Количество часов по предметам в школе

Содержание

Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?

Количество часов по предметам в школе

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план).

Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона).

Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).

Однако образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189):

Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.) 

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. 

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. 

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: 

  • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 5 – 7 классов – не более 7 уроков; 
  • для обучающихся 8 – 11 классов – не более 8 уроков. 

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. 

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

КлассыМаксимально допустимая недельная нагрузкав академических часах
при 6-дневной неделе,не болеепри 5-дневной неделе,не более
121
2 – 42623
53229
63330
73532
8 – 93633
10 – 113734

Организация профильного обучения в 10 – 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 – 11 классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. 

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. 

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 – 4 классов – 2 – 3 уроках; для обучающихся 5 – 11-х классов – на 2 – 4 уроках. 

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне). 

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 – 4 уроках. 

Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.

10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

 
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 – 80%. 

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: 

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; 
  • использование “ступенчатого” режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). 
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; 
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). 

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: 

  • полдника и прогулок для всех учащихся; 
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения. 

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20 – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях. 

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. 

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Учебный план образовательного учреждения

Количество часов по предметам в школе

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Определение 1

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

  • структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
  • полный перечень изучаемых предметов;
  • отдельные списки предметов по годам обучения;
  • указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
  • распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища.

Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы.

Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива.

По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям.

Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Определение 2

Эффективный учебный план – это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения.

В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели.

Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

  • воспитание гражданской ответственности учеников;
  • ознакомление с национальными и общекультурными ценностями и социальной информацией;
  • формирование стремления к продолжению образования после завершения основной учебной программы;
  • пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с основными правилами охраны здоровья и поведения при чрезвычайных ситуациях;
  • формирование индивидуального подхода к каждому ученику в соответствии с его способностями.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Два способа, чтобы ввести родной язык в учебный план при пятидневке

Количество часов по предметам в школе

Включить в учебные планы предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» для начальной школы и «Родной язык и родная литература» для основной школы и старших классов должны все школы (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.

3.1 ФГОС СОО). Есть два способа, как это сделать. Первый – перераспределить часы по учебным предметам учебного плана. Второй – перейти на шестидневную учебную неделю. Читайте пошаговую инструкцию для каждого из них и выбирайте, который подойдет вашей школе.

Способ 1. Перераспределить часы по учебным предметам учебного плана

Чтобы освободить часы для новых учебных предметов, измените учебные планы и объемы рабочих программ. Вам понадобится забрать часы у некоторых предметов, чтобы организовать обучение родному языку за их счет. Издайте об этом приказ о внесении изменений в ООП.

1.Проанализируйте действующие учебные планы

Поручите заместителю директора по УВР определить, по каким предметам можно сократить количество часов, а какие предметы исключить из программы. Например, можно забрать небольшое количество часов у информатики, физики, истории, географии.

При этом есть риски, которые нужно учесть. Предупредите заместителя директора, что нельзя полностью исключать предметы обязательной части учебного плана. Иначе он не будет соответствовать образовательным стандартам (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Также, чтобы высвободить время для изучения родного языка, нельзя исключать из учебного плана предметы и курсы формируемой части учебного плана. Ведь нужно соблюдать соотношение частей образовательной программы.

Если вы уберете предметы из формируемой части и добавите часы в обязательную часть на изучение родного языка,

Вопрос. Как соблюсти соотношение частей образовательной программы?

Чтобы выполнить требование ФГОС, нужно поддерживать соотношение объемов обязательной и формируемой частей в ООП:

– на уровне начальной школы обязательная часть должна составлять 80% от общего объема программы, формируемая – 20% (п. 15 ФГОС НОО);

– на уровне основной школы объем обязательной части – 70%, формируемой – 30% (п. 15 ФГОС ООО);

– на уровне средней школы обязательная часть уменьшается до 60%, формируемая увеличивается до 40% (п. 15 ФГОС СОО).

Как Минпросвещения запрещает вводить родной язык в учебный план

Минпросвещения запретило сокращать часы по предметам «русский язык» и «литература» для того, чтобы ввести родной язык и родную литературу. Изучать родной язык в ущерб русскому недопустимо (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ). Также нельзя использовать время, которое отвели на изучение родного языка и родной литературы, чтобы готовиться к любым формам государственной итоговой аттестации – ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ (письмо Минпросвещения от 20.12.

2021 № 03–510).

2.Внесите изменения в учебный план

Когда вы решите, часы каких предметов будете сокращать, поручите изменить учебный план. При этом нужно учесть максимальную недельную нагрузку, которую можно установить, и перепроверить соотношение частей ООП. Смотрите пример учебного плана для 5-9-х классов при пятидневной учебной неделе.

Скачать образец учебного плана

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает педагогам, школьникам и родителям воспользоваться электронными уроками по всем школьным предметам с 1 по 11 классы, которые соответствуют требованиям ФГОС.

 Уроки для начальной школы разработаны в соответствии с программой «Школа России» и оформлены с учетом психологических особенностей детей этой возрастной группы.

Яркие, красочные электронные занятия с музыкальным и звуковым сопровождением очень нравятся первоклассникам. 

Промежуточная аттестация в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой – оптимальный выбор родителей, обучающих своих детей самостоятельно, так как качество образовательного процесса можно определить именно её результатами.

Для промежуточной аттестации в школе (колледже) Анны Муратовой создан уникальный электронный образовательный ресурс, содержание которого представляет собой систему тестовых заданий по всем предметам с 1 по 11 класс.
Тестовые задания сгруппированы не только по отдельным предметам, но и по отдельным четвертям, полугодиям, годам.

Это значительно облегчает прохождение годовой промежуточной аттестации, так как позволяет дозировать нагрузку на ребенка, самостоятельно определять период времени, который потребуется для её завершения. 

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает к освоению и программы дополнительного образования, а также программы изучения или совершенствования иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, китайский).

3.Внесите изменения в рабочие программы и подготовьте их для новых предметов

Школе придется внести изменения в рабочие программы предметов, количество часов которых решили уменьшить. Также понадобится подготовить рабочие программы для родного языка и родной литературы. Чтобы закрепить все нововведения, достаточно издать приказ о внесении изменений в ООП.

4.Обновите информацию об образовательной программе на официальном сайте школы

Когда измените ООП, понадобится обновить сведения о программах на сайте школы. Сделать это нужно в течение 10 дней с даты, когда внесли изменения (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как оптимизировать рабочие программы, когда сократили часы в учебных планах

Когда сократите часы в учебных планах, школе понадобится так изменить рабочие программы, чтобы сохранить полноту и качество образования. Для этого школа может:

– поручить ученикам изучить часть учебного материала самостоятельно и затем проверить их знания – организовать зачет, проверить реферат по теме или презентацию;

– укрупнить дидактические единицы по предмету, использовать блочно-модульную технологию подачи учебного материала;

– оценить содержание рабочих программ по учебному предмету, чтобы выявить повторы тем уроков, объединить их и высвободить таким образом время;

– уменьшить количество аудиторных часов на проверочные работы по предмету.

5.Уведомьте учителей о том, что снизили учебную нагрузку

Если вы сократили часы по некоторым предметам, то нужно сообщить учителям, что их учебная нагрузка уменьшилась. В этой ситуации директор вправе снизить нагрузку учителю без его согласия (п. 1.5 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 22.12.

2014 № 1601). Школе достаточно уведомить педагога как минимум за два месяца до этих изменений. Сделать это можно с помощью уведомления. Укажите в нем, почему учебная нагрузка уменьшилась (ст. 74 ТК, п. 1.8 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 22.12.

2014 № 1601).

Сотрудники образовательных организаций могут пройти дистанционное обучение по программам среднего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также изучить и скачать готовые шаблоны документов, статьи, рекомендации.

Способ № 2. Перейти на шестидневную учебную неделю

При шестидневной учебной неделе можно увеличить недельную аудиторную нагрузку. Поэтому за счет этих дополнительных часов школа вправе ввести родной язык и родную литературу в учебный план. При этом максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности остается прежним – десять академических часов. Чтобы перейти на шестидневную учебную неделю, выполните шесть шагов.

1. Издайте приказ о переходе на новый режим

Приказ о переходе на шестидневную учебную неделю вы можете составить в свободной форме. Укажите в нем, для каких классов меняете продолжительность учебной недели, и срок, с которого она начнет действовать. Если меняется и режим работы школы, пропишите это в приказе. Уточните, что устанавливаете работникам новую продолжительность рабочей недели.

Скачать образец приказа

2.Внесите изменения в ООП

Чтобы перейти на шестидневку, школе придется изменить организационный и содержательный разделы ООП. Поручите ответственным работникам поправить рабочие программы по предметам учебного плана, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график.

Скачать образец учебного плана

Вопрос. Что изменить в календарном учебном графике при переходе на шестидневку?

В календарном учебном графике нужно изменить продолжительность учебного года. Так, на одну уменьшится планируемое количество недель за учебный год, а количество часов аудиторной нагрузки увеличится (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

3.Внесите изменения в локальные акты

Поручите изменить те локальные акты, в которых прописали режим занятий учеников. Если собираетесь изменить и режим работы школы, то исправьте документы, в которых упоминали режим рабочего времени сотрудников. Например, его фиксируют в Правилах внутреннего трудового распорядка. После того как утвердите изменения в локальных актах, ознакомьте с ними всех работников под подпись.

Вопрос. Нужно ли менять устав школы, если переходим на шестидневку?

Да, нужно, если в нем прописали режим работы или продолжительность учебной недели. Поручите заместителю директора по УВР проверить устав на эти сведения. Если устав их содержит, обратитесь к учредителю, чтобы внести в него изменения.

4.Уведомьте работников об изменении режима работы

Директор должен сообщить педагогам об изменении режима работы за два месяца до того, как изменения вступят в силу (ч. 2 ст. 74 ТК). Уведомление вы можете составить в произвольной форме. Укажите в нем основание и цель смены рабочей недели, а также примерный график работы. Если кто-то из работников в отпуске или на больничном, оповестите его по почте или через курьерскую службу.

5.Заключите с работниками дополнительные соглашения к трудовому договору

Если работник согласен на новый режим рабочей недели, заключите с ним дополнительное соглашение. В соглашении пропишите время начала и окончания рабочего дня, продолжительность рабочей недели, а также с какой даты вводите новый режим.

6.Оповестите учеников и их родителей о новом режиме учебной недели

Поручите классным руководителям рассказать ученикам и родителям о том, что школа перешла на шестидневку. Также об изменениях можно сообщить с помощью информационного стенда и официального сайта школы.

Если переход учеников на новую учебную неделю меняет режим работы школы, то измените сведения о нем на официальном сайте и вывеске школы (п. 3.1 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, ч. 1 ст. 9 Закона от 07.

02.1992 № 2300–1).

© Материал из Справочной системы «Образование»

Предметы в 5 классе в 2021-2021 году

Количество часов по предметам в школе

Все экзамены за 4-й класс сданы, и ваш малыш успешно завершил обучение в младшей школе – самое время узнать, какие обязательные предметы будет учить ребенок в 5 классе и какие дополнительные курсы могут предлагать ученикам школы в 2021-2021 учебном году.

Федеральный базисный учебный план

Все образовательные учреждения РФ составляют свои рабочие планы, опираясь на примерный (базисный) план, разработанный Минобрнауки. В этом документе четко прописывается перечень предметов и количество часов, отводимых для их изучения в том или ином классе.

Примерный учебный план включает в себя:

  1. инвариантную составляющую (список дисциплин, обязательных для изучения во всех школах РФ);
  2. вариативную составляющую (курсы, которые школы могут включать либо не включать в учебную нагрузку в зависимости от профиля обучения);

При планировании нагрузки для учащихся 5-х классов руководство школ и гимназий отталкивается от данных, приведенных в базисном плане для V-IX классов. При этом за образовательными учреждениями РФ закреплено право распределять учебную нагрузку в рамках реализации принципов дифференциации и вариативности при модульном обучении.

При этом обязательно должны быть соблюдены такие соотношения:

  • не менее 75% — федеральный компонент;
  • не менее 10% — национально-региональный компонент;
  • не менее 10% — компонент образовательного учреждения.

Часы, отведенные на национально-региональный и собственный компонент школы, могут быть использованы для введения дополнительных часов по профильным дисциплинам.

Согласно нормам годовая учебная нагрузка в 5-х классах не должна превышать:

5-дневка6-дневка
Федеральный компонент805 часов805 часов
Региональный компонент+компонент образовательного учреждения175 часов280 часов
Предельно допустимая нагрузка980 часов1085 часов

Инвариантная составляющая (обязательные предметы)

В 2021-2021 году для обучающихся 5 классе (независимо от региона, языка обучения и других параметров) обязательными будут 11 предметов:

ДисциплиныКол-во часов в неделю
1Математика5
2Русский язык5
3Литература3
4Иностранный язык3
5Физкультура3
6История2
7География1
8Музыка1
9Изобразительное искусство1
10Основы безопасности жизнедеятельности1
11Технологии (труд)1

Робототехника вместо трудов

Нововведением 2021 года будет замена привычного для многих предмета «Трудовое обучение» курсом «Технологии». Более того, уже в 2021-2021 году пятиклассникам предлагают изучать робототехнику. В Минобрнауки считают, что чем раньше школьники начнут знакомиться с современными технологиями, тем легче им будут даваться курсы, связанные с этим направлением в будущем.

Из основных плюсов введения данного предмета в качестве обязательного, стоит отметить:

  • раннюю профориентацию для ребят с техническим складом ума;
  • эффективное развитие у детей лидерских качеств;
  • обучение работе с различными платформами;
  • развитие умения работать в команде;
  • мощнейшая мотивация к изучению математики и физики.

Естественно, для интеграции в школьное обучение таких курсов, потребуется улучшение материально-технической базы. Так, уже в этом году, многие школы России должны получить новые 3D-принтеры и комплекты оборудования, необходимые для проведения практических занятий по робототехнике.

Второй иностранный язык

В письме Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.18 сказано, что второй иностранный язык должен быть включен в образовательный стандарт. Тем не менее, в 2021-2021 году не все школы смогли реализовать идею на практике. Среди проблем, препятствующих реализации требования, называют:

  • нехватку квалифицированных педагогов;
  • отсутствие программ и учебных материалов;
  • нехватку часов (особенно в школах с 5-дневной неделей обучения);
  • негативное отношение к введению второго иностранного со стороны учащихся и родителей;

Вопрос, станет ли норма обязательной для учащихся 5-9 классов уже в 2021-2021 году, остается открытым.

Как правило, основным языком, изучаемым сегодня в большинстве образовательных учреждений РФ, является английский. В качестве второго (изучаемого на базовом уровне), учащимся российских школ могут предложить:

  • испанский;
  • французский;
  • немецкий;
  • китайский.

Вариативная составляющая (предметы по выбору)

На практике, список предметов, с которыми предстоит познакомиться 5-тиклассникам в 2021-2021 году намного шире, так как в образовательном плане любой школы обязательно есть предметы из вариативной составляющей. Как правило, в расписании пятиклассника представлены 15 учебных дисциплин.

Какие именно дисциплины будут изучать дети, решает педагогический коллектив и администрация школы, отталкиваясь от наличия свободных часов, профиля учебного заведения и, в некоторых случаях (но далеко не всегда), желания родителей.

В 2021-2021 году «по выбору» учащимся в 5 классе могут предложить такие предметы (список может быть расширен):

ДисциплиныОсобенности
1Природоведение1 час в неделю
2Биологиясамостоятельно или в курсе ОБЖ
3Информатика (ИКТ)1-2 часа в неделю
4Граждановедение1 час в неделю
5Обществознаниес 6-го класса обязательно, а в 5 факультативно
6 Естествознание1 час в неделю
7Основы религиозных культур и светской этики
8ОДНКНР(основы духовно-нравственной культуры народов России)1 час в неделю
9Краеведение1 час в неделю
10Второй иностранныйдолжен перейти в обязательные

Также в расписании пятиклассника могут появиться и другие уроки, такие как: ритмика, шахматы, проектирование, основы финансовой грамотности и др.

Заключение

Узнать, какие именно предметы будет изучать в 5 классе ваш ребенок можно, ознакомившись с информации на официальном сайте учебного заведения или обратившись с этим вопросом к классному руководителю либо администрации.

Среди родителей все чаще обсуждается тема несогласия с выбором предметов инвариантной составляющей. Кто-то хочет, что бы ребенок изучал иностранные языки, а кто-то за раннюю интеграцию в технические науки.

Выбирая школу, в которую малыш пойдет в 1 класс родители часто ориентируются не на программу самого образовательного учреждения, а на «хорошего учителя».

Если это ваш случай, то уже в 4 классе необходимо выяснить, что будет изучать ребенок в средней школе и, если предложенная программа не соответствует вашим ожиданиям, задуматься о смене учебного заведения.

Но, прежде чем принять окончательное решение, обязательно узнайте, что думает о смене школы сам ученик.

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить, обучение по индивидуальной программе

Количество часов по предметам в школе

Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.

Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план.

Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП только для конкретного ученика.

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

                                                                                                    Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внешне УП и ИУП почти идентичны.

Слева — типичный школьный УП; справа — пример ИУП

Особенности ИУП

Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС.

  1. Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Например, если в школе проходят информатику с 7 класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
  2. Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, четыре часа физики, два история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.  
  3. Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок гуманитарий, вы вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.

Кто может учиться по ИУП

На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти следующих случаях.

  • Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
  • Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
  • Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.  

Список не исчерпывающий — локальными актами школы могут быть предусмотрены и другие случаи.

Как составить

Универсального подхода не существует. Однако при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели.

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана.  

  1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

Как оформить переход на ИУП

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего придётся поискать другую. Исключение: обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение)

  1. Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
  2. Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  3. Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование)

  1. Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  2. Родители выбирают школу для прикрепления.
  3. Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.