Как сделать платную парковку во дворе

Содержание

Новый закон о платных парковках во дворах жилых домов – кто сможет парковаться, как получить льготы и оплатить парковку во дворе?

Как сделать платную парковку во дворе

В России в конце 2021 года Госдумой был утвержден новый закон об организации платных парковок на территории дворов жилых домов. Проект рассматривали и дорабатывали в течение 5 лет, но до сих пор многие нюансы остаются под вопросом.

Расскажем о главных положениях нового закона.

статьи:

Суть закона о платных парковках во дворах жилых домов – кто выигрывает от организации платного въезда во дворы?

Федеральный закон под номером 1047264–6 известен в народе, как закон о введении платного въезда в города различного рода транспортных средств.

Так как закон пересматривали несколько раз, ему дали другое название – «Об организации дорожного движения в РФ».

Суть закона состоит в том, чтобы:

  1. Установить единые правовые основы для водителей, управляющих разными категориями ТС.
  2. Определить полномочия властей всех уровней – федеральных, региональных и муниципальных.
  3. Указать права и обязанности регионов, которые и должны обеспечить верную организацию дорожного движения.

Закон направлен не только на создание платного парковочного пространства и определение ограничений на въезд в крупные города страны для некоторых установленных законом категорий ТС, но также и проведение других комплексных мер, позволяющих организовать безопасное и правильное дорожное движение на определенной территории.

Например, регионам предстоит рассмотреть такие вопросы:

  1. Создание новых маршрутов для организации постоянных перевозок.
  2. Формирование инфраструктуры для велосипедного транспорта.
  3. Обеспечение альтернативного проезда в связи с ремонтными или строительными работами для некоторых участков.
  4. Определение времени суток и дней, когда проезд ТС, которых относят к низкому экологическому классу, будет запрещен.

  5. Создание комплексных схем по организации дорожного движения. Планируется вводить схемы на 15 лет и каждые 5 лет их корректировать.
  6. Установление бесплатных и платных парковок во дворах жилых домов с согласованием вопроса с собственниками и жителями.

В законе закреплены важные понятия и термины.

Кроме того, прописаны рекомендации Минтранса по любому вышеуказанному вопросу.

Заметьте, что данный закон ввел особые права для транспортных средств ФСО, Росгвардии, СК РФ, полиции, пожарной службы и силовых структур. Автомобили могут парковать транспорт в любом месте, причем бесплатно, так как они используют парковку, исполняя свои служебные обязанности.

Безусловно, выигрывают от принятия нового закона все участники дорожного движения, так как комплексные мероприятия будут направлены на улучшение безопасности.

Что касается вопроса о платных парковках, то тут польза будет и жильцам (возможно, они смогут договориться о предоставлении бесплатных машиномест для себя), и местной администрации, ведь будут идти дополнительные доходы в местный бюджет.

Принять решение об организации платной или бесплатной парковки могут:

  1. Собственники жилого дома – в случае, если земля, расположенная на территории около многоэтажки, относится к коллективной собственности. Решать вопрос будут на общем собрании жильцов. Для положительного решения о создании платной парковки владельцы должны собрать не менее 2/3 . Стать инициаторами могут собственники сами.

    Если инициатива не исходит от них, то заставить создать парковку на внутридомовой территории никто не сможет. Об этом гласит ЖК РФ.

  2. Региональные власти – в случае, если земля принадлежит муниципалитету.

    Представители местной администрации будут решать вопрос, исходя из документации – и, конечно же, с учетом мнения собственников жилых домов, к которым прилегает территория, планируемая под платную парковку. Возможно, будут проводиться публичные слушания, где будут рассматривать мнения жильцов. Но, скорее всего, на практике мнения собственников не будут иметь весомой силы.

Определив, к какой категории относится земля, расположенная на внутридомовой территории вашего дома, вы сможете понять – кто будет принимать окончательное решение об организации платной парковки.

Решать, необходима ли платная парковка на определенной территории, будет не только местная администрация и собственники жилых домов, но и представители Госкадастра, Министерства транспорта определенного региона.

Особенности определения статуса участка под платную парковку во дворе

Безусловно, платные парковки будут относиться к ведомству местной власти. Территория, где будет запланировано строительство парковки, будет определяться с учетом всей кадастровой документации и планов.

Заметьте, что земля, не стоявшая на кадастровом учете, будет относиться к муниципалитету. Распоряжаться ей будет местная администрация. А земля, которая стояла на учете, и была оформлена в коллективной собственности жильцов, будет относиться к частой собственности. Распоряжаться ей будут жильцы сами.

Узнать статус земли можно на официальном сайте Росреестра. Получить информацию можно также лично в ЕГРН, поговорив при этом с кадастровым инженером.

Читайте: Где и как получить выписку из ЕГРН в 2021 году – онлайн на сайте Госуслуг или в Росреестре?

В соответствии со статьями 12 и 13 нового закона, к платным парковкам будут применять определенные требования. Некоторые пункты запрещают организацию платных парковок на земле, расположенной вблизи образовательных учреждений (детских садов, школ), а также спортивных организаций, государственных поликлиник и больниц.

О принятом решении строительства парковки региональные власти должны сообщить заранее жильцам. Четкого срока не установлено.

А вот за 30 дней до начала пользования парковкой, власть должна официально опубликовать такую информацию:

  1. Причины необходимости создания парковки.
  2. Предполагаемая зона ее размещения.
  3. Дата открытия.
  4. Порядок пользования.
  5. Размер и порядок оплаты.

Если будут соблюдаться требования – жильцы и горожане будут в курсе, где откроется парковка, и когда на ней можно будет припарковаться.

Стоимость парковки во дворе, порядок оплаты и льготы – кто регулирует цены на парковку, кто получает деньги, и будут ли льготы?

Ответим на главные вопросы, которые возникают у многих собственников много квартирных домов.

1. Какова стоимость пользования парковкой, и кто будет устанавливать тарифы?

Тарифы на пользование парковкой будут установлены на региональном уровне представителями региональной власти. Об этом гласит статья 6 нового закона.

Тарифные ставки будут установлены Министерством транспорта РФ, но они будут не обязательными, а лишь рекомендованными. Конечно же, региональная власть не сможет установить тариф ниже, но вот поднять ставку она сможет.

2. Кто получить доход от парковки?

Денежные средства, которые будут накапливаться от парковки, будут начисляться на счет индивидуального предпринимателя или юридического лица. Деньги будут направляться на счет того, кто является собственником земли.

Например, если собственниками являются жильцы дома, то доход будет направляться к ним через ТСЖ, жилищный кооператив или управляющую организацию.

Для того, чтобы получать средства, обязательно нужно будет зарегистрировать в налоговой службе ИП.

В случае, если собственником земли является муниципалитет, то доход будет перечисляться в местный бюджет.

3. Каков порядок оплаты?

На парковках будут установлены автоматизированные терминалы, где можно будет произвести оплату наличными или безналичными средствами. Это прописано в статье 13 нового закона.

4. Для всех ли будет парковка платной, и кто сможет получить льготы?

Прежде всего, бесплатно смогут пользоваться парковкой категории граждан, которые установлены на федеральном или региональном уровне льготными.

Например, таковыми являются инвалиды, ветераны.

Далее, бесплатно парковать автомобиль смогут сотрудники силовых структур и правоохранительных органов, исполняющие свой служебный долг.

К таковым относят: пожарных, полицейских, сотрудников скорой помощи и т.п.

И еще один важный нюанс – владелец парковки сможет самостоятельно устанавливать категории граждан, которые будут бесплатно пользоваться парковкой. Это могут быть жильцы дома.

5. Можно ли будет арендовать землю под парковку у администрации?

Ранее это было возможно, а вот теперь вопрос станет более острым, ведь парковки будут приносить дополнительный доход.

Все же договориться об аренде собственники или гражданин, занимающийся организацией парковок, смогут.

Вам будет интересна наша статья о том, как законно оформить землю в аренду у администрации под парковку, стоянку или гараж.

Все-таки вопросов остается много. Как будет организована деятельность на практике – станет известно в течение ближайших 2 лет.

Помните, если земля не зарегистрирована, у вас есть возможность оформить ее в собственность. Подробнее мы писали об установлении или уточнении границ земельного участка. В статье вы познакомитесь об этапах процедуры, порядке согласования и необходимой документации. А тут узнаете о разработке проекта межевания земельного участка.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Правила парковки и стоянки во дворе многоквартирного дома

Как сделать платную парковку во дворе

Припаркованные во дворах жилых домов автомобили вызывают множество конфликтных ситуаций между собственниками. Как правильно выполнить парковку во дворе и на какие нормативные акты следует ориентироваться чтобы транспортное средство не стало причиной ссоры между жильцами? Ответы на все животрепещущие вопросы вы найдете в данной статье.

Нормативная база

Правила размещения транспортных средств во дворе жилого дома регламентированы несколькими законами и иными нормативными документами. К ним относятся:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

Нормы и правила парковки авто во дворах

Все нормы и правила парковки транспортных средств во дворах жилых домов регламентированы вышеперечисленными нормативными актами. Их изучение позволит избежать непроизвольных нарушений, а также подскажет как вести себя в спорной ситуации. Так, 17 пункт Постановления Правительства РФ от 23.10.

1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” регламентирует правила поведения в жилой зоне. А пункт 17.4 того же постановления утверждает, что все вышеперечисленные моменты применимы и к придомовым территориям.

Также следует учитывать и региональные нормативные акты, которые также регламентируют поведение автовладельцев на придомовой территории.

Санитарные нормы парковки во дворе

Документом, регламентирующим правила парковки во дворе являются санитарные нормы. Именно в них четко прописаны основные нюансы размещения парковочных мест, а также нормы поведения владельцев транспортных средств.

Санитарные нормы, касающиеся парковки во дворах жилых домов гласят, что:

  • Расстояние между парковочным карманом и стоянкой для автомобилей (не превышающей 10 единиц ТС) не может составлять менее 10м.
  • Если на парковке могут разместиться до 50 единиц транспортных средств, то необходимо соблюдать все требования нормативных актов и обустроить специализированную территорию для парковки автомобилей. Она должна располагаться не ближе 15 м от окон жилого дома.
  • При количестве ТС от 51 до 100 этот интервал составляет не менее 25м.
  • 101-300 автомобилей следует припарковывать не ближе 35м от жилого дома.
  • А для стоянки, которая вмещает в себя свыше 300 транспортных средств, это расстояние не может быть менее 50м.

Чтобы обустроить парковку собственникам жилых домов следует приватизировать придомовую территорию. Это потребует обращения к юристам и сбора определенного пакета документации. Важно понимать, за оборудование парковки должно проать не менее 75% всех собственников. В противном случае оборудование парковочных мест (от 10 до 50 единиц ТС) будет незаконным.

Жильцы, которые не согласны с самовольной организацией парковки во дворе, имеют право обратиться с жалобой в одну из нижеперечисленных инстанций:

  • Санитарная инспекция;
  • Пожарная инспекция;
  • Инженерная служба данного района;
  • Экологическая служба.

Застройщикам рекомендовано заранее планировать парковочные места или же оборудовать вместительную подземную парковку. В большинстве регионов это решение имеет рекомендательный характер и застройщик получает такое письмо на этапе планирования территории для строительства.

Учитывая сложную ситуацию с парковочными местами во дворах многоквартирных домов, следует перед приобретением недвижимости заранее уточнять наличие свободного места для собственного автомобиля.

Что считается неправильной парковкой во дворе и размер штрафа за нарушение?

Важно понимать, что правила парковки во дворе многоквартирного дома также регламентированы ПДД. К числу основных моментов, на которые следует обратить внимание автомобилистам, относятся:

  • Остановка или же стоянка ТС во дворе с работающим двигателем допустима не более чем на 5 минут. Этого времени достаточно для высадки или посадки пассажиров, а также выполнения манипуляций с грузом. Несоблюдение данного правила грозит жалобой от соседей в соответствующую инстанцию. Аналогичным образом карается и длительный прогрев автомобиля в зимнее время года в жилой зоне.Инспектор ГИБДД вправе оформить штраф на сумму от 1500 до 3000 рублей в зависимости от размеров населенного пункта.
  • Водителям большегрузных автомобилей запрещено оставлять транспортное средство во дворах жилых домов. Для таких ТС существуют специально оборудованные карманы и стоянки. Размер штрафа также составляет от 1500 до 3000р. Данное правило касается автомобилей, масса которых превышает 3,5т.
  • К числу нарушений также относится парковка транспортного средства на тротуаре (п. 3 ст. 12.19 КоАП). Такое решение может повлечь за собой эвакуацию автомобиля. Владельцу придется не просто внести штраф за неправильно припаркованное ТС, но и оплатить работу эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора оплачивается по действующему прейскуранту, а размер штрафа составляет 2000р. Принимая такое решение следует учитывать, что разрешено эвакуировать автомобили, размещенные на тротуарах, включая придомовую территорию и дворы многоквартирных домов.
  • Затрудненный проезд для других транспортных средств, включая автомобили спецслужб (скорая помощь, коммунальные службы, МЧС и т.д.) также попадает под категорию правонарушения (ст. 12.19 ч. 4 КоАП). Размер штрафных санкций определяет инспектор ГИБДД в зависимости от возникшей опасности и того, к каким последствиям привело оставление автомобиля в неположенном месте. Он может варьировать от 2000 до 3000р.
  • Отдельного внимания заслуживает парковка во дворе вблизи мусорных контейнеров. Оптимальным расстоянием признано не менее 5м, что позволяет коммунальным службам выполнять свои непосредственные обязанности без помех. Штраф за стоянку автомобиля ближе, чем на 5м от места расположения мусорных контейнеров влечет за собой штраф на имя владельца. Сумма штрафных санкций колеблется в интервале от 2000 до 5000р в зависимости от ситуации.

Парковка на газоне, расположенном на придомовой территории также является нарушением действующего законодательства. Во дворах многоквартирных домов, имеющих проблемы с наличием свободных мест для стоянки, такая проблема возникает неизбежно. Собственники могут обжаловать такое решение автовладельца.

Обжалование штрафа за парковку во дворе

В ряде случаев владельцы транспортных средств могут обжаловать выписанные штрафы за нарушение правил парковки во дворе. К таким моментам относится парковка на газоне в зимнее время. Это нарушение неизбежно влечет за собой наложение на владельца штрафных санкций. Но существует возможность оспорить решение контролирующих организаций.

Сделать это можно при одном нюансе: в зимнее время жалоба от собственников жилья должна поступить в санитарные службы, а в летнее время — в ГИБДД. Если же ваши соседи обратились с подобной жалобой в ГИБДД в зимнее время года (при наличии снежного покрытия), то выписанный штраф можно смело обжаловать в суде.

Основанием для апелляции служит отсутствие должной видимости.

Аргументом водителя может стать тот факт, что он просто не заметил газона под слоем снега.

Парковка во дворе с ограждением

Отдельного внимания заслуживает самовольное ограждение части придомовой территории для личного пользования. Речь идет об установке ограждения, которое препятствует свободной парковке ТС других собственников дома. За подобные действия Административный кодекс предполагает оформление штрафа на сумму до 5000р.

Жалоба на незаконную парковку во дворе

Если во дворе многоквартирного дома один из жильцов регулярно нарушает правила парковки, то его следует привлечь в административной ответственности. Не стоит взывать к помощи общественных организаций или пытаться в диалоге объяснить суть нарушения. Существует простое и эффективное решение, которое позволяет без конфликтов привлечь нарушителя к ответственности.

Необходимо выполнить несколько действий:

  • зафиксировать нарушение при помощи фото/видео камеры;
  • вызвать инспектора ГИБДД на место нарушения;
  • передать ему собранные фото/видеоматериалы и сообщить данные нарушителя (личные данные или государственный номер транспортного средства).

Если нарушителей несколько, то на каждый припаркованный автомобиль необходимо предоставить фото/видео материалы. В этом случае инспектор выпишет сразу несколько штрафов за неправильную парковку.

Оформить штраф может также сотрудник пожарной инспекции в том случае, если стоянка повлекла за собой невозможность потушить возгорание. В случае, если правонарушение не попадает в зону ответственности ГИБДД, то следует обратиться в санитарную инспекцию и предоставить им необходимые материалы и данные.

Сообщить о правонарушении могут не только жильцы многоквартирного дома, но и сотрудники управляющей компании (УК). Такое развитие событий возможно в случае, если транспортные средства препятствуют погрузке и вывозу бытовых отходов. А представители коммунальных служб оставляют за собой право вызова эвакуатора для освобождения места возле мусорных баков.

Можно ли приватизировать место для парковки во дворе?

Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.

Необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
  • Разработать проект стоянки.
  • Приватизировать придомовую территорию.
  • Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
  • Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
  • Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.

Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.

Ежегодно за оборудованную парковку необходимо будет оплачивать налоги. Это следует учитывать при вынесении решения о её создании.

Чтобы получить личное парковочное место на общей стоянке необходимо, чтобы оно было выделено путем нанесения на твердое покрытие грунта специальных меток. Это могут быть разделительные линии или установленные маячки.

Закрепить право собственности на стоянке можно только при условии, что оно полностью удовлетворяет всем требованиям и его размер составляет не менее 5,3*2,5м.

при этом, максимальный размер места на стоянке оговорен в соответствующей документации и не может превышать 6,2*3,6м.

Предполагаемые нововведения

К числу наиболее противоречивых и ожидаемых нововведений специалисты относят проект «Справедливой России» о соотношении парковочных мест и размеров собственности. Суть проекта заключается в следующем:

  • Для классической однокомнатной квартиры со средней площадью 30-33 кв.м предусматривается наличие 1 парковочного места. Если же площадь собственности превышает 50 кв.м, то его владельцу положено 2 места на стоянке.
  • В многоквартирном доме (свыше 1000 квартир) необходимо наличие 40 гостевых мест для стоянки. Если же речь идет о крупном жилом комплексе, где количество квартир более 2000, то необходимо наличие 80 мест.

Данный законопроект находится в стадии разработки.

Он далеко не совершенен, ведь некоторые собственники однокомнатной квартиры имеют 2 автомобиля, а владельцы двухкомнатной квартиры могут обходиться без личного транспортного средства.

Следовательно, одним жильцам будет катастрофически не хватать мест для стоянки, а другие парковочные места будут пустовать. Единственным решением станет добровольные договоренности между собственниками.

Параллельно, обсуждается законопроект, в котором речь идет о платных парковках вблизи многоквартирных домов и крупных жилых комплексов. Депутаты вынесли предложение о том, чтобы в ночное время эти стоянки были бесплатными.

Внедрение законопроекта потребует дополнительного создания реестра всех платных стоянок, благодаря чему жители близь лежащих домов смогут использовать их в темное время суток в качестве дополнительных бесплатных парковочных мест.

Контроль за исполнение данного законопроекта предложено переложить на региональные власти.

Нюансы парковки во дворе

Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:

  • Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
  • Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.

Как сделать собственную парковку во дворе?

Как сделать платную парковку во дворе

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Парковочные войны вносят раздор в отношения между соседями по всей стране. Наши города проектировались под гораздо меньшее количество автомобилей, чем есть сейчас. Итог – заставленные машинами дворы, газоны и детские площадки. Выход есть: государство предлагает способ, как оформить стоянку на придомовой территории, угодив всем.

Свод правил в области градостроения устанавливает рекомендуемое число парковочных мест при строительстве новых домов. С учетом того, что на 1000 жителей приходится около 343 личных автомобилей (на самом деле больше), застройщик должен предусмотреть размещение автомобилей 25% из них.

Однако нормы являются рекомендуемые, и многие застройщики их игнорируют. Обычно под парковку отдают большую часть двора новостройки, но в дорогих проектах предусматривается подземный паркинг.

Но что делать жителям старых домов, которые построены до начала всеобщей автомобилизации? А если застройщик никак не выделил парковочные места во дворе?

Вообще проблема автомобилизации не имеет однозначного решения. Минимальная площадь парковки на 1 автомобиль – 11,5 квадратных метров, а если в доме проживает 1000 человек, нужно где-то найти почти 4000 квадратных метров.

Для понимания, это кусок земли 10 x 40 метров (если ставить машины в 2 ряда, плюс еще проезд нужен).

Учитывая, что двор обычно общий для нескольких домов, а жильцов там гораздо больше тысячи, парковка превращается в нерешаемую проблему.

Но даже если такой кусок земли на придомовой территории найдется, его нужно оформить именно как парковку, что не так просто и не дешево.

Места для временной стоянки автомобилей во дворе считаются гостевой парковкой, а жильцы дома должны оставлять свои автомобили на специально отведенных для этого территориях. Такое весьма неоднозначное решение принял недавно Верховный суд.

Естественно, что на сегодняшний день никто не будет проверять, живет ли владелец оставленного авто в этом доме или приехал в гости. Но в будущем проблема может стать более серьезной. Например, в Москве на 5 миллионов зарегистрированных автомобилей приходится 200 тысяч машиномест и гаражей.

Оставить автомобиль на придомовой территории можно в 3 местах:

  • на гостевой парковке (по сути, это любое место во дворе, которое не мешает его жителям, не находится на газоне и не перекрывает въезд-выезд);
  • на постоянной парковке (это уже оформленная по всем правилам и размеченная зона);
  • на собственном машиноместе или в гараже.

Гостевая парковка – это те 1-2 «кармана» во дворе, которых всегда недостаточно. Как оказалось, ставить там авто на ночь нельзя, но это никого не останавливает.

Об оформлении постоянной парковки пойдет речь дальше. Она должна соответствовать СанПиН, быть оформленной по всем правилам, иметь соответствующее покрытие и разметку.

На гостевой и постоянной парковке нельзя «закрепить» за собой какое-то место, разве что в устной договоренности между жильцами. Но если оно будет оформлено уже как машиноместо, претензий к его владельцу точно не возникнет.

В большинстве случаев жители дома не против организовать постоянную парковку. Это дает массу преимуществ – можно установить шлагбаум и не пускать «чужих», можно брать деньги за парковку и т.д.

Требования к участку

Выделение на придомовой территории постоянной парковке позволяет жильцам беспрепятственно ставить там свои автомобили и запрещать въезд для посторонних. Особенно это актуально в городах с платной парковкой на улицах.

Но согласно Своду правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» к постоянным парковкам выдвигаются определенные требования. Основное касается расстояния до домов и социальных объектов:

  • от жилых домов – от 10 метров (если мест для машин 10 или меньше); от 15 метров (если мест до 50); от 25 метров (если мест до 100); от 35 метров (если мест до 300); от 50 метров (если мест планируется более 300);
  • если это торец жилого дома без окон – от 10 метров (если мест для машин 50 или меньше); от 15 метров (если мест до 100); от 25 метров (если мест до 300).
  • для общественных зданий, образовательных учреждений и больниц автостоянки нужно отодвигать еще дальше;
  • открытые стоянки, рассчитанные более чем на 300 мест, можно размещать только за пределами жилой зоны.

Организация парковки на придомовой территории

Как сделать платную парковку во дворе

С увеличением числа автомобилей проблема с парковочными местами во дворах становится все более острой. Зачастую застройщики, возводя новые дома, уделяют этому вопросу не слишком много внимания.

Подобная застройка с числом парковочных мест меньше, чем одно на квартиру, приводит в тому, что жильцы вынуждены оставлять автомобили на газоне, перегораживать проезд или выход из подъезда.

Сегодня и одного парковочного места на квартиру не всегда достаточно, поскольку в одной семье может быть два и более автомобиля.

Увеличение числа машин вызывает недовольство как самих автомобилистов, так и пешеходов. Первым приходится оставлять транспортные средства в неположенных местах, перегораживать выезд друг другу.

Вторые недовольны тем, что машины хаотично загромождают двор, перекрывают выход из подъезда. Также возникают проблемы с проездом автомобилей специального назначения. Зачастую машины «Скорой помощи» не могут подъехать к подъезду.

Пожарным автомобилям блокируют доступ к въездам во двор автомобилями жильцов и гостей, припаркованных с нарушением правил ПДД.

Особенно накаляется обстановка, если в доме расположена коммерческая организация, магазин, офис, в который ежедневно прибывают клиенты и сотрудники и занимают своими автомобилями парковочные места жильцов.

Обустройство специальной парковки на придомовой территории силами собственников помещений поможет разрешить эту ситуацию.

Однако, чтобы стоянку не признали незаконной, необходимо действовать в точном соответствии с нормативной базой.

Законодательное регулирование

Согласно жилищному законодательству РФ придомовая территория принадлежит всем владельцам помещений в доме на праве долевой собственности. При этом доли каждого определяются в зависимости от количества принадлежащих квадратных метров. Управлять общим имуществом, в состав которого входит и придомовой участок, жильцы-собственники должны совместно.

Жилищный кодекс РФ в статье 36 устанавливает, что место для парковки транспортных средств в пределах придомовой территории обустраивается посредством ания на общем собрании жильцов. Это правило действует, если участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), находится в частной собственности владельцев помещений в здании.

Граждане, которые проживают в квартирах на основании договора социального найма, решать судьбу придомовой территории не могут, поскольку не являются собственниками помещений. Они располагают лишь правом пользования и проживания в квартире.

Собственником в таком случае выступает государственный или муниципальный орган, с которым заключен договор социального найма, и участвует в ании именно он. Для получения права голоса таким жильцам необходимо вначале приватизировать квартиру.

Процедура организации парковки на придомовой территории будет зависеть также и от того, кому поручено управление МКД. Это может быть:

  1. Управляющая компания. Специальная организация, с которой жильцы заключили договор.
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это юридическое лицо, учрежденное жильцами, в целях управления общим имуществом и многоквартирным домом.

Во втором случае, как правило, вопрос с оформлением в собственность земельного участка прилегающей к дому территории решен, и он находится в частной собственности владельцев помещений в здании.

Если необходимые бумаги не оформлялись, инициативной группе придется вначале реализовать межевание и постановку на кадастровый учет земли, а также получение документов, подтверждающих право собственности, в администрации населенного пункта.

Если права на придомовую территорию не оформить надлежащим образом и обособить парковку, установив шлагбаумы или другие конструкции произвольно, действия жильцов будут расценены, как самозахват земельного участка. Такая стоянка будет признана незаконной – она подлежит сносу.

При наличии правоустанавливающих бумаг на придомовую территорию, решение об организации парковки будет приниматься на общем собрании жильцов.

Инициативной группе нужно достичь кворума – не меньше 2/3 от общего числа собственников. Если в МКД проживает больше пешеходов, чем автолюбителей, собрать необходимое количество «за» может быть проблематично.

Но в таком случае и проблемы с отсутствием парковочных мест возникают редко.

Отличие парковки от стоянки

Следует различать понятия «парковка» и «стоянка». Эти термины регламентируются разными правовыми актами. Согласно Гражданскому кодексу, стоянка – это место хранения автомобиля. Она представляет собой огороженную площадку, на которой владельцы оставляют свои транспортные средства по договору, за плату. Сотрудники стоянки отвечают за имущество, оставленное им на хранение.

Согласно ПДД, парковка – это место временной остановки транспортного средства. При этом владелец оставляет автомобиль на свой риск, и он сам несет ответственность за него. Места, расположенные рядом с многоквартирным домом, на которых жильцы оставляют свои транспортные средства, более корректно будет называть парковкой.

Права и обязанности собственников квартир при организации парковки

Согласно законодательству РФ, при организации парковки жильцы-собственники имеют следующие права:

  • право собственности на придомовую территорию, если документы на нее оформлены надлежащим образом;
  • право распоряжения участком совместно с другими жильцами-собственниками;
  • право на признание незаконной парковки, организованной на придомовой территории в частной собственности жильцов-собственников без их согласия.

Таким образом, жильцы имеют возможность реализовать свое право на обустройство парковки на придомовой территории, если на ании на общем собрании удалось набрать не меньше 2/3 .

Жильцы-собственники при организации парковки на придомовом участке обязаны соблюдать правила дорожного движения и санитарные требования.

Порядок действий для обустройства парковки

Прежде чем начинать процедуру организации парковки на придомовой территории, необходимо собрать следующие документы:

  • справку, в которой указан размер и состав земельного участка. Получить ее можно в БТИ, Ростехинвентаризации или ином подобном органе;
  • протокол собрания жильцов, составленный в соответствии с требованиями законодательства.

Зачастую инициативная группа жильцов, желающая организовать парковку, сталкивается с проблематичностью сбора собственников на собрание. В таком случае ание можно провести в заочной форме.

Инициативной группе придется обойти все квартиры самостоятельно и собрать подписи владельцев.

Подобное мероприятие может занять немало времени, но в решении подобных вопросов каждый голос может стать решающим.

Если собрание проводится заочно, в протоколе указывается следующая информация:

  • вопросы на повестке дня;
  • способ проведения собрания;
  • принятое решение об обращении в администрацию с заявлением по поводу формирования придомового участка;
  • количество жильцов-собственников, принявших участие в ании по каждому вопросу.

Если какие-либо сведения не указать в протоколе, его вернут на доработку, что продлит срок организации парковки на придомовой территории.

После составления протокола с решением общего собрания руководитель инициативной группы должен обратиться в отдел администрации населенного пункта, занимающийся вопросами землеустройства. При обращении подается заявление, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов-собственников. В заявке указываются следующие данные:

  • наименование органа, в который подается заявление;
  • данные заявителя: ФИО, номер телефона участника инициативной группы;
  • адрес объекта;
  • просьба о выделении земельного участка рядом с домом для обустройства парковки.

Срок рассмотрения заявки составляет три дня. На практике этот процесс затягивается из-за наличия ошибок в протоколе ания.

В отдел администрации, занимающийся землеустройством, не требуется обращаться, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, и он зарегистрирован на собственников помещений в доме.

Целесообразно согласовать обустройство парковки с ГИБДД и отделом архитектуры и градостроительства. Это необязательно, но поможет избежать проблем, если в будущем возникнут спорные ситуации и судебные разбирательства.

Далее следует разработать проект будущей придомовой парковки. Для этого целесообразно обратиться в организацию, которая занимается разработкой подобных документов. Сотрудники компании составят проект в соответствии со всеми требованиями законодательства.

На этом этапе необходимо начать сбор средств с жильцов-собственников, которые желают обустроить придомовую парковку. Итоговая сумма расходов будет зависеть от следующих факторов:

  • площади участка, который будет задействован при обустройстве;
  • места расположения участка;
  • расценок компании, которые в свою очередь зависят от региона, опыта и статуса организации;
  • вида покрытия парковки.

В среднем стоимость разработки проекта составляет от 50 до 200 рублей за 1 квадратный метр площади парковки.

При планировании строительства стоит учитывать, что законодательно запрещено возводить открытые парковки вместимостью более 50 автомобилей. Расстояние от жилого здания до площадки на 10 машин должно составлять не менее 10 метров. Если планируется обустроить парковку на 50 автомобилей, то расстояние должно быть не меньше 15 метров.

Если на придомовой территории посторонние лица возвели стоянку, жильцы имеют право признать ее незаконной. Для этого следует обратиться с заявлением в ГИБДД или Прокуратуру РФ.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Организация парковки во дворе: законно ли это, порядок действий, пакет документов

Как сделать платную парковку во дворе

Последнее обновление: 26.01.2021

С каждым годом количество автомобилей становится все больше. Если 30 лет назад машина была только в каждой десятой семье, то сейчас часто встречаются ситуации, когда у каждого взрослого члена семьи есть свое транспортное средство.

При этом вопрос с парковкой, как в городе, так и возле дома, становится все острее.

Как организовать парковку в своем собственном дворе, возможно ли это с точки зрения закона, кто имеет на это право, какая должна быть парковка – гостевая или постоянная, какие затраты необходимо будет понести – рассмотрим в данной статье.

Законность организации парковки во дворе

Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья.

При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения.

Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.

Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам.

Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев.

При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.

Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.

Первое условие – территория под будущий паркинг должна быть общей собственностью владельцев квартир

Требования к территории

Строительные и санитарные правила проектирования и организации парковок в населенных местах закреплены в СанПине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Расстояние до объектов рассмотрено в таблице 4.4.1 данного закона.

Расстояние от парковки до здания необходимо рассчитать в зависимости от размера стоянки (от количества парковочных мест):

  • менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
  • менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
  • менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.

Открытые стоянки на придомовой территории свыше 100 парковочных мест запрещены. П. 18.4 разрешает такие большие стоянки только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон.)

П. 18.2 закона разрешает сокращать расстояние на 25%, если автостоянка будет огорожена сплошной стеной, в которой отсутствуют открывающиеся окна, и нет выезда, ориентированного на жилое строение.

Запрещено размещать парковку вплотную к жилому дому

Гостевая и постоянная парковка

При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?

В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой.

Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя.

А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.

Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.

Законодатель закрывает глаза на некоторые юридические несоответствия

Понятие постоянной парковки можно законно применять только к тем автостоянкам, которые не находятся на придомовой территории, либо частично ее затрагивают. Это муниципальные общие парковки, а также платные автостоянки на муниципальной земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Многие жители устанавливают во дворах шлагбаумы. При этом в некоторых городах даже выделяются субсидии из местного бюджета на такую установку.

Как же это не противоречит тому, что парковка должна быт гостевой? Все просто – шлагбаум устанавливается вне привязки к парковке.

Собственники земли, поставленной на кадастровой учет, имеют право на ее охрану, и не важно, есть на ее территории парковка или нет.

Общий порядок организации придомовой парковки

Прежде всего, необходимо выяснить один момент – действительно ли земля принадлежит самому дому. Ведь может случиться так, что земля является муниципальной собственностью, в таком случае, действия будут немного другими.

Необходимо выяснить, какие существуют правоустанавливающие документы на интересующую вас территорию. Земля должна являться придомовой территорией и быть поставлена на кадастровый учет. О данном учете часто собственники не знают, а без него любое изменение участка будет являться незаконным. Для того, чтобы получить разрешающие документы на землю, необходимо:

  1. Получить согласие собственников.
  2. Составить межевой план.
  3. Обратиться в муниципалитет (администрацию района).
  4. Оформить участок в придомовую собственность.

Далее следует выполнить следующие действия:

  • получить согласие собственников на саму парковку;
  • подготовить проектные документы;
  • обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы земли и землеустройства;
  • после получения всех необходимых разрешений нанять строительную организацию, которая выполнит данные работы.

Как организовать парковку на придомовой территории самостоятельно? Это возможно, но при обязательном следовании всем пунктам проекта. Если среди жильцов дома есть такие специалисты, почему бы не воспользоваться их услугами, сократив денежные затраты.

Общее собрание собственников

Для принятия решения о создании парковочного места, необходимо согласие 2/3 собственников жилья на собрании (очном, заочном или очно-заочном). Если не хватит хотя бы пары , решение могут признать недействительным.

ИЗВЕСТНО. Часто встречаются владельцы, которые категорически против таких построек и либо проали бы за детскую площадку или зеленый парк, либо вообще бы промолчали. В таком случае необходимо уметь договариваться – молодым мамам можно пояснить, что правильная парковка позволит убрать машины с газонов, детских площадок, а также обезопасит их детей на придворовой дороге.

Подготовка проектной документации

Составлением проекта занимаются специальные проектные организации. В проекте должны быть указаны:

  • схематичный план территории;
  • план движения транспортных средств, места въезда и выезда;
  • расположение ограничителей движения;
  • тип покрытия;
  • план разметки;
  • при необходимости – места установки специальных знаков и освещения.

Можно также самостоятельно составить план, но обязательно соответствие его всем вышеуказанным СанПинам. Получить разрешение на такие проекты не просто, поэтому желательно, чтобы его составлял специалист, пусть даже один из жителей дома, но имеющий специальные знания и навыки. В противном случае получение такого разрешения может затянуться на долгий срок.

Какие разрешения и где необходимо получить?

Решение о создании автостоянок общего пользования отнесено к ведению органов местного самоуправления (п. 2 ст. 12 ФЗ №443 от 29 декабря 2021 г. «Об организации дорожного движения…»). При этом такое решение может приниматься как с подачи собственников многоквартирного дома, так и самостоятельно администрацией – но обязательно с учетом мнения жителей.

В зависимости от населенного пункта, данное решение принимает департамент, комитет или должностное лицо, работающее в сфере землеустройства.

В каждом конкретном городе перечень уполномоченных органов или должностных лиц может различаться

Разрешение согласовывается в ГИБДД, а затем в органах (или у должностного лица) в области градостроения и архитектуры.

ВАЖНО. Согласование в этих двух органах не является обязательным, но при его отсутствии могут возникнуть проблемы в будущем. Если же вы хотите установить специальный дорожный знак (ограничение скорости, знак жилой зоны), обращение в органы ГИБДД является обязательным.

Необходимо получение разрешения от пожарной инстанции. Места для парковки должны быть расположены так, чтобы не закрывать доступ проезда пожарных машин.

Пакет документов для организации парковки во дворе

Лучше поручить оформление и подготовку документации специалисту

Таким образом, для организации парковки необходимо получить следующие бумаги:

  • протокол общего собрания собственников;
  • справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете;
  • разрешение от органа местного самоуправления;
  • проект парковки;
  • разрешение пожарной инстанции;
  • желательно: разрешение ГИБДД и органа по градостроению.

Можно ли выделить на парковке собственное место?

Как организовать парковку во дворе таким образом, чтобы закрепить за собственником отдельное место? П. 10 ст. 12 ФЗ №443 запрещает установку любых конструкций, которые мешают использовать общую парковку и отдельные ее места. Исключение составляют только платные автостоянки.

Таким образом, максимум, что можно сделать – обозначить «свое» место специальной надписью или табличкой, но никакого правового и законного значения такой знак иметь не будет. Все будет зависеть только от того, насколько вы сможете договориться с соседями.

Единственный вариант – оформить так называемое машиноместо. Но на данный момент такая возможность предоставлена только подземным и надземным автопаркингам и местам, которые специально отведены под гаражи. Оформить такое место можно в аренду либо в собственность.

Также следует учитывать, что при создании любой парковки – как в общественном месте, так и на придомовой территории, не менее 10% мест (и не менее 1 места) должны быть закреплены за инвалидами. Это положение внесено дополнениями от декабря 2021 г. в ФЗ №181 от 24 ноября 1995г.

«О социальной защите инвалидов в РФ». При этом за конкретным инвалидом, проживающим в данном доме, может быть закреплено отдельное место, оформленное особым образом, в том числе с использованием специального знака и разметок. И пока это единственное исключение из правил.

Для этого инвалид должен лично подать заявку на выделение такого места.

Только для жильцов с инвалидностью можно выделять индивидуальные паркоместа

Сроки и стоимость проведения работ

Протоколы собрания собственников должны быть оформлены надлежащим образом не позднее 10 суток со дня его проведения. В течение 5 дней после их создания они передаются в органы государственного жилищного надзора. Без регистрации в этом органе никто далее принимать решение не будет.

При обращении в орган местного самоуправления и наличии всех правильно оформленных документов ответ должен быть предоставлен в течение 3 дней.

Но обычно вопрос немного затягивается, особенно если на заявленной территории уже есть какие-то объекты благоустройства, пусть даже это будет обычная скамейка или клумба.

Так же отложить ваш вопрос или отказать в нем могут в том случае, если протокол собрания собственников оформлен неправильно, выявлены нарушения в ходе ания, либо он не зарегистрирован надлежащим образом.

Таким образом, на решение вопроса в лучшем случае вы потратите не меньше 1-1,5 месяца. А если земля не оформлена в собственность, то на это потребуется еще 1,5-2 месяца.

Назвать сумму предстоящих затрат достаточно сложно. Межевание в различных регионах может составить от 4 до 10 тысяч рублей. В некоторых регионах на оформление земли в собственность предусмотрено местное финансирование.

При обращении в проектную организацию стоимость может варьироваться от 50 до 200 руб. за 1 кв. м., а стоимость строительных работ будет зависеть:

  • от размера территории, предназначенной под парковку;
  • от вида покрытия (гравий, асфальт, экосетка и др.);
  • от вида разметки;
  • наличия механических ограничителей;
  • благоустройства территории.

Финансы на данное строительство обычно собираются со всех жильцов, также могут использоваться спонсорские взносы.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.