Досмотр груза в транспортной компании

Содержание

Таможенное оформление авиа грузов

Досмотр груза в транспортной компании

Авиаперевозка оптимальна для скоропортящихся грузов (медицинских препаратов, продуктов питания, цветов и т.д.), а также для пробных партий — только благодаря воздушному транспорту можно получить и оценить товар в разумные сроки.

Процедура таможенного оформления авиагрузов практически не отличается от растаможки товаров, которые перевозят через границу другими способами. Как и в других случаях, процедура зависит от типа груза, типа перевозки (экспорт, импорт, транзит) и законодательства страны, в которой проверяют товар.

В России, Беларуси, Казахстане, Киргизии действует единая таможенная зона, а значит, и единые законы.

Этапы таможенного оформления авиагрузов

К растаможке следует готовиться еще на этапе подготовки к перевозке. В большинстве случаев перевозчик обязан пройти таможенные процедуры в течение 3 часов с момента прибытия груза, а таможня — пропустить товар на территорию страны не позднее следующего дня с момента подачи ТД. Это значит, что все документы должны быть уже готовы, а действия — произведены.

Регистрация участника ВЭД

Если вы, как представитель компании, завозите в Россию (или иную страну ТС) товары, вы должны зарегистрироваться в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Регистрацию проводит тот таможенный пункт, через который пройдет товар.

Таким образом, вы должны заранее определить аэропорт прибытия груза (и, следовательно, проработать или обсудить с транспортной компанией маршрут перевозки). Таможенные пункты есть в международных аэропортах.

Найти их контактные данные можно на сайтах аэропортов.

Чтобы зарегистрироваться как участник ВЭД, вы должны заполнить заявление на бланке таможенного пункта и подать его вместе с копиями учредительных документов компании.

Расчет стоимости и оплата пошлин и сборов

Груз не будет пропущен на территорию России без оплаченных пошлин. Поэтому заплатить придется заранее — чтобы платеж прошел и был обработан своевременно. Для этого нужно точно определить код ТН ВЭД вашего товара, а затем рассчитать общую сумму. Лучше, если она будет чуть больше, — остаток отправят назад банковским платежом.

Подготовка документов

Это самый важный этап. Если в документах будут найдены ошибки и несоответствия, груз не пропустят. Итак, вам необходимо подготовить:

  • документы, подтверждающие право собственности на товар (инвойс, договор, паспорт сделки);
  • транспортные документы (авианакладная, договор страхования);
  • упаковочный лист, акт загрузки, сертификаты на товар и другие подобные документы;
  • чеки и иные документы, подтверждающие факт оплаты пошлин, сборов, НДС и т.д.;
  • документы, которые подтверждают код ТН ВЭД и заявленную стоимость товара;
  • документы, подтверждающие соответствие требованиям валютного контроля.

Состав пакета документов зависит от груза и особенностей сделки. Так, если товар подпадает под льготную категорию, придется подготовить бумаги, подтверждающие ваше право пользоваться льготами.

Оформление и подача таможенной декларации

Таможенная декларация может быть подана в бумажном или электронном виде, лично или через официального представителя (по заверенной доверенности). В ней должны содержаться сведения о товаре — вид, стоимость, вес, код ТН ВЭД и т.д., а также информация о владельце, стране производства и отправления и многое другое.

Сведения, указанные в ТД, должны совпадать с информацией, содержащейся в документах, которые вы подготовили ранее.

Также необходимо уведомить таможенный пункт о дате и времени прибытия вашего груза.

Проверка документов на таможне

Как только ваш товар прибудет на таможню, сотрудники обязаны проверить таможенную декларацию и все сведения, которые в ней указаны. Для этого и необходим пакет документов, который вы подготовили ранее.

Досмотр груза

На таможне обязаны убедиться в том, что вы перевозите именно тот товар, который указан в ТД, и именно в заявленных объемах. Для этого проводится досмотр. Как правило, сотрудники таможни ограничиваются осмотром упаковки, проверкой веса и габаритов, но они имеют право и вскрыть упаковку, если возникнут подозрения.

После досмотра на таможне проверят полноту оплаченных пошлин и сборов, а затем выпустят груз на территорию России. Вы можете продолжить транспортировку до склада компании.

Сложности таможенного оформления авиагрузов

Авиагрузы проверяют и досматривают куда пристальнее, чем товары при авто- или железнодорожной перевозке. Поэтому следует внимательно прочитать законы, которые касаются внешнеторговой деятельности и авиаперевозки, и с большим вниманием отнестись к проверке документов.

Несмотря на большой грузопоток, ваш товар может задержаться на таможне, если у ее сотрудников возникнут вопросы к грузу и документам. Это может быть критично для скоропорта и особенно ценных грузов.

Технические средства таможенного контроля: эффективные системы защиты границ

Досмотр груза в транспортной компании
Технические средства таможенного контроля выполняют важные функции — предотвращают преступления и террористические угрозы, останавливают катастрофы техногенного и экологического характера. Без современного досмотрового оборудования невозможно гарантировать порядок на таможне и обезопасить государственные границы.

Рассмотрим, какое оборудование отвечает за безопасность в пунктах пограничного контроля. Посылки, контейнеры, паллеты — любой груз, пересекающий государственную границу, проходит таможенный контроль. Современные досмотровые средства проверяют содержимое груза без повреждения упаковки, то есть неинтрузивно.

  Рентгеновская досмотровая установка, или интроскоп, —  это универсальная система досмотра, которая применяется для проверки багажа, почты и грузов. Интроскоп сканирует содержимое груза при помощи рентген-лучей.

Груз движется по конвейерной ленте интроскопа и попадает в туннель. Система сканирует содержимое и передает изображение оператору досмотровой установки.

Предметы выделяются различными цветами, в зависимости от материала. Органические материалы окрашиваются в оранжевый цвет, неорганические — в синий, а смешанные — в зеленый. 

Для сканирования высоких грузов на таможне используют рентгеновские досмотровые установки с большим размером туннеля. Например, модель Rapiscan 632 XR проверяет паллетированный и непаллетированный груз габаритами до 1,5 м в длину и ширину.

Rapiscan 638 XR сканирует груз размерами до 1,8 м (ширина) на 1,8 м (высота). Обе модели Rapiscan имеют низкорасположенный конвейер и выдерживают нагрузку от 1,5 до 3 тонн в зависимости от конфигурации.

Благодаря высокой проникающей способности интроскопы Rapiscan просвечивают содержимое даже плотных металлических контейнеров.

Портативная система досмотра грузов и автотранспорта

Помимо стационарных рентгеновских досмотровых установок в пунктах таможенного контроля применяют переносной аппарат MINI Z. Система использует  технологию обратного рассеивания (Z Backscatter). Это миниатюрная и беспроводная система досмотра: она весит 4,2 кг, что удобно для ручного использования. 

На таможенном досмотре оператор сканирует груз, и система выводит изображение на дисплее планшета. MINI Z обнаруживает взрывоопасные предметы и запрещенные органические вещества (наркотики, сигареты) в труднодоступных местах: скрытые полости автомобиля, шины и отсеки грузовых контейнеров.

Досмотр транспорта

 Нередко запрещенные предметы могут находится в скрытых частях транспортных средств. Для поиска тайников и спрятанных вещей в корпусе автомобиля сотрудники таможни используют системы досмотра днища Lowcam.

Это эффективная замена досмотрового зеркала: компактная установка монтируется одним человеком за 5 минут и сканирует труднодоступные полости автомобиля, которые не видит зеркало. При этом погодные условия и время суток не влияют на качество досмотра.

 

Система досмотра днища автотранспорта Lowcam ищет запрещенные предметы: оружие, контрабанду, наркотики. Несколько камер сканируют днище транспортного средства и передают оператору видеоизображение в нескольких ракурсах.

Досмотр одного автомобиля занимает меньше минуты — это позволяет ускорить таможенный контроль и предотвратить очереди.

Системы досмотра днища Lowcam легко настраиваются под задачи заказчика и условия эксплуатации. Есть стационарные и переносные модели, а функционал дополняется возможностью распознавания номеров автомобиля. В базе данных хранятся изображения днища авто — в чрезвычайной ситуации оператор моментально отследит историю проверок автомобиля и узнает, кто и когда осуществлял досмотр.

Lowcam интегрируется в общую систему видеонаблюдения и контроля управления доступом, что позволяет объединить несколько КПП в единую интеллектуальную платформу и сократить персонал службы безопасности.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Для таможенной проверки крупногабаритного транспорта и грузов применяются системы досмотра транспорта различного типа и конфигураций. Современное досмотровое оборудование обнаруживает малые тайники и скрытые вкладки в грузе весом десятки тонн.

При этом не нужно останавливать транспорт и отдельно сканировать единицы груза —  можно досматривать фуры, грузовые составы и фургоны в движении на скорости до 60км/час.

За час системы досмотра транспорта сканируют до 400 автомобилей, что ускоряет и автоматизирует процесс таможенного контроля.

Системы досмотра транспорта делятся на два вида, в зависимости от технологии досмотра.

Первые используют проникающее излучение, чувствительное к плотности материала. К ним относятся инспекционно-досмотровые комплексы Rapiscan Eagle — конструкция в виде рамки-портала, через которую проезжают автомобили и поезда.

В линейке есть стационарные модели Eаgle G45 и Eagle P60, мобильные системы на базе трейлера Eаgle М45 и М25, которые доставляются в труднодоступные места.

Модель ИДК Eаgle R60/R90 устанавливаются на железнодорожном транспорте для контроля перевозимых жд-составами грузов.

Второй вид систем досмотра транспорта комбинирует технологию обратного рассеяния и проникающее излучение. Они быстрее и надежнее досматривают транспорт, делая несколько снимков в различных ракурсах.

Комбинированные системы досмотра транспорта Rapiscan помогают сотрудникам безопасности обнаруживать органические вещества (наркотики, сигареты) и неорганические материалы (оружие, взрывные устройства). Комбинированные инспекционно-досмотровые комплексы — это современное и эффективное решение для таможенной проверки транспорта.

Системы досмотра транспорта Rapiscan Systems|AS&E безопасны для сотрудников таможенной службы и для водителя досматриваемого автомобиля. Запатентованная технология CabScan сканирует кабину на низкой мощности и автоматически переключается на высокую при сканировании грузового контейнера.

Линейка оборудования Rapiscan Systems|AS&E включает в себя: стационарные и мобильные портальные конструкции (серии GANTRY и PORTAL), системы досмотра транспорта на базе фургонов (серия ZBV).

Террористы и преступники придумывают новые схемы, как обмануть сотрудников таможенной службы и средства досмотра. Чтобы предотвратить угрозы на государственной границе необходимо оснащать пункты пропуска современным оборудованием.  WEKEY следит за разработками в средствах таможенного контроля. Поэтому на каждый новый вызов у нас есть ответ — инновация в сфере безопасности.

Международные автоперевозки грузов: что нужно знать начинающим игрокам

Досмотр груза в транспортной компании

Несмотря на жесткую конкуренцию, организация международных автоперевозок все больше привлекает российские транспортные компании.

Данный вид коммерческой деятельности, как и любой другой, требует от перевозчика соответствия установленным правилам и ограничениям. Чтобы грамотно осуществлять международные автоперевозки, необходимо знать об особенностях этого бизнеса.

Иначе, транспортная компания не сможет стать полноправным игроком международного рынка грузоперевозок.

Кто регулирует автоперевозки

Регламент международных грузовых перевозок разработан на основе правового статуса территории, по которой выполняется транспортировка груза. Кроме этого, при решении вопросов перевозки, учитывается международное право.

Документы, регулирующие международные перевозки:

  • Женевская конвенция – организация дорожного движения;
  • Конвенция МДП – контроль всех этапов, в частности, таможенное оформление;
  • Соглашение СМА – регулятор использования международных автодорог;
  • Конвенции КДПГ – регулятор правовых отношений между грузоотправителем и перевозчиком.

Сегодня перевозки автотранспортом находятся под контролем более сорока международных организаций. Наиболее влиятельные из них – Международный союз автотранспорта и Комитет внутреннего транспорта. Специальное разрешение на международные перевозки предоставляет Ространснадзор. Запрос подается транспортной компанией через территориальные органы.

Стоит отметить, что если в Европе существует несколько категорий допуска на перевозки – одноразовые, фиксированные, транзитные, пригородные, то в РФ, как правило, практикуется разовое разрешение.

На осуществление неоднократных перевозок необходимо оформить лицензию, которая выдается ЕКМТ.

Благодаря участию в двухсторонних соглашениях, работа транспортных компаний на международных направлениях значительно упрощается.  

Какие документы нужны для международных грузоперевозок

Доставка любых грузов требует наличия сопроводительных документов. Условно их можно разделить на три категории. В случае с международными автоперевозками пакет документов должен включать:

Документы водителя 

  • удостоверение водителя международного образца;
  • паспорт с визой;
  • командировочное удостоверение;
  • разрешение на управление грузовым транспортом;
  • медицинский полис;
  • свидетельства ADR, в случае транспортировки опасных грузов;
  • перечень личных вещей, для таможенного контроля.

Документы на ТС

  • свидетельство о регистрации ТС;
  • сертификат ТО международного образца;
  • разрешение на въезд;
  • путевой лист;
  • страховой полис;
  • об оплате за проезд по платным дорогам;
  • таможенные документы.

Документы на груз

  • товарно-транспортная накладная образца CMR;
  • два незаполненных бланка товарно-транспортной накладной или TIR Carnet;
  • счет-фактуры;
  • сертификаты качества;
  • договор грузоперевозки;
  • страховой полис;
  • таможенная декларация.

Пакет документов может быть дополнен, в зависимости от конкретной перевозки: какой вид груза транспортируется, какие требования у страны-пункта назначения или транзитных стран и другие.

Обязанности и права участников договора грузоперевозок

В рамках договора международных автоперевозок участниками соглашения становятся несколько сторон. Каждая из сторон не только принимает на себя обязательства, но и имеет определенные права.

Обязанности и права грузоотправителя

Отправитель груза обязан предоставить достоверные и полные сведения для оформления сопроводительных документов.

В ином случае, он несет ответственность за возможные убытки транспортной компании, возникшие по причине предоставления ложных данных.

В то же время, грузоотправитель вправе проверить содержимое грузового пространства автомобиля, а также сверить с перевозчиком количество товара и его вес по брутто.

Перед транспортировкой отправитель груза должен включить в пакет сопроводительной документации всю необходимую информацию, которая требуется для прохождения таможенного контроля. Если отсутствие таких сведений или наличие ошибок в документах принесут ущерб транспортной компании, то грузоотправитель будет обязан взять на себя полную ответственность.

Обязанности и права грузоперевозчика

Принимая груз, перевозчику предписано проверить товар (маркировку, упаковку, целостность), сопроводительные документы и накладные. Транспортная компания отвечает за сохранность груза при транспортировке, в частности за хищение, утерю и повреждения перевозимого товара. Ответственность грузоперевозчика наступает, если по его вине были сорваны сроки доставки, оговоренные в договоре.

Обязанности и права грузополучателя

При получении груза адресат вправе потребовать копию товарно-транспортной накладной.

Грузополучатель должен принять груз и предоставить расписку о приемке, если товар соответствует заявленному качеству, находится в сохранности. В противном случае адресат имеет право отказаться от приемки.

Все экземпляры товарно-транспортной накладной должны быть заверены печатью организации-получателя и подписью ее представителя, принимающего груз по доверенности.

Как проходит таможенное оформление

Проезжая через международную границу, все перевозчики грузов проходят таможенные посты. Пограничный контроль за международными перевозками осуществляется с целью:

  • обнаружения транспорта, перевозящего скрытый груз, а также ТС, оборудованного скрытым грузовым пространством;
  • пресечения проезда через границу ТС, не отвечающим техническим и иным, установленным нормам;
  • недопущение прохождения транспорта с другими целями, помимо заявленной транспортировки груза.

Сотрудники таможенного поста проводят осмотр ТС в соответствии с правилами и в определенной последовательности.

Основные этапы процедуры таможенного контроля:

  • при транспортировке груза перевозчик предъявляет в зоне контроля специальное разрешение и сопроводительные документы на водителя, ТС и груз;
  • уполномоченный сотрудник тщательно проверяет подлинность предоставленных документов;
  • сотрудник таможенного поста выносит решение о том, в какой форме будет осуществляться досмотр;
  • проводится досмотр транспортного средства, груза и сопровождающих его лиц, если таковые следуют с водителем;
  • водителю возвращаются сопроводительные документы и предоставляют возможность пересечь границу.

Не всегда проверка перевозчика на границе заканчивается разрешением двигаться дальше, к пункту назначения.

В зависимости от выводов, сделанных в ходе досмотра уполномоченным сотрудником таможни, транспортное средство могут пропустить через границу, провести дополнительный досмотр, отказать в пересечении границы.

Чтобы благополучно пройти таможенный контроль, стоит тщательно изучить все нюансы и особенности организации международных перевозок и придерживаться установленных норм перемещения грузов автотранспортом по территории других государств.

«Фуры задерживают избирательно — это бизнес»: затяжные проверки на таможне разоряют перевозчиков ДФО 09:15, 28 июля 2021 Версия для печати

Досмотр груза в транспортной компании

Уссурийские таможенники неделями задерживают на складах грузы из Китая, выискивая у перевозчиков нарушения. Так совпало, что эти склады принадлежат владельцам зданий, где арендуют помещения таможенные посты.

Российские импортеры, работающие на Дальнем Востоке, бьют тревогу: сотрудники Уссурийской таможни на несколько недель задерживают трейлеры с грузом, который следует в Россию из Китая.

Например, в пункте пропуска ДАПП «Полтавка» фуры простаивают по 10-20 дней, так как их подвергают тотальному таможенному досмотру.

Все это время грузы хранятся на складе, который принадлежит тем же собственникам, которые владеют зданием, где находится ДАПП.

Тотальный досмотр

По подсчетам транспортной компании «Магистраль ДВ» из Хабаровска, которая возит промтовары из Китая, с 1 мая по 15 июля ее грузовики четыре раза подвергались подробному досмотру на границе. Каждый раз задержка составляла от 5 до 10 суток.

Обычная таможенная процедура предусматривает лишь визуальный осмотр — без вскрытия грузовых отсеков транспорта и упаковки товаров.

Подробный досмотр применяется лишь в случаях, когда у таможенников возникают обоснованные предположения, что провозимый груз не соответствует указанному в декларации.

Однако уссурийские таможенники, работающие на ДАПП «Полтавка», ни одного нарушения у «Магистрали ДВ» не выявили, но продолжали раз за разом вскрывать грузы.

На территории ДАПП условий для хранения товара нет, поэтому таможенники направляли трейлеры «Магистрали ДВ» на ближайший склад, принадлежащий ООО «Полтавский терминал». Складские услуги обошлись импортеру в 210 тыс. рублей.

«Есть и другие склады, куда могли бы направлять машины для досмотра, например, склад временного хранения в самом Уссурийске. Но он стоит полупустой, а все грузы направляют на «Полтавский терминал», — недоумевает адвокат Светлана Коргутова, представляющая интересы бизнесменов.

Начальник поста сам решает, кого досматривать, а кого нет, поясняет она. Одни грузовики проходят «Полтавку» без досмотра, а другие проверяют каждый раз, несмотря на отсутствие нарушений. 

«Стопроцентный досмотр — процедура долгая и затратная. Фуры стоят в очереди по 10 дней, просто чтобы подъехать к разгрузочному модулю. «Полтавский терминал» берет за первые сутки хранения 4 тыс. рублей, потом — по 2 тысячи. Работа грузчиков стоит 14 тыс. рублей. В итоге счет за складские услуги — 80-90 тысяч», 

— рассказала Коргутова.

«Магистраль ДВ» пожаловалась на действия таможенников и лично начальника ДАПП «Полтавка» подполковника ФТС Алексея Канина в Дальневосточную транспортную прокуратуру, указав, что после таможенного досмотра грузовладелец обнаружит недостачу и порчу находившегося в трейлерах товара.

Та же проблема у компании ООО «Кальсар» из Уссурийска. Ее груз (промтовары китайского производства) застрял на границе на 20 дней.

В пресс-службе Уссурийской таможни ПРОВЭДу заявили, что руководитель «Полтавки» своих полномочий не превышал. «Таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов и форм контроля.

При выборе используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС», — пояснили в пресс-службе таможенного органа.

Собеседники не уточнили критерии риска, которыми руководствуются таможенники.

В пресс-службе также отметили, что склад «Полтавский терминал» — единственная зона контроля, расположенная в непосредственной близости от места прибытия. По информации пресс-службы, помещения и открытые площадки склада обустроены и оборудованы должным образом.

Все деньги в один карман

ПРОВЭД заинтересовался складским дефицитом в окрестностях «Полтавки» и выяснил интересные детали. Таможенный пост ДАПП «Полтавка» расположен в помещении, арендованном у ЗАО «Автомобильный пункт пропуска «Полтавка». По данным системы «Контур.

Фокус», это ЗАО принадлежит двум компаниям — ООО «Октябрьская транспортная компания» (ОТК, доля — 70%) и ООО «Логистическая группа БИКСИ» (30%).

При этом учредитель и гендиректор ОТК Дмитрий Стуков — единственный владелец и директор склада «Полтавский терминал», на который сотрудники таможенного поста «Полтавка» отправляют на хранение грузы.

Похожая схема действует на многих других таможнях Дальнего Востока.

Например, ДАПП «Турий Рог» (также относится к Уссурийской таможне) арендует площади у ООО «Автопереход Турий Рог», который в равных долях принадлежит четырем местным предпринимателям: Юлии Абрамовой, Александру Федотову, Александру Гейкину и Граниту Ли. Они же совладельцы находящегося неподалеку от ДАПП транспортно-логистического комплекса «Турга», где хранятся грузы, которые идут через ДАПП «Турий Рог».

О том, что многие пункты пропуска (ПП) на Дальнем Востоке зависят от частных собственников, у которых они арендуют помещения, известно на самом верху власти РФ. 

По данным спикера Совета Федерации от Приморского края Светланы Горячевой, из 46 дальневосточных ПП государству принадлежат только 4 пункта. Таможенные посты перешли в частные руки в 1990-х.

Российские власти много лет, но пока безуспешно борются с этой проблемой. Президент РФ Владимир Путин еще в 2006 году потребовал национализировать погранпункты. И «прекратить практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе». Но ФТС пока не преуспела в этом вопросе.

В марте 2021 года приморский губернатор Андрей Тарасенко собирал владельцев таможенных постов, чтобы осудить с ними вопросы выкупа. Пришли уже упомянутые хозяева «Турьего Рога» и предприниматель Сергей Деркач — собственник ПП «Марково», говорит источник ПРОВЭД, знакомый с ситуацией. Деркач согласился обсудить выкуп, часть владельцев «Турьего Рога» тоже. Но пока на этом переговоры застряли.

«Это бизнес»

«Такое происходит в России повсеместно. Фуры задерживают на границе очень избирательно — это бизнес», — говорит Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».

Таможенники очень заинтересованы в том, чтобы найти нарушения у перевозчиков, добавляет свою версию происходящего таможенный юрист Петр Лесников. «Основа жизни таможни — выполнение показателей эффективности деятельности (ПЭД).

Если ПЭД не выполняются, ставится под угрозу само существование таможенного органа или, по крайней мере, премии его руководителей. В общей сложности этих ПЭД — 202, а может, уже и больше.

Самый главный из них — наполнение федерального бюджета», — поясняет Лесников.

Отсюда — длительные простои на границе. Например, в конце июня на челябинской таможне сгнили 11 фур с яблоками из Киргизии стоимостью 16 млн рублей. Груз заподозрили в европейском происхождении и продержали на границе более двух недель, в 30-градусную жару.

«Скорее всего, перевозчики на «Полтавке» просто не согласились с предложением таможенников о корректировке таможенной стоимости или классификации товара», предполагает Лесников. По его словам, на таможне часто возникают подобные разногласия между проверяющими и бизнесменами.

Петр Лесников приводит в пример случай, когда таможенная стоимость сварочных аппаратов весом 5 кг корректировали, взяв за основание стоимость многотонного оборудования для сварки.

При этом получалось, что участник внешнеэкономической деятельности недоплачивает очень солидную пошлину.

Экспорт в Абхазию: таможенное оформление

Досмотр груза в транспортной компании

Несмотря на определенные экономические трудности, российские компании-экспортеры в 2021 году только за счет вывоза товаров и услуг за границу обеспечили приток в бюджет страны 300 млрд. долларов. Одной из тенденций экспорта в России является рост числа участников ВЭД со стороны малого и среднего бизнеса, с общей долей в экспорте страны почти 10%.

Чтобы каждый заинтересованный предприниматель смог реализовать свои бизнес-идеи на внешних рынках, необходимо, как минимум, знать основные требования, которые предъявляются органами таможни к оформлению вывоза услуг и товаров за границу. В этой статье будет рассказано об основных положениях, касающихся процесса оформления товаров и услуг, о том, какие требуются сопроводительные документы, как выглядит общий порядок прохождения таможенной очистки экспорта.

Особенности таможенного оформления различных товаров на экспорт

Таможенное оформление экспорта из России, в том числе и транзитных экспортных товаров, во многом определяется типом товара, его функциональным назначением, физическими характеристиками и даже страной назначения. Каждая группа экспортных товаров имеет свою кодификацию, согласно товарной номенклатуре ТН ВЭД.

В соответствии с положениями и классификациями этого нормативного документа, каждой партии груза, типу товара, органами таможни присваивается определенный профиль риска.

С учетом этого профиля таможней производятся с помощью определенной методики таможенная очистка, досмотр, декларирование, определяется сумма взимаемой пошлины и процесс выпуска.

Для оформления грузов на экспорт характерны следующие особенности:

  • Специфика прохождения формальностей зависит от класса и степени опасности товара (по классификации международной Конвенции МПОГ). Например, грузы класса опасности 3 и выше (к примеру, полистирол или танк-контейнеры с хлоргидридом) оформляются в упрощенном порядке с тем, чтобы такие грузы как можно быстрее доставлялись по месту назначения, не задерживались на грузовых терминалах и таможенных складах временного хранения (СВХ).
  • Массовые грузы, такие, например, как уголь, зерно, удобрения, оформляются, как правило, одной декларацией, которая может действовать в течение одного года. Это значительно упрощает порядок оформления, так как не требуется при отправке каждой последующей партии груза, вагона или грузового теплохода заново декларировать товар.
  • Некоторые товары, особенно имеющие вид сложной техники, промышленного оборудования, перед тем как быть задекларированными и подвергнутыми процедуре экспортного таможенного оформления, подлежат соответствующей технической экспертизе. Такая экспертиза проводится на предмет отсутствия оборонной, военной составляющей или статуса продукции двойного назначения. Экспертиза должна быть сделана заранее уполномоченными на это органами, организациями. Это технические экспертизы при ТПП (торгах промышленной палаты), а также ФСВТС и ФСТЭК.
  • Если экспортируемый товар имеет свою торговую марку, например, марку машины или обуви, то декларантом, оформляющим экспорт, должен быть предоставлен документ о праве регистрации такой торговой марки.
  • Таможенное оформление экспорта продукции, товаров, где используется древесина (пиломатериал, мебель и даже деревянные поддоны, упаковка, крепеж) обязательно сопровождается прохождением процедуры фитосанитарного контроля.

Основные этапы и документы, необходимые для декларирования

Таможенным Кодексом предусмотрен ряд обязательных последовательных процедур, связанных с оформлением и выпуском товара, грузов в экспортном направлении. Таких этапов существует три.

Первый этап связан с извещением и предоставлением для досмотра груза. Как правило, такое извещение производится либо грузовладельцем лично, либо через нанятого посредника – транспортную- экспедиционную компанию, грузовой таможенный терминал, СВХ или таможенного брокера.

Сроки извещения о прибытии груза для прохождения осмотра не должны превышать 30 минут.

При этом ни грузовладелец, ни перевозчик, ни какое-либо другое уполномоченное грузовладельцем лицо не имеет прав перемещать какие бы то ни было грузы в транспортном средстве, контейнере, оставлять его без присмотра.

Т.е. грузоотправитель должен представить товар или груз к месту проведения таможенного досмотра СВХ, таможенный грузовой терминал (таможенную зону) или в соответствующий пост.

Вторым этапом прохождения экспортной процедуры является декларирование. Этим обычно занимаются специально нанятые специалисты – таможенные декларанты или брокеры, имеющие соответствующие лицензии от ФТС.

ГТД (грузовая таможенная декларация) имеет вид специального бланка с голографической защитой, в котором указывают все необходимые данные об отправителе и получателе груза, его характеристиках, весе, количестве грузовых мест, таможенную стоимость и другие необходимые данные.

ГТД выпускается в трех экземплярах – один остается в таможне, другой – у грузоотправителя, а третий передается на грузовой терминал или перевозчику для оформления транспортных грузовых документов: ТТН для автотранспорта, коносамент для морских и речных перевозок (Bill of lading), авиационная накладная или air bill.

Составленная должным образом ГТД передается в специальный отдел таможни (ОКТДТ – отдел контроля и досмотра) для производства таможенной очистки вместе с другими необходимыми документами.

Этап третий – прохождение таможенного контроля, оплата всех необходимых сборов и платежей (в том числе за перевалку и хранение груза на складах таможни, опломбировку, таможенное сопровождение до места погрузки на транспортное средство).

Документы, необходимые для составления ГТД

Чтобы оформить выпуск экспортного товара или груза, для составления, оформления ГТД требуется предоставить следующий пакет документов (в зависимости от сорта и характера груза):

  • документ, подтверждающий право его владения грузоотправителем – это либо сертификат о происхождении, либо контракт о покупке, свидетельство о праве собственности;
  • внешнеторговый контракт с грузополучателем, паспорт сделки;
  • инвойс или счет, по которому оплачивается приобретение, поставка товара, включая стоимость как самого товара, так и транспортные и другие накладные расходы;
  • упаковочный лист, содержащий полное наименование и количество товара в крупногабаритной таре – ящиках, коробках, которые являются грузовыми местами. Если груз имеет сыпучий характер, то вместо упаковочного листа предоставляется выписка или погрузочный ордер соответствующего грузового терминала – например, с угольного склада или нефтяной базы.
  • транспортные накладные для тех случаев, когда груз доставляется на пост авто или ж/д транспортом;
  • сертификаты, лицензии и другие документы, необходимые для перевозки данного типа груза – например, фитосанитарный сертификат, если производится таможенное оформление пиломатериалов на экспорт, ветеринарный сертификат для продуктов животного происхождения, свидетельство о классе опасности груза (сертификат МПОГ).

Кроме этого обязательного списка документов, органы таможни вправе потребовать от грузоотправителя любые другие документы, подтверждающие право на вывоз товара за границу.

Таможенная очистка товара для экспорта

Таможенная очистка экспортного товара или прохождение таможенного контроля состоит из трех этапов.

В первую очередь инспектор проверяет наличие всех необходимых документов, включая проверку сведений, указанных декларантом в ГТД.

После того как инспектор проверил все документы на соответствие их требованиям, по результатам такого ознакомления он может назначить дополнительные виды контроля. В частности, груз может:

  • частично или полностью досматриваться с вскрытием упаковки, вплоть до полной выгрузки контейнера и пересчета всего товара поштучно;
  • пройти специальный инструментальный контроль. Например, контейнер может быть отправлен на прохождение ИДК (инспекционный досмотровый комплекс), где с помощью рентгеновского или инфракрасного излучения исследуется внутреннее содержание грузовых мест;
  • пройти контрольное взвешивание;
  • подвергнуться радиационному или биохимическому контролю;
  • проверяться кинологами на предмет наличия наркосодержащих средств.

Если в процессе указанных мероприятий никаких замечаний со стороны таможенных властей не обнаружено, инспектор заканчивает работу выпуском декларации – ставит свою именную печать на таможенном поручении для последующей отгрузки товара по месту назначения.

Третий этап включает в себя полную оплату не только предъявленных пошлин, но и прочих платежей, связанных с прохождением груза через инспекционные пункты досмотра, контроля, сопровождения, пломбирования и хранения.

Определение таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость товара, предъявленного к вывозу на экспорт, определяется тремя основными способами. Это:

  • адвалорная стоимость – процент от стоимости груза, указанной в паспорте сделки или внешнеторговом контракте;
  • фиксированная плата за единицу груза, например, за 1 м3 отгружаемого угля или 1 тонну нефтепродуктов;
  • специальные тарифы, относящиеся к определенным классам грузов и товаров, например, таможенная стоимость сложного или уникального оборудования может быть определена через экспертную оценку ТПП (торговая промышленная палата) или по специальным каталогам продукции.

Кроме этого, существует ряд групп и классов товаров, по которым таможенная стоимость либо снижена до минимальных значений, либо равна нулю. Такая информация опубликована на интернет-портале ФТС РФ.

Таможенные сборы и платежи при экспорте

Кроме основного вида платежа – таможенной пошлины (в том случае если товар не освобожден полностью от экспортных пошлин и платежей), грузоотправителю со стороны органов таможни могут быть предъявлены счета к оплате за такие услуги, как:

  • таможенный досмотр с применением специальных средств инструментального контроля, в том числе радиационного, биохимического и кинологического;
  • хранение товара, груза, контейнера на таможенных складах временного хранения (СВХ) или на арест-площадках;
  • транспортировка, перевалка груза как в пределах одной таможенной зоны, склада, так и из одной зоны в другую, например, при перемещении контейнера, при вывозе груза с досмотровой площадки таможенного поста на грузовой терминал порта или ж/д станции;
  • наложение таможенных пломб и таможенное сопровождение;
  • услуги сторонних организаций, экспертов, привлеченных для производства таможенной очистки груза, отправляемого на экспорт.

Упрощенный порядок таможенного оформления экспорта ЕАЭС

Существует несколько многосторонних международных договоров между Российской Федерацией и странами ближнего зарубежья, значительно упрощающих экономическое взаимодействие, в том числе предусматривающие упрощенный порядок прохождения грузами таможенных границ, унификацию документов. Одним из таких экономических союзов является договор между странами ЕАЭС. В это соглашение входят некоторые бывшие республик СССР, такие как Армения, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, включая такие территории, как Приднестровье и Абхазия.

Для экспортных грузов, следующих в направлении этих стран, предусмотрены упрощенные правила таможенного оформления, порядка подачи документов и прохождения таможенной очистки. А именно:

  • используется электронная форма подачи ГТД, в том случае если стоимость товара превышает 1000 евро;
  • если товар, предъявленный к таможенному оформлению, стоит меньше 1000 евро, то вместо ГТД достаточно предоставить инспектору товарный чек или контракт покупки и приложить заявление, составленное по соответствующей форме.

Также при перемещении груза между странами ЕАЭС или при прохождении таможенного транзита используется единая форма ГТД, принимаемая всеми таможенными органами стран, входящими в это международное соглашение.

По мере роста экономических связей РФ и других стран мира, благодаря внедрению новых информационных
технологий, процесс таможенного оформления грузов как в экспортном, так и в импортном направлении, значительно упростился. Если раньше на таможенное оформление экспорта в лучшем случае уходило 2-3 дня, то сейчас экспортные отправки оформляются за считанные часы.

Как правильно принять груз у транспортной компании?

Досмотр груза в транспортной компании

  Наша компания сотрудничает с надёжными транспортными компаниями (далее по тексту ТК), которые выполняют свою работу максимально ответственно, быстро и аккуратно, в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями нашего магазина, так, чтобы клиент остался всем доволен. Однако нельзя забывать, что в работе любой транспортной компании, как и везде, не исключен так называемый “человеческий фактор”, ведь никто не может быть застрахован от ошибок персонала грузоперевозчика.

Важная информация:

  • При сдаче груза в транспортную компанию груз фотографируется и в ТТН (товарно-транспортная накладная) пишется, что груз принят без повреждений.

    Бывает, что сотрудники некоторых транспортных компаний пишут в ТТН груз принят с повреждениями, чтобы снять с себя ответственность при возможном повреждении груза в процессе его перевозки.

    В таких случаях мы предлагаем сотруднику транспортной компании совместно вскрыть упаковку товара, проверить его целостность, зафиксировать фотосъемкой и в ТТН отметить что товар принят без повреждений, если сотрудник транспортной компании отказывается от досмотра груза и настаивает на приёме груза с повреждениями, то мы не отправляем груз этой транспортной компанией.

  • При оформлении груза к перевозке в обязательном порядке оформляется страхование груза согласно сопроводительным документам.
  • При порче груза по вине грузоперевозчика, собственнику груза (получателю) со стороны ТК возмещается ущерб в размере полной стоимости испорченной части товара.

Правила приема груза от транспортных компаний:

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ПРИЕМА ТОВАРА: ЕСЛИ ВЫ СОМНЕВАЕТЕСЬ, ХОТЯ БЫ НЕМНОГО, В ЦЕЛОСТНОСТИ ДОСТАВЛЕННОГО ЗАКАЗА, НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ ДОКУМЕНТЫ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОСМОТРА ГРУЗА, В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ПОДОЗРЕНИЯ НА МЕСТЕ ПОЛУЧЕНИЯ ГРУЗА (В ПРИСУТСТВИИ СОТРУДНИКА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ).

ЕСЛИ ЖЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУЗА ОБНАРУЖАТСЯ УЖЕ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ТТН И ПОКИДАНИЯ ГРУЗОМ ТЕРРИТОРИИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ, ПРЕТЕНЗИИ НЕ БУДУТ ПРИНЯТЫ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!

Порядок действий при приеме груза:

  1. Сверить количество мест по факту с указанным в ТТН (товарно-транспортной накладной). Если количество мест не совпадает, произведите вскрытие груза и прием товаров по позициям, а также в обязательном порядке составьте акт о расхождении мест в присутствии сотрудников ТК.
  2. Проверьте визуальную целостность внешней упаковки.

    Она не должна иметь сквозных дыр, повреждений и помятостей, следов перескочивания (на заводских упаковках недопустимы следы «двойного скотча»). Наличие непонятной или подозрительной упаковки также является условием для составления акта о нарушениях и отказе в приеме товара.

    Обратите внимание, что наша компания не занимается дополнительной упаковкой груза (товар может быть упакован только в заводскую упаковку)! При любых нарушениях сфотографируйте товар или сделайте видеозапись вскрытия грузового места в присутствии сотрудников ТК, составляйте Акт, в котором опишите обнаруженные нарушения, такие, как повреждения, отсутствие или подмена товара и т.д.

    В последствии сделанные Вами фотографии и видео станут самыми объективными и неопровержимыми аргументами зафиксированного нарушения.

  3. Проверьте вес и объем товара по товарно-транспортной накладной (ТТН). Если есть возможность (при приеме на терминале) требуйте перевешивания и замера объема груза в Вашем присутствии.

    При несовпадении веса или объема порядок действий такой же, как и при прочих нарушениях – обязательно в присутствии представителя ТК производите вскрытие груза и прием товара по позициям согласно накладной и упаковочным листам, составляйте акт о расхождении веса или объема.

    Обратите внимание, что один экземпляр Акта с оригинальной печатью ТК и подписью сотрудника ТК остается у Вас (грузополучателя). Транспортная компания, занимающаяся доставкой, считает свои обязательства перед получателем выполненными, если грузополучатель не составит акт о нарушениях и распишется в отсутствии претензий в товарно-транспортных документах.

    Напоминает, что акт должен быть составлен при получении груза с участием представителя ТК и грузополучателя, а также подписанного с обеих сторон. Акт обязательно должен быть заверен синей печатью ТК.

    В случае если сотрудник ТК отказывается подписывать акт, ни в коем случае НЕ ПРИНИМАЙТЕ ГРУЗ! Обязательно сделайте фото или видеозапись груза на складе ТК, постарайтесь узнать данные сотрудника, который отказался подписать или принять акт, потребуйте озвучивания причины отказа, и в тот же день срочно свяжитесь с нами. Копии записей и акта о нарушениях вышлите на нашу электронную почту: info@europechi.ru. Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов и мы готовы предоставить Вам все дополнительные документы которые будут необходимы для решения возникших проблем.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.