Нормы испарения бензина при хранении

Содержание

Нормы испарения бензина при хранении

Нормы испарения бензина при хранении

Нормы технологических потерь нефтепродуктов классифицируются  по таким параметрам:

  • по климатическим зонам;
  • по сезонности, где различают два периода: осенне-зимний и весенне-летний;
  • по группам  нефтепродуктов и нефти-сырца;
  • по типам используемых резервуаров и способам хранения;
  • по методам перевалки.

Рассмотрим  нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении и перевалке по каждой группе.

Нормирование по климатическим зонам

Во времена  Советского  Союза на его территории выделяли пять таких климатических зон: от самой холодной, которая имела первый номер, до самой теплой, соответственно, с номером пять.

На территории современной России таких зон осталось три: холодная, умеренная и теплая.

В первую зону входят такие регионы нашей страны, как, например,  Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ,   Томская область и прочие районы с холодными климатическими условиями. Умеренными считаются такие российские регионы, как Поволжье, центральная часть России, юг Сибири и Дальнего Востока, Уральский регион и так далее.

К теплым зонам относятся южные области и республики нашей страны, такие, как Дагестан, Северная Осетия, Ставропольский и Краснодарский край,  Астраханская и Ростовская области и так далее.

 Зачем нужно такое разделение в аспекте рассматриваемого вопроса? Дело в том, что светлые виды нефтепродуктов по мере повышения температуры окружающей среды начинают испаряться более интенсивно, поэтому нормы потерь нефтепродуктов в теплых зонах выше, нежели в холодных.

Если рассматривать темные нефтяные фракции, то там ситуация обстоит с точностью до наоборот, поскольку показатель их вязкости и, соответственно, уровень прилипания растут с понижением температурных значений.

Поэтому показатели их естественных потерь в регионах, относящихся к теплым климатическим зонам, меньше, чем аналогичные значения в холодных зонах.

От этого и зависит значение норм технологических потерь нефтепродуктов в каждой отдельной зоне климата.

Критерий сезонности

Как было сказано выше, выделяют два сезона – осенне-зимний и весенне-летний. В разных сезонных периодах естественные потери нефти и нефтепродуктов нормируются  по-разному.

 Другое название выделяемых периодов – холодный и теплый.

Такие  временные промежутки разделяются  с помощью показателей среднесуточных температур:

  • отрицательные показатели – холодный (осенне-зимний) сезон;
  • температуры больше 0 градусов – теплый (весенне-летний).

Согласно установленным требованиям, дата начала и дата окончания каждого периода утверждается руководством каждого предприятии отдельно и зависит от того, в какой климатической зоне (см. выше) оно находится.

Например, в климатической зоне номер два (умеренной) весенне-летним, как правило,  считается временной период с начала апреля до конца октября.

Необходимость такого деления  вызвана той же причиной, что и деление на зоны климата.

У светлых дистиллятов (бензин, дизтопливо и так далее) с повышением температуры увеличивается интенсивность испарительных процессов, вследствие чего нормы их  естественной убыли в осеннее-зимний сезон меньше, чем в весенне-летний. С темными фракциями нефтепродуктов ситуация обратная – в холодный период потери возрастают, а значит, их нормы выше, чем для теплого сезона.

Классификация по группам нефти и продуктов её переработки

Ещё одним классификационным критерием для норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении и других операциях  являются их группы, в которые входят различные виды нефтей и нефтяных фракций.

Всего выделяют восемь таких групп:

№Полезная информация
1первая группа – это автомобильные бензины
2вторая – технические (нефрасы) и авиационные виды бензинов, а также вакуумное масло марки ВМ-3
3третья – керосин, применяемый в технических целях, нефтяной сольвент, нефтяные виды толуола и ксилола, вакуумное масло марки  ВМ-6
4четвертая группа – это арктическое и зимнее дизельное топливо и осветительный керосин
5к пятой группе относятся: любое дизельное топливо, кроме зимнего и арктического и бытовое печное топливо
6шестая – все марки мазутов, жидкие нефтяные битумы и все марки смазочных масел
7седьмая – твердые виды битумов, все остальные марки смазок и паст и другие виды твердых нефтепродуктов
8в восьмую группу включены все виды нефтей

Необходимость такой классификации вызвана тем, что разные нефтяные вещества имеют разные физико-химические свойства, поэтому их потери нормируются отдельно. Группы с первой по четвертую – это светлые нефтепродукты.

Типы используемых резервуаров, учитываемые при определении  норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении

Поскольку как испарение, так и смачивание зависит от вида применяемого резервуара, убыль светлых нефтепродуктов нормируется в зависимости от типа используемой при их хранении ёмкости.

Различают следующие типы резервуаров:

  • наземные стальные с понтоном;
  • наземные стальные без понтона, объем которых не превышает 400 кубометров;
  • наземные стальные без понтона, объем которых находится в пределах от 400 до 1000 кубометров;
  • тот же тип резервуара, но с объемом от одной до двух тысяч кубометров;
  • тоже самое, но с объемом больше двух тысяч кубов;
  • заглубленные стальные резервуары.

Наибольшее распространение на данный момент получили стальные резервуары наземного расположения, оборудованные понтонами.

Критерий способа перевалки

Естественная убыль нефтепродуктов при приеме, перевалке, отгрузке  и транспортировании нормируется, как правило, по видам используемого транспорта:

  • трубопроводный;
  • железнодорожный;
  • водный;
  • автомобильный.

Газовик – Нормы естественной убыли нефтепродуктов на АЗС

Нормы испарения бензина при хранении

Потери нефтепродуктов на автозаправочных станциях и нефтескладах исчисляют по «Нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приемке, отпуске, хранении и транспортировке», утвержденным Госснабом СССР от 28 марта 1986 г. № 40. Применение норм обязательно для всех организаций и предприятий. Эти нормы потерь установлены в зависимости от группы нефтепродуктов, сезона года, климатических условий и типа резервуара.

Нефтепродукты в зависимости от физико-химических свойств, обусловливающих их естественную убыль, распределены по восьми группам (табл.1).

Календарный год делится на два периода: осенне-зимний (с I октября по 31 марта включительно) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября включительно). Для применения норм в зависимости от климатических условий территория СНГ разделена на пять климатических зон (табл. 4).

Нормы естественной убыли являются предельно допустимыми и применяются только в случаях фактической недостачи нефтепродуктов.

Таблица 1

Распределение нефтепродуктов по группам

Группа Наименование нефтепродукта
1
Бензин автомобильный, ГОСТ 2084-77
Бензин автомобильный, АИ-96 «Экстра», ОСТ 38019-75
2
Бензин-растворитель, ГОСТ 443-76
Бензин авиационный, ГОСТ 1012-72
Масло вакуумное ВМ-3
Топливо для реактивных двигателей Т-2, ГОСТ 10227-86
Бензин авиационный, ГОСТ 3134-78
3
Бензин-растворитель, ГОСТ 3134-78
Масло вакуумное БМ-6
Топливо для реактивных двигателей (кроме Т-2), ГОСТ 10227-86
Топливо РТ для реактивных двигателей
Керосин для технических целей
4
Этилбензол технический, ГОСТ 9385-77
Керосин осветительный
Топливо дизельное «Зимнее» и «Арктическое», ГОСТ 305-82
5
Масло АМГ-10 (МГ-15В), ГОСТ 6794-75
Топливо дизельное кроме «Зимнего» и «Арктического», ГОСТ 305-83
Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей, ГОСТ 1667-68
Топливо нефтяное для газотурбинных установок, ГОСТ 10433-75
Топливо печное бытовое ТПБ, ТУ 38 101656-76
Топливо дизельное экспортное, ТУ 38 001162-73
6
Мазуты всех марок
Масла смазочные всех марок
Битумы нефтяные жидкие
Прочие нефтепродукты
7
Смазки всех марок
Битумы твердые
Пасты разные
Церезин
Разные твердые нефтепродукты
8
Нефти разные

Таблица 2

Мероприятия по предотвращению и сокращению потерь нефтепродуктов на АЗС

Источники и причины потерь нефтепродуктов Мероприятия
Испарение нефтепродуктов из резервуаров в результате больших и малых «дыханий»
Газовая обвязка резервуаров в общую дыхательную систему.
Использование дыхательных клапанов повышен­ного давления. Сокращение продолжительности и частоты сливов топлива за счет параллельного слива по нескольким шлангам из большегрузных автоцистерн.
Увеличение среднего коэффициента заполненности резервуаров.
Применение системы улавливания и конденсации паров бензина, вытесняемых из резервуаров при сливе.
Потери нефтепродуктов при сливе из автоцистерн в резервуары АЗС
Применение совершенных герметических соединительных устройств.
Устройство металлических сливных колодцев над резервуарами.
Систематический контроль исправности сливного рукава и его соединений.
Применение индикатора полного слива из автоцистерны.
Потери при заправке автотранспорта
Использование автоматически перекрывающихся заправочных кранов.
Визуальный контроль оператором мест заправки.
Использование колонок переменной произво­дительности.
Утечки нефтепродуктов из резервуаров и трубопроводов в результате нарушения их герметичности
Своевременнее и качественное выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию.
Применение вертикальных резервуаров, установленных в железобетонных колодцах. Применение управляемых, верхних приемных клапанов на всасывающем, трубопроводе.
Проливы и утечки при техническом обслуживании и ремонте оборудования
Использование специального инструмента и оснастки при работе по ТО и ТР. Устройство специальных площадок для установки автоцистерн при сливе.
Неполный слив нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары A3С
Контроль исправности дыхательных клапанов и фильтров сливных устройств. Применение специальных индикаторов слива.

Таблица 3

Сроки хранения нефтепродуктов (лет), установленные с учетом образования фактических смол и нестабильности тетраэтилсвинца

НефтепродуктСпособ храненияКлиматическая зонаСевернаяСредняяЮжная
АвтобензиныВ наземных резервуарах1,51,51
Дизельное топливо
В подземных резервуарах221,5
В любых резервуарах666
МаслаВ любых резервуарах443

Таблица 4

Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приёме, хранении, отпуске на автозаправочных станциях и пунктах заправки (кг/т) принятого количества (Постановление Госснаба СССР от 24.03.1986 г.)

Тип резервуара Гр. нефтепродуктов Климатические зоны и периоды1 2 3 4 5 ос.-зим. вес.-летн. ос.-зим. вес.-летн. ос.-зим. вес.-летн. ос.-зим. вес.-летн. ос.-зим. вес.-летн.
Наземные стальные
10,380,600,540,990,721,050,741,250,81,16
50,020,020,030,030,030,030,030,030,030,03
60,120,120,120,120,120,120,120,120,120,12
Наземные стальные с понтоном10,150,300,270,400,400,560,410,620,450,63
Заглубленные
10,230,300,360,400,480,560,490,680,560,70
50,010,020,010,020,020,020,020,020,020,02
60,120,120,120,120,120,120,120,120,120,12

Примечания: 1) нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, принимаемые и сдаваемые по счёту (фасованная продукция); 2) в нормы естественной убыли не включены потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткойрезервуаров, трубопроводов, всё виды аварийных потерь, а также потери при внутрискладских перекачках; 3) нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактических недостач. Списание нефтепродуктов в пределах естественной убыли до установления факта недостачи запрещается; 4) Тюменская область – 2 зона, Ханты-Мансийский АО – 1 зона.

Таблица 5

Зависимость месячных потерь бензина от числа циклов сливо-наливных операций, т

Вместимость резервуара, м3 Число сливо-наливных операций в месяц10 20 30 40
500,18/0,30,35/0,60,55/0,91,1/1,8
1000,35/0,60,7/1,21,1/1,82,8/3,6
1500,5/0,91,0/1,81,5/2,73,0/5,4
2000,7/1,11,4/2,22,1/3,32,8/6,6
2500,85/1,41,7/2,82,6/4,25,2/8,4

Примечания: 1) потери определены из условия содержания в 1 м3 паровоздушной смеси резервуара, зимой – 0,35 кг, летом – 0,56 кг паров бензиновых; 2) в числителе показаны потери в зимнем периоде, в знаменателе – в летнем.

Вернуться к списку статей

Нормы потерь нефтепродуктов: виды потерь на нефтебазах – Нефть

Нормы испарения бензина при хранении

23.10.2021

Испарение – одно из негативных качеств нефти и продуктов из нее. Во избежание потерь объема ценного ресурса при устройстве нефтебазы уделяют самое пристальное внимание резервуарам для нефти. Почему? Потому что на них приходится самый большой объем потерь испаряемого материала на всем пути его следования.

Виды потерь

Кроме естественного испарения, существуют и другие виды потерь нефтепродуктов. В зависимости от природы происхождения (причин потерь) их делят на 2 вида.

  1. Эксплуатационные. Связаны с человеческим фактором (небрежность, ошибки персонала, занятого наливом и откачкой) или техническим несовершенством применяемой системы трубопровода. Пример: способ налива бензина для АЗС под уровнем или открытый (во втором случае процент потери будет значительно выше).
  2. Аварийные потери нефтепродуктов возникают вследствие стихийных бедствий, износа резервуарного парка (уменьшения прочности резервуаров), нарушения правил эксплуатации тары для хранения и транспортировки, повреждений трубопровода, цистерн, подключенного оборудования или применяемого транспорта. Условия предупреждения:
    • строгое соблюдение правил выполнения работы по забору на хранение, отливам, перекачке нефтепродукта на нефтебазах, АЗС, перерабатывающих заводах, промыслах;
    • своевременная проверка состояния резервуаров и других объектов системы;
    • регулярная подготовка нефтебаз (АЗС) к весеннему паводку и другим сезонным явлениям;
    • ремонт (плановый, внеплановый) применяемого оборудования и систем трубопровода;
    • следование правилам и техническим инструкциям пользования резервуаров для нефтепродуктов, транспорта для перевозки нефти, трубопроводов.

Классификация эксплуатационных потерь

Эксплуатационные потери нефтепродукта, в свою очередь, делятся на 3 подкласса – количественные/качественные/качественно-количественные. Первые составляют негативные последствия разлива либо утечки.

  1. Разлив – частое негативное следствие переполнения тары для хранения нефти, обычно происходит при отпуске. Причиной разлива может стать как нарушение правил заполнения цистерн, так и выход из строя устройств для налива и слива, контрольных приборов фиксации заполняемого объема.
  2. Утечка – потеря нефтепродуктов при разгерметизации резервуара, корпуса насосной техники, секций трубопровода и т. д.

Качественные возникают в результате смешивания сортов ресурса в одном резервуаре. Сюда же относится обводнение, окисление и загрязнение примесями (образуются в виде отложений после испарения на стенках сосудов или труб).

Причины качественных потерь – нарушение регламента зачистки резервуаров при переходе на другой тип ресурса, частая смена сортов пропускаемой через парк продукции, отсутствие программы качественной подготовки трубопровода для перекачки разных типов материала.

Если говорить коротко, то наиболее частая причина качественных потерь нефтепродуктов при хранении – нарушение условий последовательной транспортировки среды при эксплуатации трубопровода.

Еще один фактор – контакт с кислородом, окислителями. Здесь же повышение температуры ресурса. Возникает вследствие нарушений технологии перекачки или транспортировки. Приводит к окислительной реакции активной части материала (так образуются осадки, смолы, другие отложения).

Качественно-количественные потери нефтепродуктов и нефти при хранении – это фактическое снижение объема ресурса в резервуаре при одновременном ухудшении его качественных показателей. Причиной такого результата часто является испарение под влиянием света, температуры, реакций с кислородом.

Скорость испарения для разных продуктов может отличаться (формируя одну из важных характеристик – испаряемость продукта). Чем она выше, тем большими будут качественно-количественные потери (тем ниже итоговое качество поставляемого на АЗС или нефтебазу материала).

Испарение

Испаряемость легких фракций углеводородов (или сокращенно ЛФУ) во время их хранения является одной из важных характеристик, задающих условия перекачки, залива, слива, хранения и транспортировки.

ЛФУ являются главной причиной загрязнения окружения в результате потерь нефтепродуктов от испарения.

Согласно данным статистов, в год на одних только АЗС из-за высокой испаряемости ЛФУ теряется более 100 000 тонн бензина.

Собственно, испарение обусловлено специфическими процессами – так называемыми дыханиями резервуара, которые делятся на 2 вида (большое и малое).

  • «Малое дыхание» резервуара – процесс, вызываемый перепадами температуры корпуса – внешней и внутренней. Более всего ему подвержены наземные резервуары. При повышении температуры окружения нагреваются стенки сосуда – тепло передается внутрь и происходит активное испарение летучих составов. Чем выше летучесть, тем быстрее испаряется среда. При этом давление смеси внутри емкости повышается, что запускает регулирующий (дыхательный) клапан. Тот стравливает лишнее давление наружу. Со снижением температуры в темное время суток начинается обратный процесс – температура нефтебазы снаружи падает, внутри емкости формируется недостаток давления (образуется вакуум) и открывается впускной клапан (уже для нагнетания давления).
  • «Большое дыхание» – процесс вытеснения воздуха из резервуара и его попадания в емкость. На «вдохе» пространство резервуара заполняется воздухом из окружения по мере откачки нефтепродукта на АЗС или нефтебазе. На «выдохе» происходит обратная реакция – ресурс заливается в сосуд, постепенно вытесняя паровоздушную смесь в окружающую среду. Объем вытесненного газа при этом примерно равен объему поступающей субстанции. Качественные и количественные потери нефти и нефтепродуктов, формируемые данным процессом, зависят от климатических условий эксплуатации резервуара и частоты проводимых циклов залива-откачки.

Уменьшение потерь нефтепродуктов из-за «дыхания» резервуара

Самый эффективный способ снижения потерь нефтепродукта – использование конструкций подземного размещения (подземных резервуаров). По сравнению с наземным оборудованием, они в гораздо меньшей степени подвергаются воздействию температур, что обеспечивает сокращение теряемого объема («малое дыхание») в 8–10 раз.

Для снижения влияния фактора перепада температур в наземном сосуде следует применять изоляционные покрытия – алюминиевую покраску со слоем эмали. Эффективность теплоизоляции емкости увеличивается на 30–60% при одновременном покрытии поверхности крышки резервуара изнутри и снаружи.

Базовые условия сокращения потерь нефтепродуктов из-за «дыхания» резервуара:

  • Хранение летучих составов в конструкциях с понтоном (плавающей крышей).
  • Максимальное рекомендованное заполнение тары на каждом цикле.
  • Использование тары большой вместительности (практика показала, что в больших резервуарах проценты потерь сокращаются, потому специалисты рекомендуют хранить нефтепродукты в самых вместительных сосудах типоразмерного каталога).
  • Использование диска-отражателя для изменения направления поступающего воздуха на горизонтальное.
  • Устройство газовой обвязки (для резервуарной группы, предназначенной для одного нефтепродукта).

Значительно снижает технологические потери нефтепродуктов из-за «малого дыхания» окраска емкости в светлый тон. Многие современные предприятия добиваются хороших результатов в борьбе с потерями, используя оборудование для конденсации (искусственное охлаждение и поглощение газов сорбентами).

Источник:

Современные проблемы и перспективные направления обеспечения достоверного учета нефтепродуктов

Вопросы учёта и экономии энергетических ресурсов — нефти, нефтепродуктов, газа, тепловой и электрической энергии — являются во многом определяющими для нашей страны, особенно с учётом того, что энергоёмкость российской промышленности существенно превосходит аналогичный показатель развитых зарубежных стран. Процесс энергосбережения будет эффективен только при фактическом учёте энергоресурсов, обеспечить который могут только достоверные измерения при условии их единообразия.

В этих условиях учёт — это необходимое средство для защиты интересов Государства, интересов Потребителя, и защиты права собственников — права на цивилизованную форму разрешения споров о количестве нефтепродуктов при товарных операциях, т.е. на арбитраж.

С точки зрения интересов нефтяной Компании, по нашему мнению, учёт должен удовлетворять двум главным требованиям. Учёт должен обеспечить:

  • «прозрачность» потока нефтепродуктов для себя, с целью оптимизации управления;
  • защиту от законных претензий партнёров по рынку, потребителей и контрольных органов всех уровней.

Учёт и арбитраж базируются на наличии:

  • средств измерений, имеющих нормативную погрешность не только при выпуске с производства, но и в процессе эксплуатации;
  • нормативных документов, которые регламентируют нормы погрешности средств измерений, методики поверки средств измерений, нормы погрешности самих измерений и процедуры измерений (МИ), понятные правила принятия решений о недостачах и излишках;
  • достоверных нормативов технологических потерь нефтепродуктов и потерь от естественной убыли и правил их применения при учётных операциях.

Критерием оценки достоверности учётных операций с нефтепродуктами на НПЗ, нефтебазах и АЗС служит величина небаланса по результатам инвентаризации за месяц.   

Достаточным условием сведения баланса, как правило, является выражение:

     (1)

где: ∆М – фактическая величина небаланса по результатам инвентаризации;∆mдоп – допустимое расхождение между массой книжных остатков нефтепродуктов (остатков по бухгалтерскому учету) МКН и измеренной массой остатков в резервуаре МР на момент сведения материального баланса, кг, определяемое по формуле:

    (2)

где — относительная погрешность измерения массы остатка нефтепродукта в резервуаре, %, определяемая по ГОСТР 8.595-2004г.

Масса книжного остатка нефтепродуктов МКН на момент сведения баланса по нефтепродуктам рассчитывается по формуле:

     (3)

где:  MОНП — масса остатка нефтепродукта на начало периода сведения баланса, кг;М ПР — масса нефтепродукта, поступившего за период сведения баланса, кг;М о — масса нефтепродукта, реализованного за период сведения баланса, кг;

М ПР ТП — масса технологических потерь и естественной убыли нефтепродукта, начисленная в течение периода, за который сводится материальный баланс, кг.

Практика показывает, что фактическая величина небаланса может превышать 10%.

Основными факторами, влияющими на величину небаланса, как показывает анализ выражений 1-3 и подтверждает практика, являются величина погрешности измерений массы при приёме, отпуске и снятии остатков в резервуарах, расчет суммарной погрешности по формуле ГОСТ ГОСТР 8.595-2004г. и достоверность нормативов технологических потерь нефтепродуктов, а так же правильность их применения.

Подходы к оценке погрешности при сведении материального баланса будут представлены на нашем сайте в следующих статьях.

На вопросах нормирования и применения технологических потерь необходимо остановиться более глубоко, поскольку данный аспект является новым для нефтебаз и АЗС после выхода приказов Минэнерго от 13 августа 2009 года №364 и от 1 ноября 2010 года №527/236  об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении и перевозке.

Источник:

ПОИСК

Таблица 2 Потери нефти и нефтепродуктов при хранении на НПЗ

    I. Предельные нормы потерь нефти и нефтепродуктов при хранении,, приёме и отпуске устанавливаются в зависимости от сорта нефтепродуктов и нефти, времени года н климатических зон. [c.56]

    Потери нефтепродуктов при хранении в резервуарах (см. таблицу 3). [c.8]

    Рассмотрим возможные реальные потери нефтепродуктов при хранении и применении и связанное с этим изменение качества. Потери топлив при перекачке, выдаче, хранении, транспортировании и применении происходят при утечках, разливах, а также в результате процессов испарения и загрязнения.

Основная часть нефтепродуктов, особенно легких, теряется в результате процессов испарения. При сливе-наливе нефтепродуктов паровоздушная смесь вытесняется из резервуара в окружаюш ую атмосферу и безвозвратно теряется. Потери при этом достигают у бензинов 0,7, у реактивных и дизельных топлив — 0,18 %.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.