Как стать главой администрации района

Глава района – процедура избрания, должностные полномочия

Как стать главой администрации района

Районы – территориальные единицы краев и областей с местной системой управления. Обычно они небольшие по размеру и занимаемой площади. Границы районов чаще всего прямолинейные, установлены еще в Советском Союзе.

Наличие районирования земель дает возможность более точно оценить территориальную структуру развития, природных условий, сельскохозяйственных показателей, а также демографическую, социальную ситуацию и т. д.

Наличие местной системы управления позволяет более оперативно реагировать в случае чрезвычайных происшествий, несчастных случаев, погодных катаклизмов, а также делает более надежной саму вертикаль управления.

Для главы района установлены определенные полномочия, а его избрание подчиняется законодательным нормативам.

Кто такой глава муниципалитета

Это высшее должностное лицо в пределах муниципального района, деятельность которого регулируется Уставом и Федеральным законом № 131-Ф3, действующим с 6.10.2003 года.

Закон регламентирует общие принципы управления для решения проблем на местном уровне. Также их именуют главой муниципалитета, главой города, мэром города и так далее.

Выборы главы района осуществляются в порядке, прописанном в законодательстве Российской Федерации.

За главой муниципалитета закреплено несколько функций:

  • Выпуск правовых актов, в рамках имеющихся у него полномочий.
  • Подписывает правовые нормативные акты в установленном порядке, согласно уставу муниципалитета.
  • Регулирует отношения между управляющими органами муниципальных образований, между органами местного управления своего муниципалитета и гражданами, органами гос. власти и организациями.
  • Может принять решение о созыве внепланового заседания.
  • Решает актуальные вопросы местного значения, а также некоторых государственных полномочий.

Как избирают главу муниципалитета

Как полномочия, так и порядок выборов главы муниципалитета, прописаны в уставе муниципального образования в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. В соответствии с ним, имеется несколько способов избрания и исполнения полномочий главы муниципалитета:

  • Избрание на муниципальных выборах на должность главы районной администрации. Этот способ дает наибольшее количество рычагов управления и полномочий действующему главе. При этом избиратели влияют на итоги выборов, а значит, и на ситуацию в своем муниципалитете. Данный способ применяется в большинстве муниципальных образований нашей страны.
  • Избрание на муниципальных выборах на должность председателя, в то время как глава определяется на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования подобен королеве Великобритании, которая царствует, но почти не руководит страной. Эта форма избрания применяется не часто.
  • Избрание представительным органом муниципалитета данного района из числа своих членов, а главу местной администрации – на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования является формальной фигурой, а вся власть находится в руках главы местной администрации. Этот вариант стал довольно распространенным в настоящее время.
  • Аналогичный предыдущему вид избрания, но вся власть принадлежит главе муниципалитета. Такой способ избрания применяют в сельских поселениях и в небольших муниципалитетах.

Важно рассмотреть этот пункт. Глава района имеет следующие полномочия:

  1. Действует от имени района, представляет свой район на региональном уровне, взаимодействует с органами гос. власти, организациями, гражданами.
  2. Подписывает акты, установленные в Уставе, а также принятые местной думой нормативно-правовые акты.
  3. Может издавать правовые акты в рамках своих полномочий.
  4. Может требовать внеочередного созыва местной думы.
  5. Решает вопросы местного уровня, а также имеет некоторые полномочия государственного уровня.
  6. Создает отчеты о итогах своей деятельности за год, которые направляет в районную думу.
  7. Также осуществляет прочие полномочия, прописанные в Уставе и нормативно-правовых актах местной думы.

Полномочия главы администрации муниципального района

В ходе исполнения им своих обязанностей глава администрации района издает постановления, касающиеся вопросов местного значения, а также по отдельным государственным вопросам. Кроме того:

  • Осуществляет руководящую деятельность в пределах компетенции администрации района.
  • Действует от имени администрации района. Формирует состав администрации. Использует выделенные на содержание администрации средства. Распределяет бюджетные средства, исключая только средства, выделенные районной думе и входящим в нее депутатам.
  • Создает, удаляет, реорганизует муниципальные учреждения и предприятия.
  • Работает над проектами бюджета района. Вносит их в районную думу.
  • Осуществляет назначения и освобождения от должности местных госслужащих, заместителя главы района.
  • Обеспечивает подготовку муниципальных выборов, референдумов и т. п.

Заключение

Таким образом, глава района – высшее должностное лицо на уровне местного самоуправления. Его задача – обеспечивать исполнение Российского законодательства в своем районе или муниципалитете. При этом система довольно бюрократичная и имеет много расплывчатых формулировок.

Не совсем понятна и целесообразность существования районной думы. Причем она финансируется отдельной статьей бюджета, и глава администрации района не влияет на этот процесс. Все это способствует росту численности бюрократии в стране и дает дополнительную нагрузку на бюджет.

Личный опыт: как молодой горожанин председательствовал в сельском совете

Как стать главой администрации района
https://www.znak.com/2021-05-12/lichnyy_opyt_kak_molodoy_gorozhanin_predsedatelstvoval_v_selskom_sovete

2021.05.12

Осенью 2015 года 25-летний Владислав Быков, горожанин «от рождения до мозга костей», стал депутатом сельского поселения. Более того, коллеги-депутаты доверили ему должность председателя местного совета.

Через полтора года он не только покинул должность председателя, но и сдал свой депутатский мандат.

С чего у молодого городского парня возникла мысль податься в сельскую думу, как устроена власть в глубинке и что в итоге пошло не так? Рассказ от первого лица — для читателей Znak.com.

О Воздвиженке

Почему именно Воздвиженка? Все просто: она расположена рядом со Снежинском, где я родился и даже после отъезда на учебу в Челябинск провожу много времени.

Поселение-спутник, если можно так сказать, с которым у Снежинска много чего связано. Например, через Воздвиженку проходят транспортные коммуникации, соединяющие наш «закрытый» город и «большую землю».

И даже дачный участок, который принадлежит нашей семье, тоже находится в Воздвиженке.

Воздвиженское сельское поселение — это Каслинский муниципальный район, самая граница Челябинской области со Свердловской.

На самом деле оно включает не только поселок Воздвиженку, но и еще два малых населенных пункта, причем одно из них — Черкаскуль — будет даже покрупнее административного центра.

Они привыкли жить в близком соседстве и даже родстве, но у каждого при этом есть своя история и специфика. Оно и понятно: основаны они еще в демидовскую эпоху.

ВоздвиженкаВладислав Быков / Znak.comКогда-то это были крепкие справные села, а сегодня их общее население едва дотягивает до 1000 человек. То есть очень близко к тому минимуму, который необходим для создания муниципального образования.
При царе в Воздвиженке был стекольный завод, а в Черкаскуле — свой винокуренный. Оба принадлежали купцам Злоказовым.

Они из Екатеринбурга, но головную контору — как сказали бы сегодня, центр прибыли — держали в селе Тюбук, то есть здесь, на каслинской земле… Сегодня работающее население занято в основном в бюджетной сфере.

В Воздвиженке функционируют средняя школа, ФАП и отделение связи, а «градообразующим» для Черкаскуля с 1977 года остается финансируемый из области психоневрологический интернат. 

Поступления от НДФЛ после расщепления и дележа с государством уходят в район. А более чем скромный бюджет самого поселения образуется за счет земельных платежей.

В том числе поэтому Воздвиженка который год живет в ожидании нового дачного бума со стороны близкого и богатого Екатеринбурга. Там культ «челябинских озер», а Каслинский район — это как ворота в озерный край.

Свердловчане и сегодня потихоньку подыскивают здесь участки под дачи. И, наверное, вопрос времени, когда девелоперы начнут заявлять здесь крупные загородные проекты.

Развалины Черкаскульского винокуренного заводаВладислав Быков / Znak.com

О Совете депутатов

Свой представительный орган — совет или собрание депутатов — по закону должен быть в каждом муниципальном образовании, даже в самом маленьком. В совете Воздвиженского поселения 10 депутатов, которых избирают в 10 одномандатных округах.

Если вспомнить о численности населения, получается, что каждый представляет менее ста избирателей.

Но все, как говорится, по-взрослому: кандидаты идут на выборы, за них голосуют, после чего у каждого народного избранника появляются свои права и обязанности. 

К первым, понятное дело, относится право предлагать и обсуждать решения по вопросам местного значения. Ну и, разумеется, ать за или против его принятия.

Что касается второго, обязанностей, то депутат должен регулярно отчитываться о своей работе перед населением, вести приемы избирателей, а также соблюдать ограничения и запреты, предусмотренные законом. Депутат не вправе, например, иметь счета в иностранных банках.

В нашем контексте этот запрет, конечно, звучит несколько забавно, но закон есть закон и за его исполнением, кстати, пристально следят. Как и за заполнением деклараций о доходах и имуществе, которые ввели с прошлого года.

Здание администрации и Совета депутатов Воздвиженского поселенияВладислав Быков / Znak.com

О желании стать депутатом 

На этот вопрос я всегда отвечаю просто: захотелось получить этот опыт, увидеть, как всё устроено изнутри.

К этому я пришел не с кондачка: к моменту избрания в сентябре 2015 года я уже успел поработать помощником депутата в городском собрании моего родного Снежинска и помощником сразу двух депутатов Государственной думы.

Был даже членом территориальной избирательной комиссии в Снежинске с правом решающего голоса и членом Избирательной комиссии Челябинской области с правом совещательного голоса. 

Каждый, так скажем, участок работы был необычайно интересным, и мне особенно нравилось работать в избирательной системе. Так что было сложно менять членство в избирательной комиссии на мандат муниципального депутата, но новый опыт на тот момент был для меня важнее.

О согласии быть спикером

Думаю, сыграли роль мое юридическое образование и опыт работы с бумагами. Без этого работать безумно сложно даже в сельском поселении. Тем более с первого дня работы все оценили «масштаб катастрофы».

У совета депутатов в Воздвиженском поселении не оказалось ничего: ни архива с протоколами прежних заседаний, ни даже помещения, где эти заседания можно было проводить.

Это странно, потому что муниципальное образование существовало не первый год и наш депутатский созыв не был первым. Но на все мои вопросы разводили руками. 

Так что первое время пришлось проситься в кабинет к главе, где стоял длинный стол для совещаний, как раз на 10 человек. Плюсом было то, что не надо было главу звать — он сидел тут же, за своим столом.

Начали, как и положено, с регламентных вещей, включая порядок обнародования решений (оно у нас, кстати, электронное) и работы с населением. В совете мы создали три постоянные отраслевые комиссии — соответственно, по бюджету, по социалке и по земельно-имущественным вопросам. Плюс еще одна — по проверке сведений о доходах. 

Когда «сверху» прилетело указание образовать еще и партийную фракцию (а спикеру, понятное дело, ее возглавить), создали и ее. Депутаты, кстати, не особенно в нее рвались, поэтому обошлись формальным требованием о наличии депутатского большинства: во фракции было шесть из 10 депутатов.

Владислав БыковZnak.com

О коллегах 

Сельские депутаты — это очень разные люди, с разным уровнем образования и разными доходами. Но всех их отличает наличие активной позиции и стремление что-то менять.

Но вот что интересно: не все депутаты ассоциируют себя с местной властью, некоторые не хотят признавать свою принадлежность к органам местного самоуправления.

Не думаю, что это пробел в знаниях, — скорее, ментальная штука, самопозиционирование такого «народного представителя», в глазах которого народ и власть на разных полюсах. Даже если речь о власти в поселении с тысячью жителей.

Возможно, это даже верная позиция. Задача депутатов, объединенных в представительный орган, — принимать рациональные и взвешенные решения в интересах своих избирателей. А реализовывать эти решения должна администрация. Это не я придумал. И не мои коллеги. 

Вообще я благодарен каждому депутату, с кем довелось работать. Это хорошие люди, но и работать с ними было комфортно: было всего несколько случаев, когда мы не принимали решение единогласно. Но даже если бы это было не так, я бы отнесся к этому совершенно спокойно: депутат не обязан поддерживать чьи-то решения. Депутат вообще никому ничего не должен, кроме своих избирателей.

О местных жителях

Местные жители — это то, что было самым сложным для меня. Они тоже очень разные. Меня встретили настороженно, и это было для меня понятным. Я бы сравнил работу местного депутата с практикой врача. Он может делать пациенту даже больно, а пациент может не понимать, что это для его же блага. Так и здесь. 

Вот, например, ситуация: обрыв кабеля электросети, приходит ко мне человек и просит решить вопрос.

Я отвечаю: сети бесхозные и муниципалитет не вправе тратить средства на их обслуживание, иначе главу просто привлекут к ответственности. Объясняю, что признание сетей муниципальной собственностью потребует времени.

Но у человека этого времени нет: его вопрос нужно решить здесь и сейчас, и я становлюсь плохим, хотя с утра до вечера теперь занят именно его вопросом. 

Многоквартирники в ЧеркаскулеВладислав Быков / Znak.comЛюди могут не понимать всей этой «кухни», но это не их проблема. Нужно объяснять и разъяснять. В том числе задачу депутатов, их возможности, равно как и в принципе возможности местной власти.

К слову, не секрет, что подавляющее большинство муниципальных депутатов не получают никакого материального вознаграждения за свой труд. В нашем совете я вообще один работал на освобожденной основе и один получал за это зарплату — 17 тыс. рублей. Больше меня на пару-тройку тысяч получал глава поселения, но еще больше — что-то в районе 20,7 тыс. рублей — зарплата у его зама.

У него единственная в поселении ставка муниципальной службы, а там разные надбавки: за особые условия, за выслугу и все такое…

О возрасте и городской «прописке» 

Вопреки даже собственным ожиданиям, я не почувствовал каких-либо предубеждений насчет своего возраста.

Скорее, это было легкое удивление, которое сменилось доверием, потому что молодой депутат по факту оказался самым подготовленным.

При этом, действительно, говорили: мол, не местный, живет в Челябинске, ему «все равно». Мне и правда было все равно, но только по поводу мнения тех, кто так думал и говорил. 

Вообще, может, в силу возраста, а может, в силу профессии юриста есть особенность моего характера, которая, наверное, многих раздражает. Я не признаю авторитеты и не особо переживаю по поводу того, что об этом подумают другие.

Стараюсь выстраивать с людьми исключительно деловые, рабочие отношения. Кстати, у тех, кому это не нравится, изначально слабая позиция — что они могут мне предъявить? Наверное, поэтому у меня ни с кем не было открытых конфликтов.

 

Мемориал героям войн в ВоздвиженкеВладислав Быков / Znak.com

Об уходе

Когда уходил, были те, кто просил остаться, а кто-то, наверное, вздохнул с облегчением. Как бы там ни было, мое последнее заседание прошло немного комично: я три или четыре раза ставил на ание вопрос о прекращении своих полномочий, но никто не поднимал руки. 

В определенный момент я почувствовал, что в это время, в этом месте в качестве депутата и даже спикера я уже не буду полезен. Это чувство тем острее, когда ты понимаешь, что система работает неправильно, но ты не в состоянии ее изменить.

Простой пример: в поселке Черкаскуль потребовалось решать вопрос с теплоснабжением многоквартирных домов, которые психоинтернат отключил от своей котельной. Они когда-то были ведомственные, но сейчас все в собственности жильцов, со своим ТСН.

По закону — это их забота, муниципалитет не имеет права вложить в эти дома ни копейки, иначе к главе придет прокурор и даже следователь. Но, по тому же закону, приключись в этих домах коммунальная ЧС, прокурор и следователь придут опять же к главе.

То есть местная власть, начисто лишенная возможностей решать вопросы местного значения (я сейчас даже не про деньги), будет виновата в любом случае. При этом найдется немало охотников на этой вине заработать: политический капитал, должности, звездочки — все что угодно… 

О выводах

Надо ли идти в местную власть? Наверное, надо, но только без иллюзий. Нужно быть готовым к тому, что «снизу» ничего не изменить, а «сверху» нет воли на изменения. Будет крайне сложно и временами очень досадно. Но если хотя бы один человек скажет вам искреннее спасибо за вашу работу, все это было не зря. 

К тому же есть надежда на то, что однажды все-таки ситуация начнет меняться — по принципу «капля камень точит». Правда, не знаю, какие изменения наступят раньше. Ведь и русская деревня — та же Воздвиженка — меняется. Люди уезжают в города, а деревни и села превращаются в дачные поселки. Думаю, эта тенденция продолжится. Но это уже другая история, которая, вероятно, потребует другого опыта…

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Я хочу стать муниципальным депутатом. что делать?

Как стать главой администрации района

Совет депутатов муниципальных образований — представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном ании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По закону № 38 баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство — скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве — 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов.

Это, а также гарантированная низкая явка — выборы совпадают с периодом отпусков, — осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно.

Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Александр Соловьев

Председатель движения «Открытая Россия»

« привилегия муниципальных депутатов — легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете.

Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое — они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат — такой локальный супермен.

Самое важное в истории с муниципальными выборами — то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».

До 9 июня

— Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть тут. Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.

— Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.

9–11 июня

Подготовить первый пакет документов. Это:

— Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.

— Справка с основного места работы. Если есть — справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.

— Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и сведения о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.

15–26 июня

Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на сайте) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы — сам кандидат.

Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.

До 21 июля

После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.

Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.

До начала сентября

— Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.

— Провести агитационную кампанию.

В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).

Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц — поддерживающих вас избирателей.

После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов — их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.

Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей.

Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист.

Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.

Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.

Как правило, муниципальная агитационная кампания ведется по четырем направлениям: интернет, СМИ, обход домов в районе и специальные мероприятия. Это могут быть агитационные пикеты, встречи с главой управы и префектом и общение с избирателями непосредственно во дворах дома.

Интернет используют для работы с волонтерами и сбора средств, медиа и пикеты — для повышения узнаваемости, встречи во дворе — для повышения доверия, а поквартирный обход для всего вместе: сбора проблематики района, знакомства с избирателями, раздачи газет, повышения доверия, мобилизации накануне ания.

Важно! В агитации не разрешается использование изображений людей, обещаний материальной выгоды в случае избрания кандидата, а также материалов, направленных на разжигание социальной розни. Кроме того, запрещается использование объектов, защищенных авторским правом, и рекламы коммерческих фирм.

Константин Янкаускас

30 лет, депутат I созыва района Зюзино

«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе.

Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» — это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп.

Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.

То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, — абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить.

Второй момент — митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше.

Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.

Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты.

А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам.

Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».

Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».

Лена Верещагина

23 года, журналист, кандидат в муниципальные депутаты г. Троицка

«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно.

Зарегистрировалась на сайте проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева.

Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.

Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей.

Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг.

По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.

Самое сложное — найти не деньги, а время. На стороне конкурентов — вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе.

Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив — хорошо, что не зеленку.

Наверное, это самая сложная часть кампании.

Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то — уточнить у коллег из штаба Гудкова.

Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».

Где можно больше узнать о выборах в Советы муниципальных депутатов

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала образовательный центр «Открытые выборы».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.