партии власти.

В Петербурге муниципальный фильтр максимальный, 10%, что не позволяет выдвигаться никому из потенциальных кандидатов без согласия «Единой России».

Почему сейчас столько нарушений? И правда ли, что их много или только кажется из-за новостей?

Избирательные комиссии всеми силами пытаются помешать регистрации оппозиционных горожан. Делают они это очень явно и неумело, и все для того, чтобы кандидаты разных муниципалитетов не успели подать документы для выдвижения.

Нарушений и правда много, отличное тому подтверждение — инициатива главы ЦИК Эллы Памфиловой об отмене выборов. В городе ежедневно происходят нарушения в работе комиссий и ущемляются права кандидатов.

Такой наглости, кажется, не ожидал никто. 

Полицейские оцепили ИКМО Екатерингофский из-за «угрозы теракта»

Как узнать, в каком округе я проживаю, кто в нем выдвигается и где узнать больше информации о выдвиженцах?

Узнать свой округ можно на этом сайте. Информация о кандидатах на должность муниципального депутата размещена на сайте ЦИК. Там же можно посмотреть, к какому округу принадлежит каждый из выдвиженцев. 

Куда идти ать?

На свой избирательный участок. Найти его несложно — достаточно просто зайти на сайт ЦИК и вспомнить свой адрес прописки. 

Олеся Гаврилова

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Объясняем, как стать депутатом в Беларуси (сложно, но можно)

Освобожденная должность депутата это

Даже если вы довольно молоды, в Беларуси вы можете быть депутатом либо в местных Советах, либо в парламенте. Часто в парламенте оказываются люди, которые уже были депутатами местных советов. Но как вообще в это ввязаться? Рассказываем!

«Теперь все ясно!» — новый проект TUT.BY, в котором студент просто, как для друзей, объяснит «сложные» вопросы об устройстве нашего государства. Если не хотели слушать в школе, есть шанс пройти учебники еще раз с молодым парнем. Вы уже поняли, как важно разбираться во всем этом, чтобы понимать новости? Уверены, что да.

Другие материалы проекта «Теперь все ясно!»:

Понятным языком (наконец-то!) объясняем, как устроено наше государство

Выбираем новый парламент уже через пару месяцев: что об этом нужно знать

Чем занимаются местные Советы?

Местные советы — это парламенты областей, городов, поселков и сельсоветов. Они решают в основном хозяйственные вопросы: утверждают местные бюджеты, устанавливают местные налоги и сборы, определяют, по каким правилам исполкомы будут распоряжаться коммунальной (общей) собственностью. Также Советы имеют право назначать местные референдумы, но, как правило, они им не пользуются.

Изображение: giphy.com

Есть три уровня местных Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному уровню относятся советы в поселках, сельсоветах, городах районного подчинения (это города, где живут 6 тысяч жителей и больше, со школами, садиками, больницами).

Советы базового уровня находятся в районах и во всех областных городах, кроме Минска. Областной уровень — это Советы не городов и районов, а уже областей. У Минского городского Совета комбо: есть права и базового, и областного Совета.

Полномочия разных Советов тоже разные. Например, Советы первичного уровня только предлагают Советам базового уровня размеры отчислений и дотаций в свои бюджеты. Советы базового уровня утверждают планы развития районов, городов и других населенных пунктов.

Они устанавливают лимит долга исполкомов и Советов. Советы областного уровня следят за тем, чтобы бюджеты административно-территориальных единиц были сбалансированы. А, и еще советы базового и областного уровней могут присваивать звание почетного гражданина.

Как стать депутатом местного Совета?

Вы должны соответствовать всем этим пунктам:

  • быть гражданином Беларуси (или России, но тогда нужно постоянно жить в Беларуси),
  • отметить 18-летие,
  • жить или работать на территории Совета,
  • не иметь судимости по определенным статьям УК с наказанием «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

Выдвинуться кандидатом можно от политической партии, трудового коллектива или собрав подписи граждан. Количество подписей, которые нужны для регистрации, зависит от уровня Совета: 20 для первичного уровня, 75 — базового и 150 — областного.

Допустим, у меня получилось: я депутат. Что я могу сделать?

Самое интересное! Депутат местного совета совмещает свою деятельность с работой (учебой). Но на время работы депутата в избирательном округе или сессии Совета вы освобождаетесь от выполнения трудовых обязанностей. При этом вы все еще будете получать среднюю зарплату.

Изображение: giphy.com

Депутат обязан участвовать в работе сессий Совета. На сессиях депутат имеет право предлагать вопросы для рассмотрения Советом, обсуждать проблемы, оглашать обращения граждан. Депутат имеет право обращаться к председателю Совета, главе исполкома, в госорганы с предложением дать официальное разъяснение или изложить позицию по важнейшим проблемам.

Ваша работа будет заключаться в рассмотрении обращений граждан, встречах с избирателями, выступлениях с отчетом перед ними. Исполком выделит вам помещение для встречи с гражданами, известит их о дате, времени и месте. А еще даст транспорт и гостиницы, если депутату это нужно для осуществления полномочий.

Из бесполезного, но бонусного: вам дадут служебное удостоверение и нагрудный знак депутата Совета.

Как выглядит средний депутат?

Традиционно депутатами местных Советов становятся люди из руководства крупных предприятий, директора и завучи школ, деканы местных вузов, руководство исполкомов (кроме председателей: они не могут быть депутатами), секретари райкомов БРСМ.

Изображение: giphy.com

Например, из 57 членов Мингорсовета более половины — руководители крупных предприятий (например, «Коммунарки» и «Минскзеленстроя»), несколько главврачей, директоров школ и гимназий, два проректора минских вузов и даже телеведущий.

Чем занимается Палата представителей?

Палата представителей — это нижняя палата белорусского парламента. Здесь рассматривают проекты законов, ратифицируют международные договоры, утверждают республиканский бюджет и заслушивают отчет о его выполнении, назначают выборы президента, дают согласие на назначение премьер-министра.

Как стать депутатом Палаты представителей?

В Палате представителей 110 депутатов от каждого округа. Стать депутатом вы можете, если:

  • у вас белорусское гражданство,
  • вам уже исполнился 21 год,
  • постоянно живете в Беларуси.

Тема с судимостью по определенным статьям действует и здесь. Также депутатом нижней палаты не может быть член Совета Республики (верхней палаты), депутат местных Советов или судья. А еще — что выдвигать кандидата Палаты представителей могут политические партии, трудовые коллективы и граждане. Ну или можно совместить эти варианты (как-нибудь точно прокатит).

Вас могут не зарегистрировать кандидатом, если вы предоставили не все документы, у вас не хватает достоверных подписей или вы пользовались материальной помощью иностранных государств.

Какие права у депутата Палаты представителей?

Депутаты Палаты представителей, в отличие от коллег из местных Советов, работают на профессиональной основе. Это значит, что депутаты уходят с основной работы.

Парламентарии не могут иметь счета в иностранных банках, выполнять оплачиваемую работу, не связанную с парламентом. Правда, педагогическая, научная, культурная, творческая деятельность и медицинская практика не запрещены. Например, Ирина Дорофеева одновременно является и депутатом Палаты представителей, и совместителем на кафедре эстрадного искусства в БГУКИ.

Изображение: giphy.com

Парламентарии также участвуют в заседаниях, парламентских слушаниях, проверках госорганов, работают в постоянных комиссиях и межпарламентских органах.

Депутат Палаты представителей может вносить проекты законов и поправок к ним.

Парламентарии пользуются неприкосновенностью. Она распространяется на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, средства связи и на принадлежащие им документы.

Во время службы парламентарии могут быть задержаны лишь с предварительного согласия соответствующей палаты. Их не могут обыскивать и лично досматривать (кроме загадочных «случаев, предусмотренных законом»).

Уголовное дело в отношении парламентария рассматривается Верховным cудом.

Изображение: giphy.com

Проезд парламентария в транспорте оплачивается из бюджета. Им дают отсрочки от призыва на срок полномочий. Так что вот вам очередной лайфхак, как обойти «закон об отсрочках».

А есть что-то еще круче?

Формально да — Совет Республики. Но туда нереально попасть через выборы. Напомним, орган формируется так: 8 членов назначаются президентом (отбрасываем этот вариант сразу), еще по 8 членов избираются депутатами местных Советов от каждой области и Минска. Членов Совета республики называют сенаторами.

Изображение: giphy.com

Выдвигать кандидата могут президиумы местных Советов депутатов базового уровня (районы и города областного подчинения) и соответствующие исполкомы на совместном заседании.

Решение о выдвижении подписывают председатель Совета депутатов и глава исполкома. Далее это решение направляется в ЦИК.

Если ЦИК регистрирует кандидата, то в четырехдневный срок он публикует сообщение о регистрации в госСМИ.

Голосование проводится на специальном заседании. В нем принимают участие все депутаты Советов районов и городов областного подчинения.

Перед анием кандидаты представляют свои программы и пересказывают биографии. Избранным считается кандидат, получивший более половины депутатов, принявших участие в ании.

Выходит, чтобы попасть в Совет республики, скорее всего, придется пройти этап с местными Советами.

Членом Совета Республики вы не можете стать в юном возрасте. Условия такие:

  • быть гражданином Беларуси;
  • дорасти до 30 лет;
  • все еще не быть судимым, например, за коррупцию;
  • прожить не меньше 5 лет в Минске или в той области, от которой выдвигаетесь.

Какие будут полномочия и права?

Верхняя палата одобряет или отклоняет принятые нижней проекты законов, дает президенту согласие на назначение председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя ЦИК, генпрокурора, председателя Нацбанка, избирает шесть членов ЦИК и шесть судей Конституционного суда.

Права члена верхней палаты идентичны правам депутата Палаты представителей. Но сенатор может выбирать: работать только в парламенте или совмещать парламент с основной работой.

Член Совета Республики имеет право на запрос, вопрос, обращение. Запрос направляется членам правительства. Вопрос тоже задается правительству, но на специальном заседании. Обращение может быть направлено не только в правительство, но и в другие госорганы. Сенаторы могут лично участвовать в рассмотрении вопросов, которые они задали в обращении.

Как выглядит сенатор?

Средний возраст — 57 лет. Почти треть сенаторов — руководители крупных предприятий, значительная часть — деятели культуры и образования. Многие уже поработали в местных Советах, исполкомах, в правительстве. В верхней палате также часто заседают бывшие и действующие руководители государственных СМИ. Например, Геннадий Давыдько — бывший глава Белтелерадиокомпании.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.