Если госслужащий не прошел аттестацию

Содержание

Увольнение сотрудников организации по результатам аттестации: пошаговая инструкция

Если госслужащий не прошел аттестацию

25.06.2021

Аттестационные мероприятия могут проводиться для подтверждения квалификации специалиста, проверки его теоретической и практической подготовки.

Увольнение работников по итогам аттестации персонала допускается при отрицательном результате указанной проверки.

В этой статье рассмотрим, как происходит указанная процедура, и какие гарантии предусматривает ТК РФ для принудительного увольнения после аттестации.

Когда проводится аттестация

Для отдельных категорий служащих аттестационные процедуры могут носить обязательный характер. Например, для муниципальных служащих или госслужащих периодичность прохождения такой проверки составляет не реже трех лет. Можно выделить цели указанной процедуры:

  • подтверждение соответствия занимаемой должности, определение объективного уровня знаний и подготовки специалиста;
  • формирование кадрового резерва для последующего замещения вышестоящих должностей;
  • подтверждение текущего квалификационного разряда для сотрудника, либо присвоение более высоких классов государственной и муниципальной службы.

Если аттестация носит обязательный характер, она назначается и проводится по инициативе работодателя. Однако допускается и добровольное обращение сотрудников для проверки знаний – если подается заявление на вышестоящую должность, если гражданин не согласен с итогами первой аттестации и т.д.

Как проводится аттестация

Прекращение трудовых отношений по итогам аттестационной проверки допускается статьей 81 ТК РФ. Для этого работодатель должен соблюсти исследующие требования:

  • обеспечить работнику возможность повышать уровень квалификации и совершенствовать полученные знания/навыки – для этого может предусматриваться направление на обучение, самоподготовка и т.д.;
  • организовать и провести проверку знаний в строгом соответствии с нормативными актами;
  • использовать вариант с переводом сотрудника на должность, предусматривающую более низкие требования к квалификации и знаниям.

Пошаговая инструкция для увольнения граждан по результатам аттестации состоит из следующих этапов:

  • принятие решения о проведении аттестационной проверки, издание приказа с указанием перечня сотрудников – с содержанием приказа, в том числе с датой проверки, каждый специалист должен быть ознакомлен под роспись;

Образец приказа о проведении аттестации сотрудников

  • утверждается программа подготовки к аттестации – определяется перечень вопросов для предстоящей проверки, выдается направление на курсы повышения квалификации, утверждается график самоподготовки на предприятии;
  • утверждается состав аттестационной комиссии – для проверки могут привлекаться не только должностные лица учреждения, но и приглашенные эксперты;
  • оформляются характеристики на каждого сотрудника, проходящего аттестацию – указываются их личные и деловые качества, отношение к трудовой деятельности, наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • проводится проверка знаний – в форме теста или устного ответа на вопросы, прохождение практических заданий, с использованием средств электронной диагностики знаний и т.д.;
  • заполняется аттестационный лист с оценкой квалификации сотрудника;
  • сотрудника знакомят с итогами прохождения аттестации – при поступлении возражений проводится проверка их обоснованности;
  • если заключение по итогам аттестации подтверждает несоответствие занимаемой должности, работнику предлагается перевод на иное место работы – работодатель должен учесть образование и квалификацию сотрудника, а также отсутствие медицинских противопоказаний;
  • при отсутствии свободных вакансий, либо при отказе служащего на перевод, издается приказ о прекращении трудовых отношений по инициативе руководства.

С содержание приказа гражданин знакомится под роспись. При отказе поставить подпись составляется комиссионный акт с участием представителей организации.

Образец приказа об увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности

Еще до момента увольнения сотрудник может оспорить результаты аттестационной проверки.

Судебная практика рассматривает такие случаи, как реализацию права на дополнительную или повторную проверку.

Если нормативные акты или локальные положения компании допускают возможность повторной аттестации, сотруднику дается время на подготовку или повышение уровня квалификации. Как правило, этот срок не превышает 2-3 месяцев.

После издания приказа, администрация предприятия обязана выполнить следующие действия:

  • определить количество дней неиспользованного отпуска – допускается предоставление их в натуре, либо выплата соответствующей компенсации в денежной форме;
  • рассчитать специалиста по всем видам выплат – так как отрицательный итог аттестации не является виновным действием, работник сможет получить все стандартные выплаты;
  • заполняется трудовая книжка – ее должны выдать в последний день работы на предприятии (при отказе получить документ, его можно направить по почте).

Образец записи в трудовую книжку об увольнении за несоответствие занимаемой должности

При увольнении по указанному основанию выплата выходного пособия не происходит. В состав обязательных выплат входит денежное вознаграждение, надбавки и компенсации, предусмотренные трудовым контрактом и внутренними положениями.

Оспорить основание для увольнения можно не позднее одного месяца после получения копии приказа или трудовой книжки.

Как правило, причиной восстановления на работе будет являться нарушение процедуры аттестации или подведения его итогов, а также отказ руководства предприятия предоставить другую должность для перевода.

Например, уволенный гражданин может доказать необъективный или предвзятый характер аттестационной проверки, включение в программу вопросов, не относящихся к профильной деятельности  и т.д.

Увольнение сотрудников организации по результатам аттестации: пошаговая инструкция Ссылка на основную публикацию

Увольнение по результатам аттестации

Если госслужащий не прошел аттестацию

Аттестация персонала является наиболее действенной оценкой кадров предприятия. Это мероприятие выступает составной частью управления персоналом. Аттестация обязательна для определенной категории работников. Императивное требование к ним устанавливает закон.

По усмотрению администрации предприятия может проводиться добровольная аттестация. Она преследует цель оптимизации при управлении персоналом, а также повышение работоспособности персонала в конкретной компании.

Аттестация показывает работодателю, соответствует ли его работник занимаемой им должности.

Что входит в понятие аттестации сотрудников?

Оценка трудовых и личностных качеств человека, его трудовых показателей на предприятии входит в понятие аттестации. Работодатель должен постоянно стимулировать грамотного и ответственного работника к повышению квалификации на работе. Эффективность работы персонала складывается из результативности использования организационных ресурсов, включая потенциал каждого из сотрудников.

Аттестация помогает получить информацию для принятия управленческих решений. Это важно с точки зрения оценки, анализа и исследования данных на предмет – насколько потенциал сотрудников позволяет реализовывать цели и задачи компании.

Это актуально для развивающихся, крупных компаний, которые используют в своей деятельности гибкую систему управления.

Аттестация важна также с точки зрения получения информации для текущей работы с персоналом, для выявления областей, которые нуждаются в дополнительном контроле.

Обязательно или нет?

Закон содержит перечень видов трудовой деятельности, где необходимо проводить аттестационные мероприятия. Это, например, служащие (гражданские, муниципальные), педагоги, сотрудники полиции, педагоги. То есть законодатель устанавливает, что аттестация обязательна для бюджетных учреждений.

Что касается коммерческих компаний, организаций, то законодатель не установил для них императивной нормы о проведении такого рода мероприятия.
Поэтому, если в компании было принято решение о проведении аттестации, ей подлежат работники, для которых предусмотрен специальный порядок. Например, для педагогов.

При разработке локального нормативного акта о проведении аттестации, необходимо принимать во внимание требования законодательных актов.

Увольнение по результатам аттестации несоответствие занимаемой должности

Основания для увольнения сотрудников предприятия или компании перечислены в ТК РФ. Одним из оснований выступает инициатива работодателя (ст. 81). В этой статье содержится положение, которое разрешает уволить сотрудника по итогам аттестации персонала.

Увольнение может быть осуществлено в случае, если по итогам рассматриваемого мероприятия было выявлено, что человек, занимая на предприятии определенную должность, ей не соответствует.

Алгоритм проведения аттестации определяется трудовым законодательством, нормативными актами, локальными правовыми актами, которые принимаются с учетом мнения профсоюзов.

Увольнение работника по результатам аттестации может быть осуществлено в случае, если работодатель не имеет возможности перевести работника на другую работу. На это должен дать согласие работник в письменном виде. Работа должна подходить ему по квалификации и состоянию здоровья.

Работодатель имеет право перевести сотрудника на нижестоящую должность, более низкооплачиваемую работу. Перевод должен быть осуществлен в той же местности, где работал сотрудник предприятия. В другой местности сотруднику также можно предложить вакансии, но только если это предусмотрено трудовым договором.

В письме от Роструда от 2008 года под №1028 говорится, что по рассматриваемому основанию человек может быть уволен только после проведения аттестации.

Термин «аттестация» в ТК РФ отсутствует. Тем не менее, под аттестаций понимается мероприятие, которое представляет собой проверку морально-личностных и деловых качеств человека. Кроме того, работник проверяется на соответствие его рабочих качеств занимаемой должности.

Увольнение по результатам проведенной аттестации не допускается

Аттестация в отношении некоторых работников не имеет смысла. Это обусловлено тем, что по результатам проведения этого мероприятия уволить их нельзя по инициативе работодателя.Следовательно, этот процесс для них теряет смысл. В частности, нельзя уволить:

  • беременную женщину;
  • женщину с ребенком до 3 лет;
  • одинокую женщину, воспитывающую ребенка – инвалида до 18 лет;
  • человека, имеющего ребенка-инвалида и являющегося единственным кормильцем в семье;
  • человека, имеющего ребенка до 3 лет и являющегося единственным кормильцем в семье, который воспитывает трех и более детей.

Увольнение этих работников, даже при условии того, что они не прошли аттестацию, не допускается. На основании статьи 81 ч. 1 п. 3 работодатель обязан знать об ограничениях, которые не позволяют ему уволить:

  • находящихся в отпуске работников;
  • работников, находящихся в состоянии нетрудоспособности (временной).

По инициативе работодателя можно уволить сотрудников, если они не справились с аттестаций, но с соблюдением определенных этому случаю процедур:

  • членов профсоюза;
  • представителей работников во время проведения переговоров (коллективных);
  • несовершеннолетних;
  • представителей персонала, которые участвуют в разрешении трудового спора;
  • работников, которые принимают участие в забастовке;
  • работников, которые принимают участие в трудовом споре;
  • работников, избранных в составе комиссии по трудовым спорам;
  • руководителей коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций (выбранных) и их замов.

Как избежать увольнения по результатам аттестации

По результатам аттестации сотрудника предприятия работодатель составляет отзыв. Этот документ характеризует уровень теоретических и практических навыков работника, его морально-волевых качеств. Также указывается, соответствует ли данный человек занимаемой должности.

В отзыве отражаются не только общие показатели, которые характерны для этой категории сотрудников, например, образовательный уровень, но и данные о длительности работы в занимаемой должности, личностные качества испытуемого, степень самостоятельности в процессе работы, качество выполнения работ, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к ситуации, использовать новые подходы в ходе решения возникших задач и т.д.

Если руководителем был представлен негативный отзыв о работнике в аттестационную комиссию, недовольный сотрудник имеет право подать возражение на отзыв в письменном виде. Возражение должно быть мотивированным.

Если аттестационная комиссия все – таки примет решение об увольнении сотрудника, он может обжаловать это решение в суде. Алгоритм обжалования обозначен в статье 392 ТК РФ.

Срок обращения за помощью в суд составляет один месяц, который начинает считаться с момента, когда работник получил отзыв; за оказанные со стороны государства услуги платить не нужно.

При наличии причины уважительного характера, срок, который был пропущен для обращения в суд, восстанавливается при подаче туда заявления. Рассматриваемая категория дел подсудна суду общей юрисдикции, следовательно, необходимо обращаться в суд районного уровня по месту жительства или нахождения компании.

Увольнение по результатам аттестации государственных служащих

По результатам аттестации в отношении сотрудников комиссия выносит решение:

  • соответствует той должности, которую занимает;
  • соответствует должности при условии улучшения работы, исполнения данных работнику рекомендаций аттестационной комиссией, прохождение еще одной аттестации в срок, который укажет комиссия;
  • несоответствие государственного служащего занимаемой должности.

Решение аттестационная комиссия формирует в виде протокола. Этот документ подписывается всеми участниками аттестационной комиссии. Ее заседание будет правомочным, если на ней присутствует не менее 2/3 членов.

Практика судов показывает, что на работе восстанавливают работников, которые были уволены в результате проведения аттестационного мероприятия на основании приказа по решению комиссии, если ее заседание было признано неправомочным.

В течение месячного срока после проведения аттестационного мероприятия и по ее результатам издается правовой акт о том, что государственный служащий должен быть включен в законном порядке в кадровый резерв, предназначенный для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке профессионального роста. Кроме того, в акте содержится информация о том, что гражданский служащий направляется на переподготовку или на повышение квалификации либо понижается в должности.

В случае отказа государственного служащего от переподготовки, повышения квалификации, перевода на должность гражданской службы, его имеют право уволить. Гражданский служащий имеет право на обжалование итогов аттестации.

Увольнение по итогам аттестации муниципальных служащих

Аттестация муниципального служащего проводится в соответствии с задачами определения его соответствия занимаемой должности на муниципальной службе. Аттестационные мероприятия с этой категорией работников осуществляются один раз в 3 года.

В результате проведения указанного выше мероприятия, аттестационная комиссия должна вынести решение о том, соответствует ли данный работник занимаемой должности. В полномочия комиссии также входит выдача рекомендаций, связанных с поощрением отдельных муниципальных служащих.

Поощрение наступает за высокие результаты в работе, успехи, включая повышение работников в должности. Если на то есть необходимость, то аттестационная комиссия рекомендует улучшить работу аттестованных служащих.

Результаты проведения мероприятия сообщаются работникам после подведения ания членов созданной комиссии. Материалы, связанные с аттестацией, передаются представителю нанимателя или работодателю.

По результатам проведения аттестации работодатель принимает решение, связанное с поощрением отдельных работников за достигнутые ими успехи в период, не более одного месяца с момента проведения и подведения итогов аттестации.

Кроме того, понижение сотрудника в должности осуществляется в аналогичный период времени.

Аттестационная комиссия, анализируя, исследуя результаты аттестации конкретного работника, может выдать рекомендацию о том, чтобы направить его на получение профессионального образования в дополнительном порядке.

Муниципальный служащий может не согласиться с понижением в должности.

Кроме того, в случае, если муниципального работника нельзя перевести на другую должность с его согласия, работодатель вправе в течение месяца с момента проведения аттестации уволить его.

Основанием для увольнения будет несоответствие работника той должности, которую он занимал ранее, до проведения аттестационного мероприятия. Результаты аттестации подтверждают, что работник не имеет достаточной для своей должности квалификации.

Если прошло более месяца с момента проведения мероприятия, работодатель пропустил срок увольнения без уважительной причины, он более не сможет уволить работника по рассматриваемому основанию.

Если муниципальный служащий не согласен с итогами проведенного аттестационного мероприятия, он вправе обжаловать его результаты в судебном органе.

Рассматриваемая категория дел подсудна суду общей юрисдикции, следовательно, необходимо обращаться в суд районного уровня по месту жительства или нахождения компании. По результатам рассмотрения спорного дела суд выносит решение, в котором он может восстановить работника в должности.

Если муниципальный служащий не прошел аттестацию

Если госслужащий не прошел аттестацию

Процедура определена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.

18) и является важным элементом в структуре формирования профессиональных знаний и навыков управления у сотрудников органов власти.

Рассмотрим в статье, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих, кто должен ее проходить, какими могут быть результаты, а также последствия неявки на мероприятие.

Для чего нужна аттестация

Экзамен имеет решающее значение для работодателя, поскольку:

  • является способом определения уровня квалификации работника;
  • позволяет оптимально перераспределять работников по направлениям деятельности;
  • повышает эффективность и результативность труда, ответственность за выполняемое поручение;
  • дает возможность установить факт соответствия занимаемой должности и сформировать высококвалифицированный коллектив;
  • выявляет наиболее эффективных сотрудников;
  • определяет необходимость повышения квалификации и возможности продвижения по служебной лестнице;
  • стимулирует сотрудника к саморазвитию и повышению своего профессионального уровня.

Кто должен аттестовываться, а кому — необязательно

Процедура должна проводиться работодателем со строгой периодичностью — один раз в три года. Случаи проведения внеочередной проверки законодательством о муниципальной службе не установлены.

Работодатель не имеет права назначить аттестацию следующим категориям сотрудников:

  • проработавшим в должности менее года;
  • достигшим 60-летнего возраста;
  • беременным сотрудницам;
  • женщинам, которые находятся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Они подлежат проверке через год после окончания данного отпуска;
  • сотрудники, находящиеся на срочном трудовом договоре (контракте).

Как проходит аттестация

Аттестация муниципальных служащих (на примере администрации Московской области) состоит из набора определенных шагов.

Шаг 1. Законом субъекта Российской Федерации утверждается типовое положение о проведении проверки.

Шаг 2. Порядок проведения должен быть утвержден администрацией населенного пункта на основании закона.

Шаг 3. Глава администрации издает распорядительный акт, в котором предусмотрены положения:

  • о формировании аттестационной комиссии и ее составе;
  • о графике проведения, который необходимо довести до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до мероприятия;
  • о составе сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, которые необходимы для работы аттестационной комиссии.

Шаг 4. Не позднее чем за две недели до начала мероприятия в комиссию должны быть направлены:

  • должностная инструкция по соответствующей должности;
  • отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации (образец документа и его форма строго не установлены);
  • аттестационный лист с данными по предыдущей проверке.

Шаг 5. Не позднее чем за неделю кадровая служба должна ознакомить сотрудника с представленным отзывом. Сотрудник вправе до дня проведения процедуры дать дополнительную информацию о своей деятельности или направить несогласие с отзывом.

Шаг 6. Процедура проводится очно в присутствии не менее 2/3 членов аттестационной комиссии.

Комиссия рассматривает имеющиеся документы, заслушивает отчет работника о решении поставленных перед ним задач, если нужно — заслушивает его непосредственного руководителя.

Аттестация муниципальных служащих (вопросы и ответы 2021 года составляются по определенным требованиям) может проходить по тестовым вопросам, рекомендации по составлению которых можно найти на официальном сайте Минтруда.

Шаг 7. По итогам аттестации комиссия в отсутствие работника решает, соответствует ли он замещаемой должности или нет. Решение оформляется в аттестационном листе, который подписывают члены комиссии и сам аттестуемый сотрудник.

Комиссия может рекомендовать поощрить работника, в том числе повысив в должности, направить для получения дополнительного профессионального образования, а также рекомендовать повысить эффективность деятельности.

Шаг 8. Результат аттестации оглашается сотруднику сразу после подведения итогов ания.

Ход мероприятия фиксируется в протоколе, который ведет секретарь комиссии. Протокол должен быть подписан членами комиссии.

Материалы передаются работодателю. По результатам работодатель решает, соответствует ли человек занимаемой должности или нет, комиссия также может принять решение о:

  • поощрении работника;
  • понижении сотрудника в должности с его согласия в срок не более одного месяца со дня проверки. Решение работодателя оформляется приказом.

Что будет, если не явиться на аттестацию

Процедура проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести проверку в его отсутствие или перенести на другую дату.

Что будет, если признают несоответствующим занимаемой должности

Заключение аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности позволяет представителю нанимателя расторгнуть трудовой договор с сотрудником. В соответствии с п. 14 ст. 81 ТК РФ, данный вариант увольнения допускается при отсутствии возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу.

Если решено уволить, действия работодателя следующие:

1. Издать приказ за подписью руководителя с решением по итогам проведенной аттестации, ознакомить с приказом всех заинтересованных лиц, а также упомянутых в данном приказе работников.

2. Предложить сотруднику, признанному не соответствующим занимаемой должности, все имеющиеся в организации в данной местности вакансии. Предложение нужно оформить письменно.

3. Если работник согласен, издать приказ о его переводе на другую должность по унифицированной форме № Т-5.

4. Если подчиненный отказывается от перевода, расторгнуть с ним контракт по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, издав приказ по унифицированной форме № Т-8.

5. При принятии решения об увольнении работника, являющегося членом профсоюзной организации, работодатель обязан запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

Представитель нанимателя расторгает контракт не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В подсчет срока не включаются периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и другие периоды отсутствия сотрудника, когда за ним сохраняется должность.

6. В трудовую книжку вносится запись об увольнении в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Е. В. Давыдова

Какие квалификационные требования установлены к муниципальным служащим? Каковы цели аттестации служащих? Какими нормативными актами определен порядок ее проведения и каков он? Из каких этапов состоит аттестация? Как формируется аттестационная комиссия? Какое решение может приниматься в результате аттестации? По какому основанию уволить служащего, не прошедшего аттестацию?

Некомпетентность муниципальных служащих, недостаточный опыт работы и пробелы в профессиональной подготовке приводят не только к снижению авторитета муниципальных органов, но зачастую и к нарушениям законодательства о муниципальной службе.

Поэтому выполнение особых квалификационных требований к таким служащим должно периодически подтверждаться. В этих целях проводится аттестация.

В статье рассмотрим, какие квалификационные требования предъявляются к служащим, в каком порядке осуществляется их аттестация, как формируется комиссия и на что еще обратить внимание работодателю, проводящему аттестацию.

Квалификационные требования

Одной из обязанностей муниципального служащего, установленных ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Устанавливаются такие требования муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона № 25-ФЗ).

Например, для замещения ведущих должностей муниципальной службы категории «специалисты» Постановлением администрации Ступинского муниципального района МО от 03.12.

2014 № 5572-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации Ступинского муниципального района» необходимо иметь высшее образование и стаж муниципальной (государственной) службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет. К профессиональным навыкам ведущих специалистов отнесены:

  • выполнение поставленных руководством задач;
  • эффективное планирование служебного времени;
  • разработка правовых актов, навыки делового письма, аналитическая работа со статистическими и отчетными данными;
  • работа со служебными документами; и др.

Читать дальше:  Как получить страховые взносы из пенсионного фонда

Квалификационные требования по конкретной должности, как правило, включаются в должностные инструкции (регламенты), с которыми служащий должен быть ознакомлен под подпись.

Оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности может осуществляться в результате конкурса на замещение такой должности (ст. 17 Закона № 25-ФЗ).

Аттестация и цели ее проведения

Согласно ст. 18 Закона № 25-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Таким образом, если в результате будет установлено, что служащий не соответствует занимаемой должности, то есть его квалификация, в частности практические и профессиональные знания и навыки, не соответствуют требованиям по данной должности, он может быть уволен по основанию, пре­дусмотренному Трудовым кодексом, а именно по п. 3 ч. 1 ст. 81.

Установление соответствия занимаемой должности – основная цель проведения аттестации. Однако в более широком смысле аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих.

Отметим, что приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы в силу ст. 32 Закона № 25-ФЗ являются:

  • назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
  • содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
  • подготовка кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
  • создание кадрового резерва и его эффективное использование;
  • оценка результатов работы муниципальных служащих посредством аттестации;
  • применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

Кроме этого, некоторыми субъектами РФ установлено, что аттестация способствует решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей муниципальной службы (Областной закон Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области»).

В ходе аттестации также могут решаться вопросы о применении к служащему мер ответственности и стимулирования.

Законом № 25-ФЗ предусмотрено проведение обязательной плановой аттестации один раз в три года. Однако нормативными правовыми актами субъектов могут предусматриваться и внеочередные аттестации (см., в частности, Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденное Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

Служба народу: тест на профпригодность

Если госслужащий не прошел аттестацию

Последние два десятилетия в России стремительно меняются социально-экономические условия. Ветер перемен приносит все новые и новые задачи российским органам государственной и муниципальной власти.

Для того чтобы их решить, субъекты управления всех уровней вынуждены постоянно повышать эффективность своей деятельности.

Результаты работы во многом зависят от профессионализма служащих государственных и муниципальных учреждений.

Аттестация позволяет своевременно оценить знания, опыт и качество работы, эффективность служебной деятельности сотрудников, а также коэффициент достижения ими поставленных задач.

Она должна служить лакмусовой бумажкой для выявления сотрудников, не соответствующих занимаемой должности.

Однако многие эксперты в открытых источниках отмечают недостаточную эффективность процесса аттестации в силу того, что существующая нормативная правовая база и практика проведения оценки госслужащих не всегда отвечают современным требованиям и постоянно меняющейся реальности. 

Подробнее об основных сложностях процесса оценки кадров органов государственной и муниципальной власти и о перспективах дальнейшего повышения эффективности работы госслужащих в интервью журналу «Я кадровик» рассказывает проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Александр САФОНОВ. 

– Александр Львович, как Вы считаете, в чем заключаются основные проблемы аттестации госслужащих в России? С чем они связаны?

– Главный вопрос, на который должна ответить аттестация, — это есть или нет у чиновника необходимые для должности компетенции и навыки.

И вы знаете, по своему опыту могу сказать следующее: основной недостаток современной отечественной системы аттестации в том, что она проходит формально: от нее практически не зависит карьера госслужащего.

В то же время в США, например, госслужащий, не прошедший аттестацию, независимо от отношения к нему его непосредственного начальника будет обязательно либо понижен в должности, либо уволен со службы. Это касается и назначений на более высокий пост.

Так что если мы хотим повысить ее эффективность, то необходимо создавать независимый институт аттестации госслужащих, и результаты аттестации должны прямо влиять на карьеру чиновника. Также пока невозможно до конца решить  проблему блата в учреждениях государственной службы, поскольку нет специальных защитных механизмов. 

– Основную роль в процессе оценки служащих играют эксперты аттестационной комиссии. Какими качествами они должны обладать? 

– Это сложный вопрос.

Если опираться на сегодняшние требования, то эксперт должен обладать знаниями нормативных актов, регулирующих государственную службу, а также знать предметную область, в которой работает чиновник.

А если говорить о более продвинутой модели, то в состав комиссии должны входить и профессиональный психолог, и специалист, способный оценить управленческий потенциал аттестуемого.

– Каких положений не хватает в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», чтобы отбор персонала стал максимально профессиональным и эффективным?

– Думается, что в закон необходимо внести положения о создании независимого института оценки персонала, занятого в органах власти.

– Изменение инструментов оценки госслужащих ведет к необходимости модернизации учебных программ для госслужащих. Какие усовершенствования требуются в этой сфере? 

– Изменения в системе дополнительного профессионального образования госслужащих, можно сказать, перезрели. Сегодня система ДПО, которая сформировалась в начале 90-х, не отражает потребности текущего времени. 

В среднем ежегодно количество государственных гражданских служащих, проходящих программы ДПО, достигает около 60,5 тысяч человек на федеральном уровне и около 40 тысяч человек из субъектов РФ.

Эта цифра значительно ниже норматива, установленного законом, по которому ежегодно должно проходить обучение не менее 33% от численного состава всех государственных гражданских служащих.

Как показывают данные Минтруда РФ, например в 2013 году, потребность федеральных органов исполнительной власти в ДПО оставила 133 тысячи человек, а объем финансирования — 1,1 миллиарда рублей.

В то же время ежегодно обучается не более 10-15% федеральных государственных гражданских служащих федерального уровня и около 20% государственных гражданских служащих субъектов РФ. А это фактически свидетельствует о неисполнении положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

– В чем же главный недостаток современного процесса дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих? 

– В том, что его бизнес-модель может рассматриваться как случайный выбор. Иными словами, несмотря на существующие положения ФЗ-79 и обязательность дополнительного профессионального образования, оно не ведется на системной основе, из-за чего возникает цепочка других недостатков:

  • отбор госслужащих в федеральные органы исполнительной власти для ДПО по принципу «наименьшего зла для рабочего процесса» (охват от 30 до 50% реальной потребности в обучении);
  • зависимость выбора программ ДПО по конкурсу не от качества и актуальности, а от стоимости;
  • зависимость выбора учебных заведений от наличия средств на командировочные расходы;
  • использование неактуальных программ ДПО из числа ранее разработанных для иных целей программ;
  • ведение учебного процесса без участия реальных специалистов; 
  • отсутствие у программ развития и связи с научными исследованиями.

Этот ряд можно продолжать бесконечно, однако находить недостатки всегда просто и гораздо сложнее говорить о том, что надо делать. 

– А каков, на Ваш взгляд, путь решения этих сложностей?

– Необходимо четко сформировать квалификационные требования к госслужащим. Именно в этих требованиях должны быть отражены основные навыки и компетенции, которыми обязан обладать приходящий на работу в государственные органы власти гражданин. 

Основной способ повышения качества ДПО для госслужащих я вижу во внедрении новых методов обучения: дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр. Подобный опыт с успехом применяется в нашей академии для подготовки высшего управленческого резерва кадров. И именно эти новые форматы дают наивысший эффект.

– Иногда разработка каких-либо новшеств сродни изобретению велосипеда. Не проще ли перенять у зарубежных стран уже имеющийся опыт, позволяющий внести усовершенствования в процесс аттестации?

– Есть много интересных форматов работы, и я думаю, что все они в определенной степени могут эффективно работать и у нас. Но надо понимать, что любая модель опирается на государственные реальности. И сказать, что опыт какой-то конкретной страны стопроцентно подходит нам, было бы преувеличением.

И сегодня, благодаря пилотным проектам, запущенным Министерством труда и социальной защиты РФ, у нас появилась возможность выбора своего пути как в сфере оценки деятельности служащих органов государственной и муниципальной власти, так и в плане совершенствования системы государственного управления в целом.

 

Как отследить дату прохождения  аттестации в программе Контур-Персонал Госслужба? Смотрире в программе Контур-Персонал Госслужба!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.