Налоговая проверка кассового аппарата

Содержание

Как узнать, ждет ли вас кассовая проверка

Налоговая проверка кассового аппарата

Перед кассовой реформой много говорилось о том, что ее проведение позволит сократить количество проверок бизнеса. Однако новая редакция закона 54-ФЗ ввела дополнительные полномочия инспекторов в этой части. Как же обстоят дела с проверками на практике? Об этом рассказала Куковская Юлия Александровна, советник государственной гражданской службы 2-го класса.

Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

  1. Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

  2. Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

  3. Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

  4. Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

  5. Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты.

В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают.

Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники.

Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта.

Существует приказ ФНС от 29 мая 2021 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ.

В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется.

Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники.

Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика.

Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска.

Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

  1. Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

  2. В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

  3. Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

  4. Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы.

Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки.

В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

  • проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;
  • проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

Рекомендуем познакомиться с ответами на вопросы о вычете по ККТ для предпринимателей.

Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией

Налоговая проверка кассового аппарата

Надзор в сфере применения ККТ

Проверка применения ККМ

Проверка документов на ККТ

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Оформление результата проверки

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Надзор в сфере применения ККТ 

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений. 

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ.

При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.

2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ 

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам. 

Обратите внимание! Срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 5 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Далее расскажем о последних двух процедурах более подробно. 

Проверка документов на ККТ 

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей. 

Перечень приведен в п. 34 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов. 

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям 

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации. 

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

https://www.youtube.com/watch?v=_upQdDWUEAo

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ 

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности. 

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов 

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке. 

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства.

В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки 

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении. 

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ 

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц. 

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц. 

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье «Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2021 году?».

*** 

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ.

Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов.

В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Торгуете без онлайн-кассы? Как об этом узнает налоговая

Налоговая проверка кассового аппарата

Каким рискам подвергают себя предприниматели, которые до сих пор торгуют без кассы, и можно ли избежать санкций за неприменение ККТ?

Покупатели на стороне налоговой   

Одна из целей Закона № 54-ФЗ прописана прямо в его тексте — это защита интересов граждан, организаций, прав потребителей. У покупателей есть инструмент для охраны своих прав — это бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android, в Play Маркете его скачали уже 100 000 раз.

С помощью приложения потребитель может проверить, отправлен ли чек в ФНС, и сообщить в госорганы о нарушении. Проверить чек можно двумя способами:

  • вручную ввести дату и время покупки, тип операции, номер и сумму чека, номер ФН, фискальный признак документа;
  • отсканировать QR-код на чеке, и проверка произойдет автоматически.

Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что граждане проверили легальность уже 30 млн чеков, сфера потребления становится все более прозрачной в том числе благодаря гражданскому контролю. «Организация контрольных мероприятий только силами налоговой администрации не обеспечит такой масштаб проверок», — цитирует Мишустина агентство «Интерфакс».

Эксперт сервиса Контур.ОФД Олеся Москалева подтверждает, что часть проверок налоговая проводит именно с подачи самих покупателей: «Со стороны налоговой стало больше проверок исполнения 54-ФЗ.

К нам как оператору фискальных данных приходят запросы такого типа: в связи с камеральной проверкой деклараций или контрольными мероприятиями в отношении налогоплательщика, в связи с административным расследованием, в связи с проведением контроля и надзора по сигналу о некорректности данных чека, поступившему через мобильное приложение ФНС России. Можно сделать вывод, что потребители тоже активно защищают свои интересы, и гражданский контроль действительно работает».

Фнс ищет нарушителей

Помимо гражданского контроля у налоговой есть другие способы следить за соблюдением 54-ФЗ:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;  
  • наблюдение за использованием ККТ, в том числе удаленно;
  • контрольные закупки;
  • проверка правильности учета денег при расчетах через ККТ.

На своем сайте ФНС регулярно публикует итоги кассовых проверок. Например, в семи из десяти рязанских кафе и ресторанов посетителям выдавали пречеки, а не кассовые чеки. Пречеки с суммой заказа печатает чековый принтер, который не является онлайн-кассой, таким образом, налоговая не получила достоверные сведения о расчетах и имеет право наказать нарушителей.

Также известны итоги 155 проверок в Башкортостане, и в 100% случаев выявилось, что компании-продавцы либо не выбивали кассовый чек, либо торговали без онлайн-кассы. ФНС подчеркнула, что большинство нарушений было обнаружено благодаря потребителям, которые проявили «сознательную гражданскую позицию» и сообщили о правонарушениях продавцов в налоговые органы.

ФНС интересуют не только кассы, но и наличие наемных сотрудников у ИП. Напомним, что предприниматели на ЕНВД и ПСН без работников на трудовом договоре могут не применять онлайн-кассы до 1 июля 2021 года.

Чтобы получить отсрочку на год, ИП увольняют сотрудников или переводят их с трудового договора на гражданско-правовой. Налоговая уже начала выявлять такие случаи.

Например, в торговом центре Мурома четверых предпринимателей обязали правильно оформить отношения с работниками, а следовательно, начать применять онлайн-кассу согласно 54-ФЗ.

Как ФНС наказывает за отсутствие кассы и чека

За неприменение кассы минимальный размер штрафа для ИП составляет 10 000 руб., а для юрлица — 30 000 руб. Размер штрафа зависит от количества денег, которые нарушитель получил от клиента «мимо кассы». ИП придется выплатить от ¼ этой суммы, юрлицу — от ¾. При неоднократных нарушениях торговлю могут приостановить на срок до 90 суток (п. 2 и п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

За невыдачу кассового чека налоговая вынесет предупреждение или выпишет штраф: для ИП — 2000 руб., для юрлица — 10 000 руб. (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Всего в упомянутой статье административного кодекса перечислены санкции за 15 типов нарушений торговыми организациями, операторами фискальных данных, производителями ККТ.  

Можно ли избежать штрафа за неприменение ККТ

Если добровольно сообщить в ФНС, что не применили кассу, санкций можно избежать (примечание к ч. 15 ст. 14.5 КоАП РФ), но последнее слово всегда за налоговой. Условия «амнистии» следующие:

1. Вы устранили нарушение самостоятельно до того, как налоговая его обнаружила.

2. Эпизод относится к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • пункт 2 – о неприменении ККТ;
  • пункт 4 – об ошибках при использовании либо регистрации кассы;
  • пункт 6 – о ненаправлении покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности.

3. Нарушение нельзя назвать многократным.

4. Представленной в налоговую информации достаточно для фиксации факта нарушения.

Чтобы устранить нарушение, приобретите и подключите кассу. Далее сформируйте на кассе чек коррекции, в котором будут отражены все проведенные без кассы расчеты. Затем сообщите в налоговую о том, что создали такой чек.   

Если бизнесмен обязан был подключить кассу к 1 июля 2021 года и не сделал этого, он уже потерял право на налоговый вычет. Если продолжать работать без кассы, за руку может поймать не только ФНС, но и любой покупатель. Чем дольше предприниматель работает без кассы, тем выше становится сумма возможного штрафа, ведь он рассчитывается исходя из неучтенной в кассе выручки.

Подключите онлайн-кассу в комплекте с сервисом Контур.ОФД, кассовой программой и сервисом для учета товаров Контур.Маркет! При заказе комплекта вы получаете в подарок еще 3 месяца использования обоих сервисов.

Заказать комплект

Ооо пкф импульс

Налоговая проверка кассового аппарата

По наблюдениям и общению с нашими клиентами как таковых проверок кассовых аппаратов от ФНС до осени 2021 года не было. Налоговые инспекторы обходили зарегистрированных предпринимателей и проверяли наличие кассы нового образца.

Если она не обнаруживалась – просили в срочном порядке установить. Однако ситуация может легко изменится. Когда Правительство даст ИФНС команду на жёсткие, но законные меры, у предпринимателей не будет шанса уйти от штрафа.

Читайте о том, за что представители налоговой будут штрафовать, помимо непробитых чеков.

Важно. Большинство конкретных проверок компании и ИП основаны на жалобах покупателей (или конкурентов).

Работа без онлайн-кассы

Если организации или ИП нет в списке освобождённых от применения онлайн-кассы, то работать без неё самый простой способ нарваться на штраф.

Не важно установлен ли кассовый аппарат на торговой точке или нет, не выдача чека или занижение суммы приравнивается к его отсутствию. Наличие банковского терминала не означает возможности принимать деньги без ККТ, а скорее наоборот.

Если касса и терминал не совмещены, то нужно выдавать два чека – кассовый и банковский.

Чеки без обязательных реквизитов и с ошибками

Одним из основных требований ФЗ-54 является наличие в кассовом чеке ряда реквизитов ( п. 1 ст. 4.7 закона №54-ФЗ). К обязательным относятся: название документа, налоговая система, название фирмы, ИНН, фамилия кассира, QR-код и несколько других.

Интересно, что обнаружить такое нарушение инспектор может и без личного присутствия. Достаточно получить сведения из ОФД в режиме онлайн. Реквизиты вносятся на стадии регистрации кассы, а меняются по мере необходимости.

Не отправка копии чека в электронном виде

Если покупатель попросил отправить ему копию чека в электронном виде на телефон или e-mail, то сделать это нужно! Однако клиент должен обратиться к кассиру до момента расчёта ( п. 1 ст. 1.2 закона №54-ФЗ).

Электронная копия чека может быть представлена в двух видах: смс и/или электронное письмо. В обоих случаях требуются некоторые технические возможности. Причём при их отсутствии на электронную почту чек можно не отправлять, так как не все кассы поддерживают символы, входящие в название адреса. А вот для отсылки смс потребуется помощь ОФД. Обычно эта опция платная и подключается по запросу.

Указанное место установки кассы не совпадает с фактическим

В случае приёма денежных средств в месте не являющимся местом установки ККТ, тоже можно нарваться на штраф. Такие прецеденты уже случались. Для использования онлайн-кассы для выдачи чека на месте нахождения клиента, нужно это указать при регистрации.

ФИО кассира не указано в чеке или не совпадает

Всё идёт к тому, что кассир должен быть трудоустроен официально и за него должны выплачиваться взносы и НДФЛ. Проверяющие будут сравнивать ФИО продавца с указанным в чеке.

Не исключено, что проверка на официальное трудоустройство будет производится автоматически, так как добавится новый реквизит – ИНН кассира. Нюансов и вопросов здесь появится не мало.

Например, что делать, если работник на испытательном сроке или большая текучка кадров? Неужели придётся каждый раз перепрограммировать кассу?

Важно. При несоблюдении вышеуказанных требований, вероятнее всего придётся заплатить два штрафа – от ФНС за неправильный реквизит, а от Трудовой Инспекции за неоформленного работника ( п. 4 ст. 5.27 КоАП. Штраф — от 5 до 10 тысяч рублей).

Неоформленные сотрудники

Чтобы немного отложить необходимость купить онлайн-кассу предприниматели на патенте и ЕНВД хитрят с наличием персонала. Они не заключают трудового договора, а за онлайн-кассой якобы стоят самостоятельно.

Важно. Родственные связи не освобождают от оформления трудового договора. Муж/жена, родители, братья и сёстры должны быть официально трудоустроены.

Выявляется это нарушение в ходе оперативных проверок и контрольных закупок.

Как избежать штрафов от ФНС

  • Делайте чеки коррекции. На каждую неправильную операцию с пробитием оформляйте чеки коррекции (письмо ФНС от 07.12.2021 №ЕД-4-20/24899).
  • Заявите о нарушении. Если вы предупредите ФНС об ошибке в работе с ККТ и приложите необходимые документы, то вероятно штрафа не будет. Лучше такие заявления отправлять в почтовом конверте или отдавать личным присутствием в инспекции.
  • Попросите заменить штраф предупреждением. Попробуйте написать в инспекцию ходатайство на замену полученного штрафа предупреждением ( п. 1 ст. 4.1.1. КоАП). Это может быть действенно, если проступок был первичным.
  • Можно судиться. В случае несогласия со штрафом можно пойти в суд, где попытаться отменить штраф совсем или попросить заменить его предупреждением.

Теперь вы знаете, что если налоговая проверка кассового аппарата привела к штрафу, можно попытаться его заменить на более мягкие меры ФНС.  

Возврат к списку

Что проверяет налоговая по ККТ?

Налоговая проверка кассового аппарата

Вопросы применения контрольно-кассовой техники регулирует Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003.

В нем сказано, что проверкой применения ККТ занимается исключительно налоговая инспекция, руководствуясь административным регламентом (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132Н).

Причем порядок процедуры не попадает ни под один закон, так что налоговые инспекторы могут наведываться без предупреждения хоть каждую неделю.

Полезно знать, что у налоговиков должно быть правильно оформленное поручение на проведение проверки. В противном случае их действия можно обжаловать.

 Что будут проверять инспекторы?

  • Пробивает ли продавец кассовые чеки, правильно ли они заполнены, все ли обязательные реквизиты указаны.

    Если есть безналичные поступления от физических лиц за товары, работы или услуги, инспектор сверит выписку по расчетному счету с суммами, которые прошли по контрольно-кассовому аппарату. О привлечении к административной ответственности сказано в ст. 14.5 КоАП.

Как правило, инспекторы приходят под видом покупателей. Отсутствие у вас чека является правонарушением, но есть нюансы, зная которые, продавец может отстоять свои права.

За что чаще всего штрафуют?

Неприменение ККТ — самая «доходная» статья бюджета. Раньше такой штраф составлял 30–40 тыс. рублей, теперь его размер зависит от того, на какую сумму не применена контрольно-кассовая техника.

Пример : клиент перечислил деньги за машину на расчетный счет автосалона, который не применяет ККТ. Если стоимость автомобиля 1 млн рублей, штраф составит от 750 тыс. до 1 млн рублей.

При повторном правонарушении должностных лиц ждет дисквалификация на срок до двух лет и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 Если продавец применяет ККТ и правильно пробивает чеки, можно не волноваться о штрафах?

Недостаточно правильно пробивать чеки. В ч. 4 ст. 14.5 КоАП сказано, что к ответственности будут привлечены и организации, которые применяют не соответствующую требованиям или неверно зарегистрированную кассовую технику.

Штраф положен также за не предоставление информации в срок по запросу налоговой инспекции, не направление покупателю чека в электронном виде, невыдачу бумажного экземпляра чека.

 Как же избежать штрафов?

Внимательно изучите примечание к ст.14.5 КоАП и Письмо ФНС от 06.08.2021 № ЕД-4-20/15240@, в котором ведомство дает разъяснения, как освободить себя от штрафа за неприменение ККТ.

Обязательные реквизиты кассовых чеков. Чеки от подотчетных лиц

 Основной документ при работе с онлайн-кассой — чек. Это доказательство совершения сделки между продавцом и покупателем. Поэтому законодательство предъявляет столь серьезные требования к кассовой дисциплине. Что должно быть указано в кассовом чеке?

К обязательным реквизитам чека относятся адрес осуществления расчетов, наименования товаров, работ услуг, номер чека, дата и время, когда он выдан, система налогообложения, фамилия и должность лица, получающего деньги. Важно не забыть про QR-код. Если торгуете через интернет, укажите сайт.

На первый взгляд все кажется просто, но есть тонкости, которые важно знать, чтобы не допустить нарушения.

Например, если касса располагается в помещении, необходимо указать адрес, но не все знают, что помимо города и улицы должен быть еще и индекс.

Другой пример: продавец, пробивший чек с наименованием товара «Хлебобулочные изделия», при проверке будет оштрафован на 10 тыс. рублей.

Правильно указывать конкретный товар: «Плюшка Московская», «Хлеб Дарницкий» и пр. И таких нюансов много.

Новые реквизиты кассового чека, которые нужны при расчетах между двумя юридическими лицами или юрлицом и ИП.

С 1 июля 2021 года в чеке помимо перечисленных реквизитов при покупке за наличный расчет или с помощью карт представителями организаций должны быть указаны дополнительные реквизиты: наименование покупателя-клиента (юридического лица или ИП), ИНН, сведения о стране происхождения товара, сумма акциза, регистрационный номер таможенной декларации. Об этом говорит п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Эти реквизиты продавец обязан указать, если покупатель предъявил доверенность от имени юрлица при осуществлении расчетов.

На что еще будут обращать внимание налоговики?

Налоговая инспекция будет следить, чтобы во всех кассовых чеках был такой реквизит, как «Признак способа расчета».

В связи с этим важно различать «аванс», «предоплату», «частичный расчет и кредит», «передачу в кредит», «оплату кредита» и разбираться, в каком случае что указывать. Признаки расчета перечислены в Приказе ФНС от 21.03.

2021 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Также обращайте внимание на наличие в чеке НДС. Если вы не являетесь его плательщиком, но в системе произошел сбой и НДС пробивается, есть риск, что вас обяжут его уплатить.

Но основное изменение с 1 июля 2021 года — это отмена отсрочки по применению ККТ на зачет авансов.

Например, клиент вносит предоплату за товар, который будет доставлен через несколько дней. Продавец должен пробить чек дважды: сперва при получении предоплаты, а потом (через несколько дней) в момент отгрузки товара, когда и происходит зачет аванса, несмотря на то что деньги в кассу уже не поступают.

Если предоплата вносится за несколько месяцев вперед (например, абонемент в фитнес), то зачетные чеки придется пробивать ежемесячно — в день фактической реализации. Тем, кто оказывает услуги ЖКХ, связи, культурным и образовательным учреждениям на все суммы зачетов авансов можно пробивать один чек или в конце дня, или в течение другого периода, но не более месяца на всю сумму зачтенных авансов.

Главное, сформировать этот чек в течение пяти дней с окончания периода.

Когда нужно применять ККТ? Зависит ли дата начала применения от способа оплаты?

С 1 июля 2021 года необходимо пробивать кассовые чеки при поступлении платы от физического лица независимо от того, каким способом внесены деньги. Отсрочка на применение ККТ при оплате через отделения банка закончилась.

Если потребитель расплатился наличными, чек нужно пробить тут же. На безналичные расчеты, согласно ст. 1.

2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек пробивается не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления денег на расчетный счет.

Каждый день вам надо брать выписку из банка, где указаны поступления за предыдущий день, и отбивать чеки за эти суммы. За поступления в пятницу, субботу и воскресенье чек надо пробивать в понедельник.

Федеральный закон от 06.06.2021 № 129-ФЗ предусматривает применение онлайн-кассы, расположенной вне места проведения расчета. 

Законодатели разрешили применять онлайн-кассу, расположенную вне места проведения расчета, при разносной торговле, дистанционной продаже, выполнении удаленных работ или услуг — когда заказчик расплачивается на месте оказания услуг. Это актуально для сферы ЖКХ, транспортных перевозок и пр.

Удержание из зарплаты

Обратимся к Письму ФНС России от 14.08.2021 № АС-4-20/15707.

Если вы удерживаете из зарплаты то, что связано с трудовой деятельностью, например стоимость трудовой книжки, оплату парковки, повышение стоимости ДМС, возмещение стоимости услуг связи или оплаты путевки членами профсоюзов, ККТ применять не надо.

Но если вы удерживаете часть заработной платы в погашение долга перед компанией за приобретенные товары, услуги, то обязаны применять ККТ. Запомните, что с 1 июля 2021 года работать с физическими лицами без ККТ нельзя!

Недостача, штрафы — это не товар, не работа и не услуга, поэтому чек пробивать не нужно. Аналогичная ситуация, если вы выплачиваете сотруднику зарплату или материальную помощь из кассы.

ККТ при работе с ЕНВД и ПСН

С 1 июля 2021 года для них обязательно применение контрольно-кассового аппарата вне зависимости от вида деятельности и выбранного спецрежима.

Подробно о том, кому не нужно применять ККТ, написано в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Так, для определенных видов деятельности ИП на патентной системе налогообложения ККТ может не применяться, если будет выдан документ, подтверждающий оплату. Виды деятельности поименованы в п. 2.1 ст. 2Закона № 54-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели без наемного персонала при реализации товаров собственного производства получили право до 1 июля 2021 года не использовать ККТ. Отсрочка утверждена Федеральным законом от 06.06.2021 № 129-ФЗ. Если же предприниматель заключает трудовой договор хотя бы с одним сотрудником, он обязан в течение 30 календарных дней зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.